Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
К вопросу об особенностях межличностных отношений дошкольников с нарушениями зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей. Межличностные отношения являются сущностью общения, своеобразным его результатом. Возникнув в процессе общения, межличностные отношения, в свою очередь, оказывают влияние на него, определяя содержание общения. В. В. Абраменкова выделяет три уровня межличностных отношений: функционально-ролевые – зафиксированные в специфических для данной культуры нормах поведения и реализующие себя в выполнении различных ролей (игровых или социальных); эмоционально-оценочные – проявляющиеся в предпочтениях, симпатиях и антипатиях и в различного рода избирательных привязанностях; личностно-смысловые – при которых мотив одного субъекта приобретает личностный смысл для другого. Именно этот тип отношения порождает феномен действенной групповой эмоциональной идентификации. Этот феномен отражает гуманные отношения между людьми (и детьми – в частности) и определяется характеристиками совместной деятельности [2]. Экспериментальные психологические исследования аномальных детей разных категорий показывают, что первичный дефект, в соответствии с его спецификой, вызывает многообразные вторичные изменения в психике ребенка. Ж. И. Шиф отмечала, что «общим для всех случаев аномального развития является то, что совокупность порождаемых дефектом следствий проявляется в изменениях в развитии личности аномального ребенка в целом». В. И. Лубовский также выделил влияние дефекта на развитие личности как важнейшую закономерность развития, общую для всех аномальных детей. Влияние дефекта и в частности нарушений зрения на развитие психики ребенка не является только прямым или однозначным, оно сказывается в системном характере нарушений, среди которых можно выделить вторичные и третичные. А. И. Зотов выделил три группы психических явлений, существенно отличающихся степенью влияния, которое оказывает на них имеющийся дефект. Первая группа психических явлений, как их уровень, так и процесс достижения этого уровня, характеризуется отсутствием зависимости от патологии зрения. Вторая характеризуется независимостью уровня достижений от патологии зрения и дифференцированной зависимостью самого процесса достижения определенного уровня от остроты зрения и характера заболевания. Третья группа психических явлений характеризуется прямой зависимостью от дефекта зрения; к ним относятся «собственно зрительные явления», обусловленные поражением периферических и проводниковых частей зрительного анализатора. Развивая эту тему, А. Г. Литвак конкретизировал три группы, или блока, психических образований, входящих в структуру личности, влияние слепоты и слабовидения на которые различны: психические процессы; психические состояния; психические свойства личности. При этом отмечается прямая зависимость между глубиной дефекта, временем его появления и протеканием таких перцептивных процессов, как ощущения, восприятия и представления. Первый блок структуры личности – такие психические процессы, как мышление, речь – находится в опосредованной зависимости от нарушения зрения, так как за счет развития компенсаторных процессов они развиваются до уровня нормы. Второй блок структуры личности – психические состояния – также испытывают влияние дефекта, хотя это влияние имеет временный характер. Сюда входят эмоции, возникающие при появлении или осознании своего дефекта, отличия от нормально видящих. Третий блок структуры личности – темперамент, характер, способности, направленность личности – рассматривается как устойчивые ее свойства, определяющие личность человека. И, несмотря на то, что направленность личности имеет социальную природу, автор отмечает, что некоторые из ее компонентов, такие как потребности и интересы, испытывают влияние нарушения зрения и их становление зависит от состояния зрения. Таким образом, можно говорить о том, что такие глубокие нарушения зрения, как слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития, как в семье, так и в воспитательных учреждениях. Личностные качества детей, имеющих серьезные физические недостатки, подвергаются значительным изменениям в дошкольный и подростковый периоды [1]. Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть конъюнктивными – сближающими, объединяющими людей и дизъюнктивными – разъединяющими их. Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребенок живет среди людей и неизбежно вступает с ними в определенные отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Межличностные отношения детей с нарушением зрения имеют свои особенности. Дефект зрения оказывает влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития, как в семье, так и в воспитательных учреждениях. Личностные качества детей, имеющих серьезные физические недостатки, подвергаются значительным изменениям в дошкольный и подростковый периоды. Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом – по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл [1]. Особое значение в формировании личности имеет система отношений к ребенку в раннем и дошкольном детстве. Вопросы становления детского коллектива и межличностных отношений, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук – философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, – одна из важнейших проблем нашего времени. Эта проблема созвучна с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения. Старший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности; повышается активность и самостоятельность – важные предпосылки организованного поведения. Знание формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста необходимо педагогам для успешного управления коллективом, налаживания нормальных межличностных отношений в нем, установления благоприятного социально-психологического климата. Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, вследствие чего затрудняется установление социальных связей и отношений. Эффективное управление процессами развития межличностных отношений слепых и слабовидящих в группе возможно только при наличии у его руководителей объективных данных о характере таких взаимоотношений. Между тем педагоги часто не имеют достаточно точного представления о реальном положении того или иного члена коллектива в системе его взаимоотношений с другими. Отсюда очевидна необходимость целенаправленного и углубленного изучения организаторами коллективной деятельности слепых и слабовидящих системы взаимоотношений в группе. Такое изучение даст возможность сплотить коллектив и создать благоприятный психологический климат. Для исследования состояния межличностных отношений нами была использована методика Рене Жиля [3]. Данная методика позволяет выявить избирательные предпочтения детей, а также преобладающую позицию ребенка среди других. Исследование проходило на базе детского сада №157 города Челябинска. В нем принимали участие шесть детей с нарушениями зрения 6-7 лет. Остановимся на краткой характеристике выполнения заданий детьми. Катя Б.(7 лет, Vis OD – 0,5 OS – 1,0). У ребенка наблюдаются трудности в контактах со сверстниками, а также привязанность к значимым взрослым (пример: выбирает прогулку с родителями, ставит себя на место рядом с ними). Однако, по словам Кати, у нее есть лучшая подруга, дружбой с которой она очень дорожит (пример: рисует себя и свою лучшую подругу, рассказывает, как ее любит, как им нравится проводить время вместе, также выбирает лучший подарок для своей подруги). Стиль поведения в конфликтных ситуациях – компромисс и сотрудничество, девочка доброжелательна и вежлива (пример: – Твой друг взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать? – Подойду и скажу, что невежливо брать чужие игрушки без спроса). Саша М. (6 лет, Vis OD – 0,6 OS – 0,6). Девочка испытывает трудности в контакте со сверстниками, среди них она хочет быть первой, во всем лучше и успешнее (пример: на картинке она изображает себя в центре друзей или же идущей впереди всех). В конфликтных ситуациях спокойная (пример: Твои друзья ссорятся, что ты будешь делать? – Объясню, разделю). Ваня П. (6 лет, Vis OD – 0,5 OS – 0,5). У ребенка хорошие отношения со взрослыми и сверстниками; есть близкий друг, но большую привязанность он испытывает к маме (пример: выбирает лучший подарок для мамы). Настя М. (5 лет, Vis OD – 0,8 OS – 0,6). Предпочитает общение со сверстниками, называет много друзей (пример: на рисунке изображает много друзей, себя рисует в центре, все держаться за руки). Старается не вступать в конфликты, а решать их с помощью воспитателя (пример: – Друг взял твою игрушку без разрешения. Что ты сделаешь? – Скажу воспитателю). Оскар К. (6 лет, Vis OD – 0,3 OS – 0,3.) У ребенка большие трудности в общении со сверстниками, совсем нет друзей, важным и значимым человеком для него является мама (пример: выбирает лучший подарок для мамы, больше всего любит играть с мамой, ребенок не называет и не рисует своих друзей). В конфликтные ситуации старается не вступать, даже избегать их (пример: – Вот твои товарищи. Они ссорятся и, по-моему, даже дерутся. Что ты будешь делать? – Я драться не буду). Маша Б. (6 лет, Vis OD – 0,2 OS – 0,8). Испытывает трудности в контакте со сверстниками, сильная привязанность к родителям, есть близкий друг. (пример: рисует только родителей, но играть больше любит со своим лучшим другом). Таким образом, четыре ребенка имеют различные трудности в межличностных отношениях. В связи с этим необходима коррекционная работа. У четырех из шести детей есть близкие друзья. У пяти хорошие отношения с родителями. В конфликтных ситуациях дети ведут себя адекватно, решают проблемы самостоятельно или прибегают к поддержке воспитателя. Всем детям, принимавших участие в исследовании, необходима коррекционная работа по развитию межличностных отношений. Рекомендовано проводить развивающие игры на общение без слов, внимание к другому, согласованность действий, взаимопомощь в игре и помощь в совместной деятельности в течение 6-12 месяцев, предполагаются улучшения в межличностном взаимодействии детей с другими людьми.
Список литературы 1. Лубовский, В. И. Специальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. И. Лубовский. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 560с. 2. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – 240 с. 3. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.179 (0.013 с.) |