Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественная правда истории
Исторический замысел входил в намерения Толстого с самого начала работы над «Войной и миром». Но понадобилось семь лет напряженного труда, прежде чем замысел этот получил нужное, удовлетворившее автора воплощение, прежде чем найдено было верное соотношение исторических и бытовых описаний, определились сюжетные ходы, соответствующие величественному содержанию исторических событий, а сама история предстала как жизнедеятельность всего народа. что «историю прекрасных чувств и слов разных генералов» он заменил «историей событий», «историей человеков». «Я старался писать историю народа», — с полным основанием утверждал он, заканчивая роман. Позднее Ромен Роллан скажет так: «Народы — истинные герои этого романа». Отсюда колоссальный охват жизненного материала, особый масштаб изображения, доступный художнику и неуместный, невозможный в собственно историческом описании. Предметом «Войны и мира» была жизнь всей Европы в напряженнейшие моменты ее развития. Но каждый исторический факт Толстой стремился объяснять человечески, вскрывать его живой смысл, проникая во все детали внутренней, душевной и внешней, общественной жизни. Он не подменял историю романическими вымыслами о ней, не отказывался от изображения исторических лиц, как это делали многие исторические романисты, его предшественники. Он исследовал ход самой истории, но исследовал художественно и потому открывал взаимосвязь истории и человеческого бытия. Основная художественная задача — писать «историю человеков» — определила новую трактовку исторических событий, новый художественный метод их изображения. Мировые события и крупные явления общественной жизни наблюдает в «Войне и мире» случайный свидетель, обыкновенный смертный, и эта простая, естественная, непредвзятая точка зрения обеспечивает нужный автору «человеческий» взгляд. Рисуя сложные, богатые в умственном и нравственном отношении натуры Болконского и Безухова, Толстой не погрешил против исторической правды. Он лишь применил для раскрытия этой правды свой новый художественный метод, которого до него не знала литература,— метод «диалектики души». Сила «Войны и мира» именно в том, что несравненный по художественной чуткости писатель представил социально-нравственную, психологическую историю эпохи, воссоздал душевные переживания разных людей того времени, их духовные устремления.
Н. Н. Страхов справедливо отмечал, что у Толстого «схвачены не отдельные черты, а целиком — та жизненная атмосфера, которая бывает различна около различных лиц и в разных слоях общества». Ясно и полно раскрыта в романе эта разница «атмосферы» — например, в имении старого князя Болконского, опального генерала суворовских времен, и разоряющегося московского хлебосола графа Ростова; в чиновном, «французско-немецком» Петербурге и в «русской» патриархальной Москве. Всегда это исторически и социально обусловленная разница. Наиболее чуткие из современников Толстого уловили этот дух времени, который, по словам П. В. Анненкова, «воплощается на страницах романа, как индийский Вишну, легко и свободно, бесчисленное количество раз». «МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» И ФОРМЫ ЕЕ ВОПЛОЩЕНИЯ «Войны и мира» — в утверждении «мысли народной». Исследовать характер целого народа, характер, с одинаковой силой проявляющийся в мирной, повседневной жизни и в больших, этапных исторических событиях, во время военных неудач и поражений и в моменты наивысшей славы, — такова важнейшая художественная задача «Войны и мира». Впервые Толстой ставил подобную цель в повести «Казаки», хотя и на сравнительно узком и специфическом жизненном материале. По отношению ко всему предшествующему творчеству Толстого «Война и мир» явилась своеобразным итогом, синтезом и огромным шагом вперед. Эпическое начало связывает «Войну и мир» также с Севастопольскими рассказами; повествование о нравственных, социальных, философских исканиях лучших героев романа развивает ту линию в творчестве Толстого, которая воплотилась в образах Николеньки Иртеньева, Дмитрия Нехлюдова, Оленина и продолжена в образах Левина и князя Нехлюдова. И деятельность исторических лиц проверяется все той же «мыслью народной». «Умные» предначертания Сперанского отвергаются на том основании, что они неприложимы к народной жизни и чужды ее интересам. В нескольких сценах в полной мере раскрывается комизм и жестокость Ростопчина, не имеющего ни малейшего представления о том народе, которым он вздумал управлять.
Наполеон подвергается уничтожающему разоблачению, потому что он избрал для себя преступную роль «палача народов»; Кутузов возвеличивается как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству. Та «чистота нравственного чувства», которая составляет этический пафос «Войны и мира», утверждает истинность народного представления о величии: «Для нас нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Наконец, нужно отметить еще одну, важнейшую форму воплощения «мысли народной» — в историко-философских отступлениях романа. Для Толстого главный вопрос в истории: «Какая сила движет народами?» В историческом развитии он стремится найти «понятие силы, равной всему движению народов». Философия войны у Толстого, при всей отвлеченности некоторых его сентенций на эту тему, сильна оттого, что острием своим направлена против либерально-буржуазных военных писателей, для которых весь интерес сводился к рассказу о прекрасных чувствах и словах разных генералов, а «вопрос о тех 50 000, которые остались по госпиталям и могилам», вовсе не подлежал изучению. Его философия истории, при всей противоречивости, сильна тем, что большие исторические события он рассматривает как результат движения масс, а не деяния различных царей, полководцев и министров, т. е. правящих верхов. И в таком подходе к общим вопросам исторического бытия видна все та же мысль народная. В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира —труд и счастье, свободное, естественное и потому радостное проявление личности, а содержание и потребность войны — разобщение людей, разрушение, смерть и горе. Ужас смерти сотен людей на плотине Аугеста (во время отступления русской армии после Аустерлица) потрясает тем более, что Толстой сравнивает этот ужас с видом той же плотины в другое время — когда здесь «столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками, в то время как внук его, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу» и «столько лет мирно проезжали на своих парных возах, нагруженных пшеницей, в мохнатых шапках и синих куртках моравы и уезжали по той же плотине, запыленные мукой, с белыми возами». Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах... на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского». Само изображение правды войны — «в крови, в страданиях, в смерти», которое Толстой провозгласил своим художественным принципом еще в Севастопольских рассказах, исходит из народной точки зрения на сущность войны. Правителям народов Наполеону и Александру, равно как и всему высшему обществу, мало дела до этих страданий. Они либо не видят в страданиях ничего ненормального — как Наполеон, — либо с брезгливо-болезненной миной отворачиваются от них—• как Александр от раненого солдата. Одна из важнейших проблем «Войны и мира» — соотношение личности и общества, руководителя и массы, жизни частной и жизни исторической. В определенном смысле писатель противополагал историю и жизнь отдельного человека. Прежде всего потому, что вечные основы бытия — рождение и смерть, любовь и ненависть, стремление человека к нравственному совершенствованию— не зависят от исторически ограниченных рамок каких бы то ни было событий, хотя в каждый данный момент, своими сложными путями, с этими событиями связаны. С другой стороны, Толстой знал, что жизнь, простая жизнь людей, с ее «частными» судьбами, интересами и радостями, идет своим чередом, независимо от встреч Наполеона с Александром, дипломатической игры или государственных планов Сперанского. Лишь те исторические события, которые приводят в движение народные массы, касаются судеб национальных, способны изменить — пусть драматически, но всегда благотворно — отдельного человека. Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной войны его любимые герои — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова.
В романе отрицается и консервативный, и либеральный взгляд на историю и устанавливается взгляд подлинно демократический, истинно гуманный.
По-своему и оригинально решает Толстой вопрос о свободе и необходимости. Свобода человека, исторического деятеля — кажущаяся. Человек свободен лишь в том, чтобы не идти наперекор событиям, не навязывать им свою волю, да еще в том, чтобы бесконечно изменяться, нравственно расти и таким образом сознательно (в отличие от роевой народной массы, которой это дано стихийно) соответствовать истории, ее движению и таким путем влиять на ее ход. Сильно и остро ставит Толстой вопрос о нравственной ответственности человека — исторического деятеля и всякого человека — перед историей: «Что касается исторической деятельности, то свободным субъектом и свободной причиной этой деятельности может быть только народ в целом, человечество в целом, но не отдельное лицо, на какой бы ступени власти оно ни стояло, чтобы оно ни думало об историческом значении своих действий и что бы об этом значении ни думали другие — современники, историки, философы и т. д.». ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ Персонажи «Войны и мира» делятся не на положительных и отрицательных, даже не на хороших и дурных, но на изменяющихся и застывших. Чуждая автору придворная и светская среда критикуется в романе прежде всего потому, что люди этой среды озабочены призраками, отражениями жизни, а не самой жизнью, и потому неизменны. Неспособность к переменам настойчиво подчеркивает Толстой и в общих характеристиках петербургского, в особенности салонного общества, и в обрисовке отдельных персонажей.
Внешняя неизменность, стандартность оказывается вернейшим признаком внутренней холодности и черствости, духовной инертности, безразличия к жизни общей, выходящей за узкий круг личных и сословных интересов. Все эти холодные и лживые люди неспособны осознать опасность и трудное положение, в каком находится русский народ, переживающий нашествие Наполеона, проникнуться мыслью народной. Воодушевиться они могут лишь фальшивой игрой в патриотизм, как Анна Шерер или Жюли Курагина: „шифоньеркой, удачно приобретенной в тот момент, когда отечество переживает грозное время, —как Берг; мыслью о близости к высшей власти или ожиданием наград и продвижения по служебной лестнице, как Борис Друбецкой накануне Бородинского сражения. Их призрачная жизнь не только ничтожна, но и мертва. Она тускнеет и рассыпается от прикосновения настоящих чувств и мыслей. Даже небольшое, но естественное чувство влечения Пьера Безухова к Элен, рассказывает Толстой, подавило собою все и царило над искусственным лепетом салона Анны Павловны, где «шутки были невеселы, новости не интересны, оживление — очевидно поддельно».
Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни и насколько они обладают способностью не застывать в рамках привычного бытия. Низкие, безнравственные инстинкты ставят человека во враждебные отношения к жизни; холодная рассудочность, рационалистическая скованность замыкает в узкие рамки малого мирка сухих расчетов, отчужденного от подлинной жизни, со всем высоким и низким, что она таит в себе; своих лучших героев Толстой выводит в открытый мир «всей» жизни с ее радостями и страданиями. «Да здравствует весь мир!» — к приятию этого девиза, утверждающего единение всех людей, приходит Пьер, разочаровавшись в Наполеоне, в масонстве, в филантропии, в подвигах, к которым побуждает тщеславие. В этом Кредо Толстого утверждается правота все той же «мысли народной». ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА Уже наиболее проницательные современники почувствовали, что «Война и мир» — книга сложного жанра, который нельзя определить одним словом. Черты романа и эпопеи слились здесь воедино, чтобы образовать синтез. В дополнение к этому хотелось бы подчеркнуть не только связь, но и постоянное взаимопроникновение романа в эпопею и эпопеи в роман. Для Толстого это сопряжение было чрезвычайно важно. «Война и мир» — одна из немногих в мировой литературе XIX века книг, к которой по праву прилагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая (а не частная) составляют основу ее содержания; в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды; в ней показан русский национальный быт. И главное, история народа и путь лучших представителей дворянского класса к народу являются идейно-художественным стержнем произведения.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.011 с.) |