Какому суеверию иногда начал подпадать Л. Н. Толстой в конце 1888г. И распространять его. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какому суеверию иногда начал подпадать Л. Н. Толстой в конце 1888г. И распространять его.



КАКОМУ СУЕВЕРИЮ ИНОГДА НАЧАЛ ПОДПАДАТЬ Л.Н.ТОЛСТОЙ В КОНЦЕ 1888Г. И РАСПРОСТРАНЯТЬ ЕГО.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Известно,что около 50 лет от роду

всемирноизвестный,многимипочитаемый писатель художественных произведений Л.Толстой,внутренне преобразился,как бы второй раз,духовно родился\см.такие его

произведения как "Исповедь"и предисловия

к "В чём моя вера" и к "Христианское

учение"\.В результате этого,второго

Рождения,Л.Толстого в истории человечества произошло относительно

Редкое событие.Один из талантливейших

Писателей,находящийся в расцвете своего

Художественного мастерства,обратил

Этот свой талант на то,чтобы подробно

Описать,что с ним происходило перед

Самым вторым рождением,во время его,

И после.Впоследствии эти писания для

Некоторых людей стали равноценной

Заменой живого Учителя жизни.И автор

Никогда бы не решился поддать критике

Одну из немногих слабых сторон данных

Замечательных,чудодейственных писаний

\тем более,что для самого автора эти

писания стали вышеуказанной заменой\,

Если бы не заметил распространённости

Одного неосознанного суеверия среди

Людей,считающих себя близкими друзьями-единомышленниками и просто

Единомышленниками Л.Толстого.

Не подлежит сомнению,что Л.Толстой в

Целом был неутомимым борцом со всякими

суевериями:"Не могу я не ненавидить этих

Суеверий.Я вижу,как эти суеверия для

Одних подменяют сущность формой,для

Других служат орудием разъединения,

Третьих отталкивают от учения истины

\см.письмо к Н.Вагнеру от 20/3-1890г.том65;

стр.59; Полное собрание сочинений Л.Толстого; М.1928-1958.\.Кажется невероятным,чтобы Л.Толстой серьёзно

распространял какое-либо суеверие.\Известно,что иногда Л.Толстой

По старой привычке занимался гаданием на картах.Но это было не серьёзно.Он

Сам говорил,что это суеверие и не распространял необходимости гадания на

картах среди людей.\Однако к сожалению

Существуют веские,по мнению автора,

Факты,подтверждающие то,что начиная

Приблизительно с 1888г,Л.Толстой начал

Распространять определённое суеверие.

Несколько слов о самом слове"суеверие".

Сам Л.Толстой различал:суеверие и ложную веру \см. там же последнее большое произведение"Путь жизни"том 45\.

Однако,исходя из сути самих данных слов,

По-видимому, в этом нет необходимости.В

самом деле.Очевидно,что слово"суеверие"

Произошло от сокращения словосочетания

"суетная вера"\подобно тому, как русское

Слово пчеловод соответственно-от

словосочетания "разводить пчёл"\.В свою

Очередь, очевидно,что каждая суетная вера

Есть ложная вера.Подробнее о различных

типах суетных вер\по латински религий\ и о верах вообще см.в комментариях к другой статье автора "Это может помочь предотвратить столкновение цивилизаций.";раздел "О религии

вообще".Здесь же достаточно с некоторыми оговорками\см. там же\

Принять данное Л.Толстым определение

истинной веры как любви ко всему живому\см.там же том45.Глава№1"О вере";раздел"Истинная вера в любви к Богу и к ближнему";мысль2.\.Соответственно суеверие\или ложная вера или лжевера\

это то,что заглушает\или даже совсем

уничтожает\ истинную веру,любовь ко всему живому или всеобщую любовь.

Глава№1."Понятие об идеале у Л.Толстого во время написания "В чём моя вера".

В произведении "В чём моя вера"\закончено в 1884г.\ читаем:"Верующие всё это слушают,читают это в церквах,называя это божественными словами,

его\Иисуса Христа\называют Богом,но говорят:всё это очень хорошо,но это не

Возможно при нашем устройстве жизни-это расстроит всю нашу жизнь,а мы к

Ней привыкли и любим её.И потому мы верим во всё это только в том смысле,

что это есть идеал,к которому должно стремиться человечество...А он \Иисус

Христос\понимал своё учение не как какой-то далёкий идеал человечества,

не как мечтательные,поэтические фантазии,которыми он пленял простодушных жителей Галилеи,он понимал своё учение как дело,такое дело,которое спасёт человечество,и он не мечтал на кресте,а кричал и умер за своё учение.И также умирают и умрут ещё много людей.Нельзя говорить про такое учение,что оно мечта.\см. там же том 23;

стр.329-331\Из данной цитаты,по мнению автора,хорошо видно,что во время написания "В чём моя вера" понятие об идеале у Л.Толстого совпадало с тем,что обычно на русском языке понимают под словами "недостижимая мечта".То есть слово греческого происхождения "идеал" переводилось Л.Толстым на русский язык

словом "мечта"\очевидно,что и в других языках есть соответствующие слова\.

И употребление слова "идеал" в связи с учением Христа в то время Л.Толстой считал неуместным.Само собой разумеется,что в следующем своём большом произведении,посвящённом вопросам веры:"О жизни"\закончено в начале 1888г.\слова "идеал"\насколько автор осведомлён\вообще нет.

Глава№2Необъяснимое,на первый взгляд,употребление Л.Толстым слова "идеал" в последующих произведениях,

Посвящённых вопросам веры.

В произведении "Царство Божие внутри вас"\1891-93\,являющемся прямым продолжением "В чём моя вера"\"Я работаю над довольно большим сочинением,которое должно составить продолжение"В чём моя вера"\см.там же том65;стр 319\\,Л.Толстой снова употребляет слово "идеал"!Причём в связи с учением Христа и в положительном смысле!?!:"В нагорной проповеди выражены Христом и вечный идеал,к которому свойственно стремиться людям..."\см.там же том28;стр.80\Чем же мы можем это объяснить?По-видимому

единственным,разумным объяснением данного явления будет то,что под словом "идеал"Л.Толстой во "В чём моя вера "и в "Царство Божие внутри вас" понимал разное.И действительно

в последнем произведении читаем:"Идеал,действующий на людей,есть не выдуманный кем-то идеал,но идеал

Представляет нравственный образ мыслей во всём его совершенстве,коль скоро он как идеал святости недостижим ни для одного существа,но он прообраз,приблизиться и сравняться с которым в непрерывном,но

бесконечном прогрессе мы должны стремиться."\см.там же том4;часть1;стр410\А вот цитата из произведения Л.Толстого,написанного после 1888г.:"А идеал только тогда идеал,когда осуществление его возможно

только в идее,в мысли,когда он представляется достижимым только в бесконечности и когда возможность приближения к нему бесконечна."\см.там же том27;стр.84\Далее там же Л.Толстой приводит и две,вышеупомянутые заповеди из Евангелия!Сходство,по мнению автора,очевидно.Известно,что Л.Толстой высоко ценил И.Канта и как философа и как относительно высоконравственного человека.\последнее особенно важно обычно для Л.Толстого.\:"Из биографий на меня всегда производило сильное впечатление не биография,а жизнь И.Канта."\см. там же том75;стр60\ Ознакомился Л.Толстой с философскими произведениями И.Канта, по-видимому, в 1869г.\см.там же том61;стр219\.Но именно в

конце 1887г.Л.Толстой переживает новое увлечение философией И.Канта!Причём именно тем трудом И.Канта,где последний развивает учение об идеале№2!!В 1887г. Л.Толстой пишет:"Много испытал радости,прочтя первый раз"Критику практического разума"...Это венец всей его

глубокой разумной деятельности...\см.там же том64;стр.102\.Таким образом, по-видимому, не только из своей души Л.Толстой взял понятие об идеале в вопросах веры после 1887г.

Л.Толстой обычно не определял слова "идеал" после 1888г.:»Недавно старик меня озадачил вопросом:»Что такое идеал?»Ещё не нашёл объяснения простым языком.»(см.Д.Маковицкий»Яснополянские записки»запись 1905г. кн.1стр.259))Однако автору известны по-крайней мере две попытки Л.Н.Толстого сделать это.Вначале Л.Толстой определял кантовский идеал№2 как некое неопределённое направление:

"...христианское учение не определяет форм жизни,а только во всех отношениях

человека указывает идеал,направление;"\см.там же том 65;стр.55\В конце же своей

Передать словами чувство,которое возбуждали и возбуждают во мне эти слова

И как они отвечают для меня на всё. Не совершенствоваться мне,гордому мне,

Подтереть мной что-нибудь?Примерами мерзости,порока и грехов не могу ли

Что кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершенствовании есть суеверие,а не просто отвлечённое учение,хорошо видно,по мнению автора, из приведенного выше отрывка из произведения И.Канта.

В самом деле.Ведь данное учение И.Кантом предлагается взамен истинной веры,любви ко всему живому!"Любовь к ближнему"\которая упоминается у И.Канта в данном отрывке\-есть ни что иное,как

Всеобщей любви,то можно ли её увеличивать?По мнению автора в каждом человеке достаточно всеобщей любви. Просто некоторые люди не ставят всеобщую любовь на главное место в своей ценностной иерархии.Из-за этого они лишают себя высшего блага.Другие,хотя и ставили раньше на главное место,но в настоящее время почему то забыли.Поэтому им надо вновь и вновь вспоминать об этом.В этом их внутренняя

работа.Однако иногда Л.Толстой критиковал эту промежуточную формулу!"Деятельность жизни проявляется любовью.Увеличить в себе любовь человек не может,потому что любовь есть сама сущность жизни.Человек может только уничтожать препятствия проявления любви \см.там же том56;стр.87\.

Человеческий.Но,говоря так,люди забывают то,что указание совершенства,к которому должно стремиться,не означает того,что человек должен достигнуть полного совершенства.Человеку ни в чём не дано достигнуть полного совершенства.

Назначение человека в приближении к совершенству.\см. там же том45;стр.120\Или ещё понятнее эту же мысль можно прочесть из воспоминаний В.В.Розанова:»Заговорили о «Крейцеровой сонате».Я отнёсся недоверчево к её послесловию:»Для чего же прекращаться роду человеческому,когда размножение есть коренной факт природы,явно благодатный,явно благославенный.Он ответил:Конечно,ввиду этого я и не имел.Но человек неудержим,и,когда хочешь довести его до нормы,надо советовать,кричать,требовать сверх нормы.Прекращения размножения,конечно,никогда не последует,и я не так наивен,чтобы,советуя это,имел ввиду действительно это.Но,стремясь к недостижимой цели,человек слабосилием своим как раз упадёт на норму,совпадёт с нормою или где-то близко около неё.Это-то и надо.»(см.В.В.Розанов «Около народной души.»М.2003г.стр.378)

Заключение.

Обозревая всю, в целом замечательную мыслительную деятельность Л.Толстого после 1888г.,можно сделать вывод,что мысль его всё время колебалась,то совпадая с истинной верой:"Постарайся полюбить того,кого ты не любил,осуждал, кто оскорбил тебя.И если это удастся тебе сделать,ты узнаешь новое радостное чувство.Как свет яркий светит после темноты,так и,освободившись от нелюбви, свет любви сильнее и радостнее разгорится в тебе."\см.там же том45;стр80\,то подпадая суеверию бесконечного нравственного совершенствования:"Так что признание недостижимого идеала заповедью есть только уловка,имеющая целью показать то,что так как исполнение заповеди любви в её полном совершенстве недоступно человеку в этой жизни,то заповедь любви и не может единой заповедью,а должны быть другие заповеди,исполнением которых человек может угодить Богу."\см. там же том38;стр117\И, таким образом, данное суеверия не могло до конца заглушить истинную веру у Л.Толстого.Но вероятно не так может быть у других людей,последователей Л.Толстого.Быть может под воздействием данного суеверия решил покончить жизнь самоубийством близкий друг-единомышленник Л.Толстого-Д.Маковицкий?Это всего лишь предположение автора.А вот очевидные факты.Известно,что В.Ф.Булгаков,бывший секретарь Л.Н.Толстого в конце жизни резко изменил свои взгляды,перестал быть близким единомышленником Л.Н.Толстого.Также известно,что перед этим В.Ф.Булгаков написал книгу «Толстой-моралист»(изд. В Праге 1923г.),в которой он сводит всё лучшее,что есть в учении Л.Н.Толстого к морализму.Вывод,вытекающий из сравнения этих двух фактов очевиден. Поэтому, внимая таким мыслям близких друзей-единомышленников Л.Толстого,как например:"Что это за ужасающее противоречие с чистыми идеалами Толстого!\см.П.Бирюков "Биография Л.Н.Толстого"том3;стр.9;

Берлин 1921г.\;или современных нам последователей Л.Толстого,как, например:"Принял я учение Л.Т.в 1915г.и держусь этого идеального учения уже 60лет."\см."Воспоминания крестьян-толстовцев"М.1989г.стр.475\

хочется возразить:Не было по сути у Л.Толстого никаких "чистых идеалов",никакого"идеального учения". Учение бесконечного нравственного совершенствования,называемое Л.Толстым с 1888г. идеалом,есть суеверие и потому, очевидно, не занимает важного места в целом замечательном учении Л.Толстого. Это суеверие должно или полностью быть отброшено как ненужное.

Или\для кого это почему-то трудно сделать\нужно по крайней мере:1.Не выдвигать для самого себя это учение на первый план,отодвигая тем самым для

себя истинное учение на второй план;2.Не распространять его среди

КАКОМУ СУЕВЕРИЮ ИНОГДА НАЧАЛ ПОДПАДАТЬ Л.Н.ТОЛСТОЙ В КОНЦЕ 1888Г. И РАСПРОСТРАНЯТЬ ЕГО.

ПРЕДИСЛОВИЕ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.023 с.)