Храпченко, М. Б. Лев толстой как художник / М. Б. Храпченко. – М. , 1979 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Храпченко, М. Б. Лев толстой как художник / М. Б. Храпченко. – М. , 1979



Творческое самоопределение

Идейно-художественное развитие Толстого отмечено не только постоянными исканиями, но и крупными поворотами, глубокими изменениями его идейных воззрений, принципов художественного обобщения жизни.

«Война и мир»

Человеческое в его соотношении с историческим и одновременно влияние исторического на судьбы народа, судьбы отдельных людей – вот та внутренняя доминанта «Войны и мира», которая определяет многие составные элементы романа-эпопеи, в том числе соотношение и характер обрисовки реальных исторических лиц и вымышленных героев.

Между различными социальными явлениями есть своя глубокая внутренняя связь, определяющая роль а историческом процессе принадлежит не отдельным личностям, а всей массе людей, участвующих в событиях. Рационалистич. философия не способна объяснить развитие историч. событий, их связь и смену.

«Анна Каренина»

Пробуждение чувства личности, происходившее в предреформенной и особенно в пореформенный период, ясно выразилось в том интенсивном росте самосознания молодого поколения, самосознания передовых женщин.

История героев – вначале как бы замкнутая в себе – «вписывается» в раму эпохи.

Коллизии, переживаемые действующими лицами, вступают в соприкосновение с коллизиями времени. Повествование о человеческих страстях, жизненных исканиях и раскрывает читателю общественные взаимодействия.

Преемственность между «Войной и миром» и «Анной Карениной» сказывается не в сходстве тем или характеров, а в близости позиций, с которых рассматриваются разные условия жизни, в родственности принципов их художественного претворения. Одной из условных творческих задач для Толстого было изображение непрерывного потока жизни, частью которого являются отдельные люди.

Перелом в мировоззрении Толстого. Рассказы и повести 80-90 гг

От идеи возрождения человека Толстой переходит к принципам обновления жизни общества в целом, освобождения человечества от современного рабства, от власти частной собственности. Средства уничтожения общественного зла, предлагавшиеся писателем, были явно утопическими, но его анализ социальной жизни отличен необыкновенной проницательностью.

В произведениях Толстого 60-70 гг проблема – человек и жизненные условия – часто получает свое художественное воплощение в обрисовке постепенного отхода героя от привычных норм жизни.

Противоречивое сочетание жизненного и иллюзорного, открытий и предрассудков рельефно отразилось в творчестве позднего Толстого.

«Воскресенье», «Хаджи-Мурат»

Повествование в «Воскресении» строится не по принципу развития многих взаимодействующих между собой «течений», а на основе последовательного изображения, пронизанного общей мыслью, единым взглядом.

Отход Нехлюдова от господствующих взглядов и норм представляет собой возрождение его человеческих качеств. Результаты нравственного потрясения, пережитого Нехлюдовым, глубже, чем он сам предполагал сначала, они становятся все яснее по мере того, как жизненная драма открывается перед героем во всей ее полноте.

Возрождение Катюши изображено в романе как медленное и трудное выздоровление.

Из состояния внутренней Катюшу выводят частые напоминания о ее счастливом прошлом и зле, причиненном ей.

Возрождение происходит не столько через восприятие гибельности зла, сколько через осознание возможности добра.

Подлинный переворот в ее внутреннем мире происходит во время пребывания в среде политических заключенных-революционеров.

Критика социального зла в романе исходит из отрицания частной собственности.

Искусство эпического повествования.

Толстой поразительно глубоко отразил сложные искания личности. В его художественных произведениях личность соприкасается с самыми трудными проблемами человеческого бытия, стремясь найти в них истинное решение. Толстой охарактеризовал разные формы сознания личности, но его своеобразие как художника, среди других особенностей, состоит в том, что личность, ее стремление найти и выразить себя не является для него единственной мерой вещей.

Критерии оценки деятельности личность: жизнь, ее развитие, служение общему благу. Характерны конфликты героев не только с социальными нормами, но и с развитием действительности в широком смысле слова.

Мастерство психологического анализа.

Событийность составляет одну из характерных особенностей изображения писателем внутренней жизни его героев. Она выражается не только в хар-ке тех или иных воздействий исторических явлений, но в обрисовке душевных подъемов и спадов, обусловленных обычной деятельностью.

Повторяющиеся детали иногда приобретают ярко выраженный динамический характер («свет в глазах» А К)

Широкое выявление психологической выразительности «бессловесных отношений», жеста, движения человека было одним из открытий Толстого в области воссоздания внутреннего мира людей.

Толстой стремился открыть во внутреннем мире человека его основные начала, те «элементарные частицы», из которых формируются душевные проявления личности.

Значительную роль в психологическом анализе играет внутренний монолог.

На основе этих принципов изображения внутреннего мира созданы глубочайшие псих. обобщения, показывающие широкие возможности духовного роста людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.127.249 (0.007 с.)