Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Реалистическая фантастика.
… одной из особенностей творческого метода Щедрина является введение «струи сказочной фантастики в реальнейшее из реальных описаний», переходы «от беспощадного реализма к вершинам фантазии». Фантастический элемент представлен в творчестве Щедрина неравномерно, доля его колеблется в пределах от произведений, вполне свободных от фантастики («Губернские очерки»), до произведений фантастического жанра («Сказки»). Фантастика в искусстве проявляется многообразно и для своего объяснения требует учета исторических условий места и времени, мировоззрения и эстетических позиций художника, особенностей объекта и жанра. И. А. Гончаров, характеризуя роль фантастики в художественном творчестве, заметил, что писатель может, во-первых, «оживлять фантазией действительную жизнь» и, во-вторых, «окрашивать фантазию действительной жизнью, по временам, местами, чтобы она была не слишком призрачна и прозрачна». Первое, по нашему мнению, есть очень меткое определение реалистической фантастики, второе – фантастики романтической. Фантастика Щедрина – фантастика реалистическая. … сама эта фантастика не уводит от действительности и не извращает действительности, а только служит средством идейно-художественного познания и сатирического разоблачения отрицательных явлений общественной жизни. … рассказы Щедрина почти не принято называть рассказами, их называют обычно очерками – по неотразимому впечатлению реальности, живо и ярко проглядывающей из каждой щедринской картины … Фантастика, которая служит не бегству от реальной жизни, а активному вторжению в нее … - эта реалистическая фантастика решительным образом отличает Щедрина от фантастов-романтиков … …фантастика Щедрина всегда – прямое продолжение мира реального, а не его противоположность; …она всегда лишь способ раскрытия реальной действительности, средство сатиры Щедрина, прием его поэтики …. Поэтому все фантастические образы и картины, встречающиеся в произведениях Щедрина, имеют свою достаточную мотивировку, раскрывающую их реальное основание и смысл, свое рациональное объяснение, заключающееся в самой форме их поэтического выражения, в художественной структуре и нередко – в непосредственных авторских комментариях.
Корни художественной щедринской фантастики лежат отнюдь не в мировоззрении писателя; это рациональная фантастика, всегда контролируемая сильным и трезвым умом, всегда подчиненная принципам реалистической эстетики. Фантастический элемент в произведениях Щедрина является в одних случаях реалистическим отражением фантастики самой жизни, в других – изобразительным приемом художника. Фантастика первого рода служит выражением фантасмагорий деградирующей психики представителей паразитичесикх классов. … Салтыков-Щедрин выступает как глубокий психолог, раскрывающий методом анализа фантастический элемент, присущий внутреннему миру того или иного персонажа. Фантастика здесь служит отражением объективного элемента разоблачаемой действительности, идеологии и психологии тех социальных типов, в сознании которых действительность получила фантастическое преломление. … фантастическое выступает одновременно и как элемент разоблачаемой действительности, и как художественное оружие в руках сатирика. Ниспровержение вредоносных явлений, типов и догм путем логического доведения их до всех последствий, к каким они могут привести, является одним из часто употребляемых сатирических приемов Салтыкова-Щедрина. … по своей познавательной функции фантастика Салтыкова-Щедрина близка к научной гипотезе; она представляет собою выраженную языком художника слова догадку, предположение, логический вывод из анализа фактов. Щедринская сказка ни в композиции, ни в развитии сюжета не следует традиционным фольклорным схемам. Умение сатирика обнажать «хищные интересы» крепостников и возбуждать к ним народную ненависть с замечат. силой выразилась в сказках о 2-х генералах и «Диком помещике», где приемами остроумной сказочной фантастики развита мысль о том, что источником дворянской культуры является труд мужика.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.004 с.) |