Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бялый, Г. А. В. Г. Короленко / Г. А. Бялый. – Л., 1983.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Передовые современники высоко ценили в деятельности и творчестве Короленко сочетание яркого художественного таланта и боевого гражданского темперамента. Тонкий, изящный лирик, он умел в то же время быть мужественным борцом. Мягкий и сердечный по натуре, он становился суров и непреклонен, когда брался за оружие публициста. 2 Уже в студенческие годы Короленко увидел «гниль, разложение и ложь» русского самодержавного строя. Однако те формы борьбы с этим строем, которые наметились у его революционных современников в середине 70-х годов, во многом не удовлетворяли его, вызывали в нем серьезные сомнения и внутренний разлад. Он стремился к сближению с народом во что бы то ни стало, даже в тех случаях, когда народ не разделял революционных стремлений интеллигенции. По собственному признанию Короленко, он сочувственно воспринимал в то время туманную полумистическую теорию Златовратского, теорию «народной мудрости». Народничество этого типа требовало от интеллигента полного отказа от своей личности, полного растворения в народной массе и по существу пассивного примирения даже с чертами отсталости и покорности в крестьянской среде. Кризис 1882 года развязал Короленко руки для активной борьбы против самодержавно-полицейского режима. Ожидая от «народной мудрости» чуда внезапного обновления жизни, Короленко одно время подавлял в себе свои писательские склонности. Теперь же мечты о литературной борьбе вспыхнули с новой силой, о чем рассказано в «Истории моего современника» в главе «На Яммалахском утесе», которую Короленко очень ценил. «Эта глава, сделавшая меня писателем. После этого я написал „Сон Макара“», — сказал Короленко в одном из поздних своих писем, указывая тем самым на большое значение этого произведения в своем идейном развитии. 3. Основное в образе Макара — это «надежда», которую не сумели убить в нем ни одуряющий труд, ни страшные морозы, ни то одичание, к которому привела его жизнь. Лейтмотив «надежды» Короленко проводит через всё движение сюжета и придает ему особую силу в финальной сцене суда. Здесь с полной очевидностью раскрывается и внутреннее содержание этого мотива. «Надежда» обозначает кончающееся терпение, возникающее у Макара сознание чьей-то чужой вины за его жалкую жизнь, начинающийся протест. Короленко всегда стремился не говорить «формулами» то, что можно сказать образами. Когда это ему не удавалось, его мучила «художественная совесть». 4. В рассказе «Соколинец» (1885) он рисует целую эпопею отчаянной бродяжьей борьбы за волю. Это рассказ о невероятных трудностях, почти сверхчеловеческой хитрости, изворотливости и упорстве сибирских бродяг в их стремлении пожить человеческой жизнью, подышать вольным воздухом тайги. Самые яркие романтические черты бродяжьей вольницы — неукротимое свободолюбие, своеобразное чувство чести и лютая бродяжья тоска — воплощены здесь в образе старого бродяги Бурана. В жизни бродяги много лишений и страданий, но рассказ о ней запечатлевается не этими сторонами, а «поэзией вольной волюшки», «призывом раздолья и простора, моря, тайги и степи» Рисуя отщепенцев общества, Короленко прекрасно понимает практическую бесплодность их стремлений и стихийного протеста. Ему дороги не результаты их борьбы, а самые стремления и свободолюбивые порывы, враждебность «порядочному» обществу. Он не воспринимает своих новых героев как социальную силу и не ставит, рисуя их, вопроса о путях общественного преобразования. Эти пути не ясны для него. Отказавшись от «рациональных схем» обновления общества, он ищет разбросанные зерна свободолюбия, непокорства, борьбы, которые когда-нибудь дадут свои всходы. 6. Пересмотр старых «рациональных схем», стремление к более сложному пониманию жизни вызывают у Короленко усиленный интерес к человеческой психике, к самым тонким и скрытым ее сторонам; возникает также интерес и к общим философско-биологическим концепциям жизни. Эти новые тенденции нашли свое выражение в «Слепом музыканте» (1886), не случайно этот рассказ в первой редакции имел подзаголовок «Психологический этюд». Основной вопрос, который Короленко поставил в «Слепом музыканте», — это вопрос о том, может ли человек тосковать по неизведанному и недостижимому или же его стремления ограничиваются узкими пределами его личного опыта. Короленко утверждает в «Слепом музыканте» не только возможность, но и неизбежность стремления к свету, к полноте человеческой личности. По мысли Короленко, в сознании человека должны найти место реальные общественные противоречия — между богатством и нищетой, между обеспеченной жизнью меньшинства и страданиями народной массы. 7. Появление романтических элементов в реалистическом искусстве Короленко 80-х годов не было случайностью. Короленко много думал в то время над соотношением реализма и романтики. В своей борьбе с реакционными течениями эпохи он опирался на «возможную реальность», на оптимистическую гипотезу. Реальная жизнь в данный момент не открывала перед ним желаемых перспектив; поэтому, считал он, художник не может ограничиться только верностью изображения, он должен вносить в свою картину мира надежды, мечты и предчувствия. Натуралисты говорили о «беспощадной правде» своих писаний, Короленко же считал натурализм направлением пессимистическим, бездейственным и антигероическим. В дневнике и письмах 80-х годов он часто говорит о «крайностях» реализма, имея в виду прежде всего новейший французский реализм в духе Золя. Его смущает именно антигероический характер этого реализма. «...реализм Золя..., — пишет он, — отрицает самую возможность героизма в человечестве и малое отожествляет с низким» Но и старый романтизм с его культом героической сильной личности также представляется Короленко направлением односторонним, так как «романтизм лишает этого героизма массу и всю его сумму, все результаты приписывает исключительно своему возлюбленному герою». 9 В начале 90-х годов в общественной жизни страны произошли значительные изменения. Усилилось брожение и недовольство в крестьянстве, росло рабочее движение, которое будило всю страну, оживилась деятельность демократической интеллигенции. Россия была накануне нового всенародного подъема. Изменившаяся общественная атмосфера отразилась и в творчестве Короленко, прежде всего в его знаменитом рассказе о ветлужском перевозчике Тюлине — «Река играет» (1892). Безалаберный и «стихийный» Тюлин был воспринят автором как символ пробуждения дремлющих сил народа. После «Сна Макара» «Река играет» — новая ступень в работе Короленко над народными образами. То, что в «Сне Макара» было мечтой, фантазией, чудом, здесь превращается в реальность не только возможную, но уже вполне ощутимую и близкую 12 С конца 90-х годов у Короленко особенно обострился интерес к истории, в частности к великим революционным движениям русского крестьянства в прошлом; в его очерках и рассказах этого времени («Божий городок», «Художник Алымов») появляются тени Разина, Булавина, Пугачева. Истории Пугачева Короленко собирался посвятить специальную повесть, которая так и осталась незаконченной. Давно минувшие события перекликаются у Короленко с современностью, проводятся параллели между «добрыми молодцами» разинских и пугачевских времен и революционными деятелями 60—70-х годов. Борьба революционной русской интеллигенции, ее попытки поднять крестьянство на демократический переворот — эта тема заняла особое место в исторических размышлениях писателя. Шестидесятые и семидесятые годы — это была для него уже не современность, а история, но еще история живая, непосредственно подводившая к текущим событиям. В то же самое время это была история его личной жизни и мысли, это была для него «история моего современника». Замысел этого произведения зародился у Короленко давно, но он окончательно созрел в бурном 1905 году. Массовое народное движение против самодержавия невольно наталкивало на параллели с предшествующим периодом борьбы против абсолютизма, когда эта борьба опиралась еще на более узкую социальную базу. «История моего современника» писалась на протяжении 16 лет (1905—1921). Между первым ее томом (1906) и тремя последующими легли годы войны и двух революций. Основная тема первого тома — это страшная сила традиции, заставляющая рядовых людей пассивно подчиняться сложившемуся строю жизни. Средний человек, выросший в условиях дореформенного строя, даже кристально чистый и морально безупречный, как отец писателя, обладал «устойчивым равновесием совести». «История моего современника» — заключительный этап того пути, который был начат «Сном Макара». Реальность того, что ранее казалось мечтой и чудом, была подтверждена ходом истории в пределах жизни одного поколения. Задуманная Короленко широкая летопись идейного и политического движения России от 60-х годов до начала нового века не осуществилась: писатель умер, не закончив своего труда. Зато завершена была другая задача: в свете победившей революции писатель проверил собственный путь, обобщил старые мысли, темы и образы и подвел итог своей художественной и общественной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.100 (0.013 с.) |