Пруцков, Н. И. Глеб Успенский / Н. И. Пруцков. – Л., 1971. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пруцков, Н. И. Глеб Успенский / Н. И. Пруцков. – Л., 1971.



В русскую классическую литературу Глеб Иванович Успенский вошел как выдающийся писатель-реалист, мужественный и искренний защитник трудового народа. Заслуги Успенского были отмечены ленинской «Искрой» еще в 1902 году. Он «неизмеримо больше всех легальных писателей 70-х и 80-х годов оказал влияние на ход нашего революционного движения», помогая первым русским марксистам-революционерам «конкретно выяснить и себе и другим свою практическую теорию».

Высокая оценка творчеству Успенского дана в трудах В. И. Ленина.

1 Глеб Иванович Успенский родился в городе Туле 13 (25) октября 1843 года в семье провинциального чиновника.

Уже в детстве Успенский видел и тяжело переживал страдания народа.

В 1861 году Успенский закончил гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В декабре того же года университет закрыли вследствие «студенческих волнений». Успенский попытался продолжить образование в Московском университете. Вскоре он оставляет и его: нечем было платить за ученье. В 1862 году отец Успенского заболел, материальные дела семьи ухудшились, а после его смерти в 1864 году окончательно пришли в упадок. Будущему писателю пришлось думать о содержании многочисленной семьи. Он поступил на должность корректора в газету «Московские ведомости», а затем начал и сам писать.

Первые произведения Глеба Успенского появились в 1862 году на страницах журнала «Ясная Поляна», издававшегося Л. Н. Толстым (очерк «Михалыч»), и журнала «Зритель общественной жизни, литературы и спорта» (очерк «Идиллия. Отцы и дети»). С тех пор Глеб Иванович всецело принадлежал русской литературе.

В произведениях 60-х годов Успенского волнует судьба людей, обреченных на труд и нужду. Жизнь «черного народа», в особенности ремесленного люда и крестьянства, противопоставление ее господской, нетрудовой жизни — эта тема вполне определилась в произведениях Успенского 60-х годов.

Успенский комически рисует картины жизни, но его комизм проникнут скорбным тоном.

В «Эскизах из чиновничьего быта» Успенский раскрывает нравственный облик юноши, прошедшего «столичную науку», путем сравнения его с плохим паштетом. Если в очерке «День нужды и скуки» художественные характеристики давали представление о нравственном облике жителей городка и их быте, то в «Эскизах» они включали и социальную оценку, хорошо, между прочим, использованную русской нелегальной революционной журналистикой 70-х годов в пропагандистских целях.

В 1865 году писатель создает очерки «Неизвестный», «Фельетон. Из провинциальной жизни», «Сторона наша убогая», в которых сатирически развенчивает господствовавшие в либеральной печати принципы изображения пореформенной действительности. В очерках «Сторона наша убогая» Успенский в противовес «сочинению» Чернилова (очерк «Корреспондент») провозглашает творческий принцип, требующий изображения сути действительной жизни обитателей Овчинной улицы.

С наибольшей полнотой и совершенством основные тенденции, наметившиеся в художественном методе Успенского второй половины 60-х годов, сказались в очерке 1868 года «Будка». Этим произведением началось постоянное сотрудничество Успенского в обновленных «Отечественных записках». Писатель «мстит» своему герою, раскрывает в нем «грязное», «жалкое» и «презренное», выражает «отвращение» к нему. Главным оружием сатиры Успенского является не только ирония и сарказм (элементы того и другого имеются в произведении), но и комическое изображение всей фигуры Мымрецова, что достигается, между прочим, сопоставлениями «кутузки» с «виллой» и «храмом муз», а «громадных калош» Мымрецова с плавающими лебедями. «Комическое уродливое» и «комическое безобразное» (Чернышевский) составляют сущность внутреннего и внешнего облика Мымрецова.

О пореформенной действительности и реформах писатель судит, исходя из положения трудового народа. А это положение в глазах писателя ничуть не лучше, чем оно было до «потопа». Формирование такой точки зрения прошло свой путь. Начало его определилось в очерках 1863 года «Гость» (крестьянин, который просит себя высечь), «У троицы Сергия» (образ «бедной робкой мужички»). В 1864 году Успенский дает очерки «В деревне» и «Побирушки», рисующие положение народа, прежде всего крестьянства. Действительное положение народа и действия «начальства», противопоставление двух миров — жизни всякого рода «господ» и жизни народа — приобретает в произведениях Успенского всё более отчетливое выражение. Изображая жизнь разнообразного «обглоданного люда», Успенский подметил в ней не только «всевозможные калечества» и искажения стремлений человеческой природы. Писатель, давая картину тяжелого хода народной жизни, показал, что в народе живут ощущения негодности окружающего, стремления к утолению жажды какой-то иной жизни.

2 В очерках и рассказах 1862—1868 годов определились те идейные и художественные тенденции, которые Успенский развил в двух своих основных и между собой связанных произведениях 60-х годов: в «Нравах Растеряевой улицы» (1866) и «Разоренье» (1869—1871). Идея искажающего влияния среды на человека получила законченное выражение в «Нравах». «Честному, разумному счастью здесь <на Растеряевой улице> места не было»

В «Нравах» со всей силой обнаружились присущие Успенскому черты: беспощадная правдивость, сердечная задушевность в изображении трудового народа, скорбь за его долю.

В 1869 году в «Отечественных записках» Успенский печатает второе, после «Нравов», основное свое произведение конца 60-х годов — «Разоренье (Наблюдения Михаила Ивановича)». В «Разоренье» Успенский обратился к изображению активных натур, нарождения «новых, неясных стремлений в толпе». Некоторые герои из «Разоренья» начинают осознавать противоположность своего существования понятиям о разумной, человеческой жизни, они стремятся понять причины такого несоответствия и пытаются устранить его.

3 В 1872 году, а затем в 1875—1876 годах и во второй половине 80-х годов Успенский побывал за границей и непосредственно наблюдал жизнь капиталистических стран. О своих зарубежных впечатлениях он рассказывает в «Автобиографии».

Говоря в «Автобиографии» о своем духовном возрождении, Успенский указывает на те факты зарубежной действительности, которые оказали влияние на создание им своей новой биографии. На первое место, как известно, писатель ставит Парижскую Коммуну. В Париже он оказался через несколько месяцев после разгрома Коммуны. Французские события 1871 года оказали огромное влияние на развитие мировоззрения писателя. Парижскую Коммуну Успенский рассматривал как событие, порожденное всем строем капиталистической действительности.

Неизгладимое впечатление на Успенского произвело посещение им Лувра. Особенно глубоко волнующими были для писателя чувства и мысли, вызванные Венерой Милосской.

Реализм Успенского 70-х годов проникнут публицистическим пафосом, который отсутствовал в его художественных произведениях 60-х годов. Нарастание публицистики в творчестве Успенского, изменение его манеры были замечены современниками писателя.

Успенский в рассматриваемый период создает произведения («Там знают», «Больная совесть», «Заграничный дневник провинциала», «Шила в мешке не утаишь» и др.), цементирующим началом которых является волнующая писателя проблема (например, «больная совесть»). Она объединяет ряд самостоятельных очерковых зарисовок и зачастую сформулирована в заглавиях: «Больная совесть», «Люди среднего образа мыслей», «Мученики мелкого кредита», «Умерла за „направление“», «Неплательщики» и другие. В художественно-публицистических средствах Успенского 70-х годов видна избранная им цель — служение народу, которая стала для него руководящей.

4 Успенский, опираясь на опыт своих зарубежных наблюдений, обратился в 70-е, а затем и в 80-е годы к критике буржуазной демократии и западноевропейского капитализма. Его характеристики и оценки зарубежной действительности всегда отличаются меткостью, оригинальностью и смелостью. Как великолепна, например своей проницательностью зарисовка писателем Стамбула в очерке «В Царьграде».

Западноевропейская реакция 70-х годов, бедственное положение трудящихся и ужасы капитализма вызывали у писателя горькие чувства, приводили его к безрадостным выводам, В поисках «подлинной правды» он обратился к русскому мужику, к строю народно-крестьянской жизни. Но при ближайшем его знакомстве с русской деревней оказалось, что сила рубля здесь также велика, что погоня за копейкой успешно соперничает с силой привязанности Ивана Афанасьева к земледельческому труду.

В «Деревенском дневнике» писатель выступает публицистом-художником, опирающимся на исследование социально-экономических процессов и связанных с ними нравственных явлений в деревне.

«Власть земли», созданная писателем в 1882 году, развивает, углубляет и обобщает те вопросы, которые освещались в предшествующем очерковом цикле, и ставит новые проблемы. Земля как главный фактор народно-крестьянской жизни, как источник могущества народа, всего общества и государства в целом1 — вот коренная проблема, волнующая Успенского в его новом художественно-публицистическом произведении.

5 Успенский не знал, как следует решать задачи преобразования деревни. Он не мог понять, что «только падение капитала может поднять крестьян», что «только антикапиталистическое, рабочее правительство может положить конец его экономической нищете и общественной деградации».3Но писатель настойчиво искал выход, неизбежно впадал в противоречия и в безвыходное положение, в иллюзорные и бесплодные упования. Успенский начала 80-х годов обнаруживает временами и известную зависимость от субъективной социологии. Художник-публицист говорит о том, что необходима наука «о высшей правде», которая позволила бы человеку определить, что справедливо и что нет, что можно и что нельзя, что ведет к гибели и что спасает от нее. Опираясь на опыт всемирной истории, необходимо «отделять зло от добра и брать для нашего народа исключительно только последнее ...».

6 В идейно-творческих исканиях Успенского 1883—1892 годов обнаружились настойчивые поиски новых путей, стремления по-новому взглянуть на русскую жизнь. Сразу же после завершения «Власти земли» писатель, разочарованный в «зоологической правде» деревенской жизни, бежит прочь от того самого источника, неудовлетворение которым ощущалось в его трех циклах крестьянских очерков. Писатель едет на Кавказ. С тех пор и до самой болезни Успенский находился в постоянных разъездах по всей России. Созданный им на основе кавказских наблюдений цикл очерков «Из путевых заметок» (1883) наносит новый, после крестьянских очерков, сильнейший, удививший Плеханова, но не понятый им удар по народническим представлениям о русской действительности.

Произведения писателя 80-х годов характеризуются, как и прежде, слитностью художественного образа и публицистики. Неверно представление некоторых современников Успенского, в том числе и Г. В. Плеханова, о том, что в последний период деятельности писатель будто превратился исключительно в публициста, перестав быть художником. В. И. Ленин, а также ленинская «Искра», отводя эти необоснованные заявления, указали на познавательную силу и совершенство художественно-реалистического искусства Успенского. Во второй половине 80-х годов писатель создал ряд беллетристических произведений («Про счастливых людей», 1885; «Развеселил господ», 1886; «Петькина карьера», 1886; «Не быль, да и не сказка», 1887; «Паровой цыпленок», 1888; «Взбрело в башку», 1888; «Расцеловали», 1888; «Извозчик с аппаратом», 1889; и др.), которые наглядно свидетельствуют, что ни о каком «упадке» художественного дарования Успенского или о перерождении его творчества в «чистую» публицистику не может быть и речи.

В 80-е годы Успенский создает большие очерковые циклы («Скучающая публика», 1883—1884; «Волей-неволей», 1884; «Через пень-колоду», 1885; «Кой-про-что», 1885—1887; «Письма с дороги», 1885—1888; «Поездки к переселенцам» и др.). Своеобразие этих очерковых серий сравнительно с предшествующими заключается в том, что они лишены ведущих персонажей (за исключением «Волей-неволей» — отрывков из записок Тяпушкина). В композиционном отношении они не имеют той проблемной целостности, которая характеризовала предшествующие очерковые циклы о деревне.

В статье «Горький упрек» Успенский делает новый шаг по пути прояснения своих взглядов, преодоления своих сомнений. Письмо Маркса помогло художнику разобраться в собственных исканиях, уяснить экономическое положение России, задачи русского передового общества, литературы и журналистики.

Статья «Горький упрек» в целом — один из выразительнейших памятников старой русской демократической публицистики той эпохи, когда идеи марксизма начали пробивать себе путь в России, завоевывать умы пролетариев и передовой демократической интеллигенции.

В художественной манере, в творческих принципах Успенского и Короленко есть много общего. Они оба придают своеобразие художественному очерку, стирая грань между собственно очерком и новеллой, причем у Короленко наблюдается тенденция к преобладанию новеллистических форм, у Успенского — очерковых. Короленко и Успенский в своих очерках выступают как непосредственные наблюдатели жизни, они любят писать с натуры. Поэтому в основе их произведений зачастую лежит рассказ о личных встречах и личных переживаниях.

Так много сделавший в расчистке «почвы будущего», Успенский, большой художник-мыслитель, навсегда останется дорогим, близким и для социалистической культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.107.149 (0.01 с.)