Глава№4доказательство того,что кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершенствовании есть суеверие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава№4доказательство того,что кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершенствовании есть суеверие.



Что кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершенствовании есть суеверие,а не просто отвлечённое учение,хорошо видно,по мнению автора, из приведенного выше отрывка из произведения И.Канта.

В самом деле.Ведь данное учение И.Кантом предлагается взамен истинной веры,любви ко всему живому!"Любовь к ближнему"\которая упоминается у И.Канта в данном отрывке\-есть ни что иное,как

Сокращённая форма вышеупомянутой любви ко всему живому.

Ведь"ближний",человек есть самая высшая,известная нам форма всего живого.

С точки же зрения самого Л.Толстого:"разум проверяет положения веры."\см.там же том45;глава№1раздел8\.С этой точки зрения учение о бесконечном нравственном совершенствовании тем более суеверие:"Это положение,по-видимому очень изящное так же нелепо,потому что нет такой

вещи,как движение по прямой линии.Всякое движение происходит по кругу.Прямая бесконечно продолженная,обращается в круг.Поэтому мысль,что назначение человека есть движение всё вперёд и вперёд,никогда не останавливаясь-абсурд...Теория вечного движения вперёд не может быть

принята и по другой практической причине.Потому что разрушение есть удел всего земного.Все наши стремления и надежды и страхи и радости к чему ведут они?Конец всех нас в смерти.Ничто так ни верно как это.Где же тогда это движение по прямой линии,это бесконечное совершенствование?"С.Вивекананда(см.Б.Сахаров "Открытие третьего глаза"К.1993г.стр.73-74).

Однако, истинно или нет с точки зрения разума учение о бесконечном

Нравственном совершенствовании,в любом случае данное учение является суеверием

для того человека,который выдвигает его для себя на первый план,отодвигая тем

самым истинную веру на второй план.И именно так иногда происходило у Л.Толстого:"Весь смысл человеческой жизни заключается в движении по

направлению к этому идеалу."\см.там же том 27;стр.84\

У Л.Толстого встречается иногда своего рода промежуточная формула,находящаяся

Как бы посередине между истинной верой, всеобщей любовью и данным суеверием.

А именно:увеличение любви:"Цель жизни каждого человека одна:внутреннее

совершенствование,состоящее в увеличении любви."\см.там же том82;стр.192\.Однако такая краткая формула явно двусмысленна!В самом деле

О какой любви здесь идёт речь?Не ясно.То ли о любви-дружбе?То ли о романтической

Любви?И так далее.А если речь идёт не о какой-то выборочной любви,а о

Всеобщей любви,то можно ли её увеличивать?По мнению автора в каждом человеке достаточно всеобщей любви. Просто некоторые люди не ставят всеобщую любовь на главное место в своей ценностной иерархии.Из-за этого они лишают себя высшего блага.Другие,хотя и ставили раньше на главное место,но в настоящее время почему то забыли.Поэтому им надо вновь и вновь вспоминать об этом.В этом их внутренняя

работа.Однако иногда Л.Толстой критиковал эту промежуточную формулу!"Деятельность жизни проявляется любовью.Увеличить в себе любовь человек не может,потому что любовь есть сама сущность жизни.Человек может только уничтожать препятствия проявления любви \см.там же том56;стр.87\.

Глава№5Факты,доказывающие,что, по-видимому, существовали и другие причины,способствующие тому,что Л.Толстой иногда подпадал суеверию бесконечного нравственного совершенствования.

Но одной лишь причиной,влиянием И.Канта трудно, по-видимому, объяснить подпадение суеверию такого самостоятельного мыслителя каким был Л.Толстой.Кроме этого.Новое увлечение Л.Толстого философией И.Канта началось в 1887г.,а свое большое произведение "О жизни" он закончил в январе 1888г.И,как было уже отмечено,всё же суеверия бесконечного нравственного совершенствования в данном произведении нет!

А.Ещё одной причиной,по мнению автора,было то,что во время написания "В чём моя вера",Л.Толстой иногда подпадал другому суеверию.А именно суеверию исполнения пяти заповедей\см.Евангелия от Матвея;нагорная проповедь;главы 5-7\:

"Христос показал мне своими заповедями те соблазны,которыми я гублю своё благо,а потому я не могу делать того,что губит моё благо.В этом и в этом одном вся моя вера\см. там же том 23;стр.331\.Таким образом,хотя во время написания "В чём моя вера"Л.Толстой и понимал важность всеобщей любви,любви ко всему живому\точнее не совсем ясно понимал:"можно не вредить своему

врагу,но любить-нельзя.см. там же том23стр.363\,однако он иногда отодвигал всеобщую любовь на второй план,выдвигая на первый данные пять заповедей.В конце концов очевидная невозможность исполнять полностью,последовательно эти пять заповедей приводит Л.Толстого к внутреннему кризису:"...мне казалось так мучителен разлад моей греховности...я хотел во что бы то ни стало достигнуть сразу этого совершенства и,разумеется,

не достигал и ослабевал."\см. там же том86;стр.172-173\И вот,по-видимому, в связи с вышесказанным,Л.Толстой и решает простое исполнение пяти заповедей заменить их кантовским идеалом№2,

учением бесконечного нравственного совершенствования.То есть одно суеверие заменилось у Л.Толстого другим суеверием:"Когда мы прочли то место,где вы говорите о том,что у Христа

нет заповедей...я напомнил ему то,что я говорил ему то же вчера...Именно,что учение Христа состоит в постановке идеала...Не думайте,что я защищаю прежнюю точку зрения"В чём моя вера".Я не только не защищаю,но радуюсь тому,что мы пережили её."\см.там же том65;стр.260-261\

Б.Ещё одной,третьей причиной,по мнению автора,способствующей тому,что Л.Толстой иногда подпадал суеверию бесконечного нравственного совершенствования было то,что Л.Толстой запутался в понимании полового вопроса\имеется в виду не в личном плане,а в рамках всего человечества\.

А именно.Л. Толстой понимал,что человечество постепенно эволюционирует в сторону отказа от внешних,телесных половых отношений:"Вы спрашиваете,разумею ли я,что следует совершенно воздерживаться

от половых сношений?Отвечаю:да.Каждому мужчине и каждой женщине следует знать и верить,что для него или для неё благо бы лучше оставаться совершенно целомудренным\как в браке,так и вне его\и вовсе не иметь половых отношений.Но если вы спросите меня каковы будут последствия такого убеждения...то я отвечу вам,что я этого не знаю и не хочу знать,потому что это вовсе не моё дело."\см.там же том65;стр.149\Но,

конечно же,Л.Толстой не мог всё время пребывать на этой позиции ничегонезнания.И он делает неизбежный \на первый взгляд\ следующий логический вывод:род человеческий должен в конце концов прекратиться:"Род человеческий

прекратится?Прекратится животное-человек.Экая беда какая!\см.там же том86;стр.183-184\.В ответ на проповедь таких жизнеотрицающих взглядов Л.Толстой получает \опять-таки на первый взгляд\ неопровержимую

критику:"...спрашивается:какое значение могут иметь теории,проповедующие целомудрие в браке и упразднение рода человеческого во имя нравственных принципов.Какое могут,наконец,иметь приложение к жизни самые

эти нравственные принципы,когда во имя их род человеческий исчезнет с лица земли?"\см.Б.Юзефович"О философском учении гр.Л.Н.Толстого" К.1893г.стр.15-16\И вот, под влиянием данных противоречий

Л.Толстой не нашёл ничего лучшего,как применить кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершествовании.А раз\размышлял, по-видимому, Л.Толстой\в таком важном вопросе не удаётся обойтись

без учения о бесконечном нравственном совершенствовании,то значит и прав И.Кант вообще со своим идеалом№2:"Как же это может быть?-скажут на это.Держись люди полного целомудрия,уничтожиться род

Человеческий.Но,говоря так,люди забывают то,что указание совершенства,к которому должно стремиться,не означает того,что человек должен достигнуть полного совершенства.Человеку ни в чём не дано достигнуть полного совершенства.

Назначение человека в приближении к совершенству.\см. там же том45;стр.120\Или ещё понятнее эту же мысль можно прочесть из воспоминаний В.В.Розанова:»Заговорили о «Крейцеровой сонате».Я отнёсся недоверчево к её послесловию:»Для чего же прекращаться роду человеческому,когда размножение есть коренной факт природы,явно благодатный,явно благославенный.Он ответил:Конечно,ввиду этого я и не имел.Но человек неудержим,и,когда хочешь довести его до нормы,надо советовать,кричать,требовать сверх нормы.Прекращения размножения,конечно,никогда не последует,и я не так наивен,чтобы,советуя это,имел ввиду действительно это.Но,стремясь к недостижимой цели,человек слабосилием своим как раз упадёт на норму,совпадёт с нормою или где-то близко около неё.Это-то и надо.»(см.В.В.Розанов «Около народной души.»М.2003г.стр.378)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.96.191 (0.01 с.)