Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава№4доказательство того,что кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершенствовании есть суеверие.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Что кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершенствовании есть суеверие,а не просто отвлечённое учение,хорошо видно,по мнению автора, из приведенного выше отрывка из произведения И.Канта. В самом деле.Ведь данное учение И.Кантом предлагается взамен истинной веры,любви ко всему живому!"Любовь к ближнему"\которая упоминается у И.Канта в данном отрывке\-есть ни что иное,как Сокращённая форма вышеупомянутой любви ко всему живому. Ведь"ближний",человек есть самая высшая,известная нам форма всего живого. С точки же зрения самого Л.Толстого:"разум проверяет положения веры."\см.там же том45;глава№1раздел8\.С этой точки зрения учение о бесконечном нравственном совершенствовании тем более суеверие:"Это положение,по-видимому очень изящное так же нелепо,потому что нет такой вещи,как движение по прямой линии.Всякое движение происходит по кругу.Прямая бесконечно продолженная,обращается в круг.Поэтому мысль,что назначение человека есть движение всё вперёд и вперёд,никогда не останавливаясь-абсурд...Теория вечного движения вперёд не может быть принята и по другой практической причине.Потому что разрушение есть удел всего земного.Все наши стремления и надежды и страхи и радости к чему ведут они?Конец всех нас в смерти.Ничто так ни верно как это.Где же тогда это движение по прямой линии,это бесконечное совершенствование?"С.Вивекананда(см.Б.Сахаров "Открытие третьего глаза"К.1993г.стр.73-74). Однако, истинно или нет с точки зрения разума учение о бесконечном Нравственном совершенствовании,в любом случае данное учение является суеверием для того человека,который выдвигает его для себя на первый план,отодвигая тем самым истинную веру на второй план.И именно так иногда происходило у Л.Толстого:"Весь смысл человеческой жизни заключается в движении по направлению к этому идеалу."\см.там же том 27;стр.84\ У Л.Толстого встречается иногда своего рода промежуточная формула,находящаяся Как бы посередине между истинной верой, всеобщей любовью и данным суеверием. А именно:увеличение любви:"Цель жизни каждого человека одна:внутреннее совершенствование,состоящее в увеличении любви."\см.там же том82;стр.192\.Однако такая краткая формула явно двусмысленна!В самом деле О какой любви здесь идёт речь?Не ясно.То ли о любви-дружбе?То ли о романтической Любви?И так далее.А если речь идёт не о какой-то выборочной любви,а о Всеобщей любви,то можно ли её увеличивать?По мнению автора в каждом человеке достаточно всеобщей любви. Просто некоторые люди не ставят всеобщую любовь на главное место в своей ценностной иерархии.Из-за этого они лишают себя высшего блага.Другие,хотя и ставили раньше на главное место,но в настоящее время почему то забыли.Поэтому им надо вновь и вновь вспоминать об этом.В этом их внутренняя работа.Однако иногда Л.Толстой критиковал эту промежуточную формулу!"Деятельность жизни проявляется любовью.Увеличить в себе любовь человек не может,потому что любовь есть сама сущность жизни.Человек может только уничтожать препятствия проявления любви \см.там же том56;стр.87\. Глава№5Факты,доказывающие,что, по-видимому, существовали и другие причины,способствующие тому,что Л.Толстой иногда подпадал суеверию бесконечного нравственного совершенствования. Но одной лишь причиной,влиянием И.Канта трудно, по-видимому, объяснить подпадение суеверию такого самостоятельного мыслителя каким был Л.Толстой.Кроме этого.Новое увлечение Л.Толстого философией И.Канта началось в 1887г.,а свое большое произведение "О жизни" он закончил в январе 1888г.И,как было уже отмечено,всё же суеверия бесконечного нравственного совершенствования в данном произведении нет! А.Ещё одной причиной,по мнению автора,было то,что во время написания "В чём моя вера",Л.Толстой иногда подпадал другому суеверию.А именно суеверию исполнения пяти заповедей\см.Евангелия от Матвея;нагорная проповедь;главы 5-7\: "Христос показал мне своими заповедями те соблазны,которыми я гублю своё благо,а потому я не могу делать того,что губит моё благо.В этом и в этом одном вся моя вера\см. там же том 23;стр.331\.Таким образом,хотя во время написания "В чём моя вера"Л.Толстой и понимал важность всеобщей любви,любви ко всему живому\точнее не совсем ясно понимал:"можно не вредить своему врагу,но любить-нельзя.см. там же том23стр.363\,однако он иногда отодвигал всеобщую любовь на второй план,выдвигая на первый данные пять заповедей.В конце концов очевидная невозможность исполнять полностью,последовательно эти пять заповедей приводит Л.Толстого к внутреннему кризису:"...мне казалось так мучителен разлад моей греховности...я хотел во что бы то ни стало достигнуть сразу этого совершенства и,разумеется, не достигал и ослабевал."\см. там же том86;стр.172-173\И вот,по-видимому, в связи с вышесказанным,Л.Толстой и решает простое исполнение пяти заповедей заменить их кантовским идеалом№2, учением бесконечного нравственного совершенствования.То есть одно суеверие заменилось у Л.Толстого другим суеверием:"Когда мы прочли то место,где вы говорите о том,что у Христа нет заповедей...я напомнил ему то,что я говорил ему то же вчера...Именно,что учение Христа состоит в постановке идеала...Не думайте,что я защищаю прежнюю точку зрения"В чём моя вера".Я не только не защищаю,но радуюсь тому,что мы пережили её."\см.там же том65;стр.260-261\ Б.Ещё одной,третьей причиной,по мнению автора,способствующей тому,что Л.Толстой иногда подпадал суеверию бесконечного нравственного совершенствования было то,что Л.Толстой запутался в понимании полового вопроса\имеется в виду не в личном плане,а в рамках всего человечества\. А именно.Л. Толстой понимал,что человечество постепенно эволюционирует в сторону отказа от внешних,телесных половых отношений:"Вы спрашиваете,разумею ли я,что следует совершенно воздерживаться от половых сношений?Отвечаю:да.Каждому мужчине и каждой женщине следует знать и верить,что для него или для неё благо бы лучше оставаться совершенно целомудренным\как в браке,так и вне его\и вовсе не иметь половых отношений.Но если вы спросите меня каковы будут последствия такого убеждения...то я отвечу вам,что я этого не знаю и не хочу знать,потому что это вовсе не моё дело."\см.там же том65;стр.149\Но, конечно же,Л.Толстой не мог всё время пребывать на этой позиции ничегонезнания.И он делает неизбежный \на первый взгляд\ следующий логический вывод:род человеческий должен в конце концов прекратиться:"Род человеческий прекратится?Прекратится животное-человек.Экая беда какая!\см.там же том86;стр.183-184\.В ответ на проповедь таких жизнеотрицающих взглядов Л.Толстой получает \опять-таки на первый взгляд\ неопровержимую критику:"...спрашивается:какое значение могут иметь теории,проповедующие целомудрие в браке и упразднение рода человеческого во имя нравственных принципов.Какое могут,наконец,иметь приложение к жизни самые эти нравственные принципы,когда во имя их род человеческий исчезнет с лица земли?"\см.Б.Юзефович"О философском учении гр.Л.Н.Толстого" К.1893г.стр.15-16\И вот, под влиянием данных противоречий Л.Толстой не нашёл ничего лучшего,как применить кантовский идеал№2,учение о бесконечном нравственном совершествовании.А раз\размышлял, по-видимому, Л.Толстой\в таком важном вопросе не удаётся обойтись без учения о бесконечном нравственном совершенствовании,то значит и прав И.Кант вообще со своим идеалом№2:"Как же это может быть?-скажут на это.Держись люди полного целомудрия,уничтожиться род Человеческий.Но,говоря так,люди забывают то,что указание совершенства,к которому должно стремиться,не означает того,что человек должен достигнуть полного совершенства.Человеку ни в чём не дано достигнуть полного совершенства. Назначение человека в приближении к совершенству.\см. там же том45;стр.120\Или ещё понятнее эту же мысль можно прочесть из воспоминаний В.В.Розанова:»Заговорили о «Крейцеровой сонате».Я отнёсся недоверчево к её послесловию:»Для чего же прекращаться роду человеческому,когда размножение есть коренной факт природы,явно благодатный,явно благославенный.Он ответил:Конечно,ввиду этого я и не имел.Но человек неудержим,и,когда хочешь довести его до нормы,надо советовать,кричать,требовать сверх нормы.Прекращения размножения,конечно,никогда не последует,и я не так наивен,чтобы,советуя это,имел ввиду действительно это.Но,стремясь к недостижимой цели,человек слабосилием своим как раз упадёт на норму,совпадёт с нормою или где-то близко около неё.Это-то и надо.»(см.В.В.Розанов «Около народной души.»М.2003г.стр.378)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.009 с.) |