Носимый в душе каждым человеком. Только этот идеал полного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Носимый в душе каждым человеком. Только этот идеал полного



бесконечного совершенства действует на людей и подвигает их к деятельности."\см.там же

том28;стр78\Таким образом в языке Л.Толстого,начиная с определённого времени,появляются два одинаковых слова:"идеал№1"и"идеал№2.Очевидно сам этот факт из биографии Л.Толстого

требует какого-то объяснения.Во-первых странно,что до 1888г. Л.Толстой никогда не писал,что он носит в душе какой-то немечтательный идеал?Во-вторых известно,что Л.Толстой был очень разборчив в употреблении слов,особенно иностранных.Л.Толстой понимал,что если человек,выросший,и воспитанный в определённой культуре,в определённой языковой среде,начинает вдруг ни с того ни сего употреблять слова из других языков\разумеется здесь не имеются в виду специальные науки,в которых употребление иностранных слов,иногда неизбежно\,то становится понятным,что данный человек сам плохо понимает о чём он хочет сказать другим людям.Л.Толстой сам резко критиковал многих русских мыслителей за злоупотребление иностранными словами/см.,например,его статью "О вехах"там же том38;стр285\. "Вехи одну пользу мне принесли:избегаю иностранных слов и вижу,что это возможно/см.Д.Маковицкий

"Яснополянские записки"книга №3;стр.411; М.1978г.\И всё же,несмотря на вышесказанное,Л.Толстой до конца своей жизни употреблял слово "идеал" в связи с вопросами веры!?!:"...не видя перед собою

закрытого церковным учением идеала Христа-полного целомудрия..."\см.там же "Путь жизни";том45;стр127.\

Глава№3."Факты,доказывающие,что по-видимому, под влиянием И.Канта,Л.Толстой начал с середины 1888г.употреблять слово "идеал" в вопросах веры\имеется ввиду письменно\.

Употреблял ли И.Кант слово "идеал"?И,если употреблял,то в каком смысле?Оказывается,что И.Кант употреблял слово "идеал"тоже в двух различных смыслах!!!\см.собрание сочинений И.Канта в 6-томах;

том3;стр503;М.1964г.\Первое значение слова "идеал"у И.Канта очевидно точно такое же как у Л.Толстого во "В чём моя вера".То есть кантовский идеал№1-это мечта,фантазия.Второе значение слова"идеал",идеал№2 у И.Канта-это, неизвестно откуда появившееся, нравственное предписание.Известно,что слово «идеал» начало употребляться в Европе относительно поздно,начиная с эпохи Возрождения.И употреблялось это слова в искусствоведческих трудах.То есть в том же смысле,что и кантовский идеал№1.Произошло слово «идеал» от слова «идея»(см.Панофски Э.»Idea:К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма»СПб.2002г.)Известно,что начиная с Платона,наблюдается дуализм в употреблении слова «идея».Причём Платон «идее»№2пытался придать некий философский смысл(см.раздел»О знании вообще»указанного сочинения автора).По-видимому под влиянием Платона и вводит И.Кант дуализм в употреблении слова «идеал».Коментируя известные две заповеди Евангелия: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим,и всею душею твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего как самого себя."\см.Евангелие от Матвея; глава22;стих35,39\,И.Кант пишет: "Таким образом,этот закон всех законов,как всякое моральное предписание Евангелия,

Представляет нравственный образ мыслей во всём его совершенстве,коль скоро он как идеал святости недостижим ни для одного существа,но он прообраз,приблизиться и сравняться с которым в непрерывном,но

бесконечном прогрессе мы должны стремиться."\см.там же том4;часть1;стр410\А вот цитата из произведения Л.Толстого,написанного после 1888г.:"А идеал только тогда идеал,когда осуществление его возможно

только в идее,в мысли,когда он представляется достижимым только в бесконечности и когда возможность приближения к нему бесконечна."\см.там же том27;стр.84\Далее там же Л.Толстой приводит и две,вышеупомянутые заповеди из Евангелия!Сходство,по мнению автора,очевидно.Известно,что Л.Толстой высоко ценил И.Канта и как философа и как относительно высоконравственного человека.\последнее особенно важно обычно для Л.Толстого.\:"Из биографий на меня всегда производило сильное впечатление не биография,а жизнь И.Канта."\см. там же том75;стр60\ Ознакомился Л.Толстой с философскими произведениями И.Канта, по-видимому, в 1869г.\см.там же том61;стр219\.Но именно в

конце 1887г.Л.Толстой переживает новое увлечение философией И.Канта!Причём именно тем трудом И.Канта,где последний развивает учение об идеале№2!!В 1887г. Л.Толстой пишет:"Много испытал радости,прочтя первый раз"Критику практического разума"...Это венец всей его

глубокой разумной деятельности...\см.там же том64;стр.102\.Таким образом, по-видимому, не только из своей души Л.Толстой взял понятие об идеале в вопросах веры после 1887г.

Л.Толстой обычно не определял слова "идеал" после 1888г.:»Недавно старик меня озадачил вопросом:»Что такое идеал?»Ещё не нашёл объяснения простым языком.»(см.Д.Маковицкий»Яснополянские записки»запись 1905г. кн.1стр.259))Однако автору известны по-крайней мере две попытки Л.Н.Толстого сделать это.Вначале Л.Толстой определял кантовский идеал№2 как некое неопределённое направление:

"...христианское учение не определяет форм жизни,а только во всех отношениях

человека указывает идеал,направление;"\см.там же том 65;стр.55\В конце же своей

Жизни Л.Толстой склонен был определять кантовский идеал№2 как полное

совершенство:"Христианство показывает идеал,т.е.полное совершенство..."\см.

письмо от 7 сентября 1910г. там же; том82; стр.141\.Что опять же\сравни с ранее

приведённой цитатой И.Канта\ указывает на источник происхождения данной мысли Л.Толстого писания И.Канта.Здесь надо заметить,что издавна

"полное совершество"многими мудрецами всех стран считалось как одно из качеств Бога.Однако есть существенная разница между этой мыслью этих мудрецов и данной мыслью И.Канта и Л.Толстого. "Полное совершенство" данных

мудрецов-это некое неопределённое совершество.У И.Канта и Л.Толстого же "полное совершество"-это,доведённое до своего логического конца,

определённое человеческое нравственное совершенство:"Так в деле собственности

Совершество в том,чтобы не иметь ничего,

в деле семейном,чтобы не любить своих семейных более всех других,в деле целомудрия не иметь никакого полового общения,так и в деле непротивления совершество в том,чтобы обидчику подставить другую щеку и снимающему кафтан,отдать и рубашку.Таково совершество.Христианская же жизнь состоит во всё большем и большем приближении к совершеству:так в делах собственности стараться не приобретать возможно больше,а стараться иметь как можно меньше,в деле привязанности к семейным стараться делать как можно меньше различия между семейными и всеми остальными людьми,в деле целомудрия стараться приблизиться к полной чистоте,в деле непротивления стараться как можно меньше противиться нападающим людям."\см.там же\.Очевидно здесь Л.Толстой занял,критикуемую им в других местах,позицию антропоцентризма и морализма.

!"Так что не бесконечное совершенствование жизнь-тут могут быть

упадки,и от того разочарования,сомнения. А-"возьмите иго моё на себя и научитесь

от меня,что я кроток и смирен сердцем,и найдёте покой душам вашим."Не могу вам

Передать словами чувство,которое возбуждали и возбуждают во мне эти слова

И как они отвечают для меня на всё. Не совершенствоваться мне,гордому мне,

Поганому мне,а взять то положение,то тело,то здоровье,тот нрав,то прошедшее,те

Грехи,даже,и с кротостью и смирением сердца искать всегда,каждую минуту

Случая исполнять нужное Ему дело.Не гожусь ли я заткнуть дыру какую-нибудь?

Подтереть мной что-нибудь?Примерами мерзости,порока и грехов не могу ли

Пригодится;просто телом моим понавозить? И если удастся себя так чувствовать,тогда всё чудесно,легко и твёрдо.

Скажут:"это уничтожает стимул совершенствования."Не бойтесь: потребность быть лучше та же,что потребность быть счастливее,её поощрять

Не нужно,надо,чтобы это делалось само собой,а не хорошо,когда это становиться

целью."\см.там же том65;стр.9;письмо от 17 января 1890г.к В.Рахманову\.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.01 с.)