Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повести об «эпохах развития»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», которую нередко называли «элегией в прозе», была задумана как роман или, говоря точнее, как эпопея развития человеческого характера. И если первоначальный замысел не был реализован в полной мере («Молодость» осталась ненаписанной), он отразился в творчестве ближайших лет («Утро помещика», «Казаки») и много значил для формирования толстовского реализма. Уже в эту раннюю пору для Толстого «главный интерес» творчества заключался в истории характеров, в их непрерывном и сложном движении, развитии. В этом смысле Николенька Иртеньев — прямой предшественник героев «Войны и мира». В первых же повестях Толстого «веяние нравственной чистоты» не только очаровывает, но и дает надежные ориентиры в оценках созданных художественным воображением образов и картин. Николенька Иртеньев, со всеми его достоинствами и недостатками, стал главной фигурой повествования, потому что в нем живет способность нравственного суда над собой и окружающим миром. Способность сердечная, душевная, предельно искренняя; и она притягательнее, заразительнее, чем, скажем, холодноватая и рациональная нравственная расчетливость его друга, Дмитрия Нехлюдова. Непосредственное нравственное чувство влечет героя Толстого к простым людям — таким, как Наталья Савишна. В облике Натальи Савишны воплотились важнейшие черты русского национального характера и человечность вообще. ВОЕННЫЕ РАССКАЗЫ В ранних военных рассказах — «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», — открывая, по словам Н. А. Некрасова, неведомую до того русской литературе область и давая живые очерки солдатских и офицерских типов, Толстой исследует отличительные черты национального характера. Свои военные рассказы на Кавказе и потом в Севастополе он писал по горячим следам событий — о только что виденном, слышанном, случившемся. Но военная хроника обернулась художественным открытием подлинной правды о войне. В каждом из рассказов — своя тональность. «Севастополь в декабре» патетически публицистичен; «Севастополь в мае» — остро критичен; «Севастополь в августе 1855 года» — правдиво героичен. Их нужно читать вместе, как единый цикл. Во всех военных рассказах рядом с анализом поведения разных людей, разных характеров и типов начинается отрицание войны, как ненормального, противоестественного состояния, противного человеческой природе и всей красоте окружающего мира. Картины природы, подробно и точно нарисованные в «Набеге»,— от первых лучей солнца до тишины прекрасного вечера; цветы, которые рвет мальчик в «роковой долине», а затем в ужасе бежит «от страшного, безголового трупа»; смешные дружественные разговоры русских и французских солдат во время перемирия (в том же рассказе «Севастополь в мае») — все это отрицает ужас, жестокость войны и утверждает «радость, любовь, счастье» мира, предвещая главный смысл романа «Война и мир».
РОМАН-ЭПОПЕЯ: ПРОБЛЕМАТИКА, ОБРАЗЫ, ЖАНР Слова о «мысли народной», лежащей в основе «Войны и мира», принадлежат Толстому и стали хрестоматийными, естественно повторяются почти во всех работах о романе. Но подлинный смысл этих слов гораздо глубже, чем кажется на первый, поверхностный взгляд; формы художественного воплощения этой мысли в романе многообразны и поучительны. В самые последние годы, например, стали появляться исследования о древнерусских литературных традициях в «Войне и мире». Как мы увидим, здесь также одно из воплощений «мысли народной». Известно, что сам Толстой отказывался определить жанр своего создания и возражал против названия его романом. Просто книга — как Библия. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой.1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено от нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность моего героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчивость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чувства застенчивости и недоверия при чтении патриотических сочинений о 12-м годе. Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.
Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года» Три года напряженного творческого труда на заключительной стадии как раз и привели к тому, что исторический роман — «картина нравов, построенных на историческом событии», роман о судьбе поколения — превратился в роман-эпопею, в «историю народа». И даже шире — в историю народов, всего человечества, поскольку на примере величественных событий 1812 года Толстой ставит вопросы философско-исторические (о свободе и необходимости, о причинах и законах исторического движения и т. п.). Книга стала рассказом не о людях, не о событиях, а о жизни вообще, о течении жизни. Философская мысль Толстого искала путей всеобщей, космической правды. СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ В старом нашем языке существовало два слова: мир в смысле не война и мір — общность людей, народ. Впоследствии Толстой, видимо, не придавал никакого значения разнице в начертании слова. В печати роман появился как «Война и мир» {и обычное, восьмеричное); в письмах, где начиная с 1867 года «Война и мир» много раз упоминается, писал и (не і); в самом тексте (рукописных и печатном) встречаются разные написания. Прав С. Г. Бочаров, который в своей книге «Роман Л. Толстого „Война и мир"» и затем в специальной статье «„Мир" в „Войне и мире"» пишет не о двух, а о множестве смыслов — о всеохватности значения слова мир. Подробно разобраны три значения: в миру — т. е. в повседневной, обычной, мирной жизни; в мире — во всем мире, целом свете; миром — общностью, всем народом. Следует добавить, что и понятие «война» означает в толстовском повествовании не одни военные столкновения враждующих армий. Война — это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. Суть замысла сводилась к тому, чтобы «захватить всё». Эпическая широта — один из главных признаков «Войны и мира». Художнику было особенно важно сказать всё — не обо всем понемногу, а именно всё. Главный герой «Войны и мира» — не отдельное лицо, а масса лиц, не «я», а «мы» — да, мы, какими мы были, какими бываем в героические эпохи нашей истории. И характерно, что сложный душевный мир князя Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой раскрывается и проясняется в среде солдат, крестьян, дворовых людей — в среде, казалось бы, бесконечно далекой и чуждой для них, отделенных от народа воспитанием, богатством и знатностью.
Этот эпический, составляющийся из множества отдельных характеров, портретов и типов образ народа, собственно, и превращает роман в эпос, в повествование с открытым финалом (у жизни народа, человечества нет конца), без той развязки, с которой «уничтожается интерес». Образ этот является художественным открытием Льва Толстого.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.244.90 (0.013 с.) |