Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Жанры. Проблема общественного романа.
Жанровая природа произведений Салтыкова-Щедрина сложна, необычна, она живет в постоянном движении, смещении установившихся границ, характеризуется стремлением к подвижности, как самая изображенная сатириком жизнь, не подчиняется никаким ранее признанным канонам. Если судить на основании только внешних, формальных признаков, то можно сказать, что у Щедрина преобладает сатирический рассказ или очерк. Однако более углубленное изучение произведений сатирика убеждает в том, что его можно скорее назвать тяготеющим к большим жанровым формам. У Щедрина мы видим стремление к сложным идейно-художественным концепциям, его интересует жизнь всего общества в целом. По масштабам своих проблемных замыслов он тяготеет к эпопее. Большой роман с законченным сюжетом, характерный для современных Щедрину художников слова, не обладал той степенью гибкости, которая была необходима писателю. Эти две противоречивые жанровые тенденции нашли разрешение в форме циклов, объединяющих тесно связанные рассказы и очерки. Т.о., цикличность у Салтыкова-Щедрина обусловлена стремлением писателя объедин. своих произведений, во-первых, широким зеркалом общественной жизни, а во-вторых, орудием немедленного вмешательства в жизнь. По степени внутренней связи произведений… циклы можно разделить на три группы. Одни циклы, в которых зависимость между рассказами проявляется слабо, приближаются к типу сборника («Губернские очерки», «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе»); другие представляют собой циклы в собственном смысле слова (сюда относ. большинство произведений Щедрина); и, наконец, третьи, в которых связь отдельных частей выражена наиболее тесно и многосторонне, являются своеобразными щедринскими романами («История одного города», «Соврем. идиллия» и др.) Новый тип общественного романа, пропагандир. Щедриным в 60-е и 70-е гг., - это тот роман, который показал бы общественно-политическую жизнь не только в ее семейно-бытовом и психологическом преломлениях, но и непосредственно на широкой социальной арене, умел бы представить передовых общественных деятелей в положении борцов. Салтыков-Щедрин позволяет выделить три разновидности общественного романа: 1) народный роман, раскрывающий непосредственно жизнь народных масс;
2) роман о «новых людях»; 3) социально-политический обличительный роман, в частности сатирический роман. Щедрина глубоко волновала трагическая судьба человека в эксплуат. обществе, судьба угнетенных масс прежде всего, а затем и вообще судьба личности, разруш-ся вследствие трагически сложившихся общественных условий. Картина социально-нравственного распада человеческой природы как результат всяческих форм насилия составляет одну из самых примечательных особенностей «Господ Головлевых». Олицетворяя в головлевщине дворянство как исторически обреченный класс, действительно зашедший в тупик, Щедрин, однако, вовсе не вкладывал в сое обобщение мысли о целом обществе, зашедшем в тупик. Крушение головлевщины служит в романе одним из свидетельств того, что законы общественной истории действуют неумолоимо, конец дворянства, Иудушек неизбежен. Жанровое своеобразие «Господ Головлевых» в ряду других романов сатирика заключается именно в том, что они явл-ся Щедринским семейно-бытовым романом. Какие бы сюжеты не разрабатывал Щедрин, он всегда придавал своим произведениям социально-политический характер. «Господа Головлевы» - роман именно семейно-бытовой, типологический по своему конкретному содержанию и в то же время социально-политический по своей идейной направленности. В типологическом и жанровом отношении «Господа Головлёвы» больше, чем какое-либо другое произведение сатирика напоминает романы о дворянском быте, созданные Тургеневым, Гончаровым, Толстым, но при том отличаются от них яркой революционно-демократической направленностью.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.83.150 (0.004 с.) |