Ковалев, В. А. Поэтика Л. Толстого. Истоки. Традиции / В. А. Ковалев. – М. ,1983. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ковалев, В. А. Поэтика Л. Толстого. Истоки. Традиции / В. А. Ковалев. – М. ,1983.



     Глава 2. Психологический анализ

Исследовательский реализм Льва Толстого, его стремление «дойти до корня» наиболее отчетливо обнаруживает себя в психологическом анализе. Толстой ставит изображение человека в центре своих художественных произведений, особо выделяя его внутренний мир.

Изучить собственные душевные движения, чтобы верно, в соответствии с жизненной правдой изобразить людские переживания, показать, сделать явными «эти общие всем людям тайны» - вот путь и цель толстовского психологического анализа.

Особенности раскрытия «диалектики души» героев Л.Т. обусловлено его взглядами на человеческую природу.

К изображению действительности и персонажей писатель подходит с критерием «непосредственного нравственного чувства, живущего в человеке». По мысли Т., это чувство живет в душе каждого из людей и, подобно прибору, всегда дает возможность человеку отличать добро от зла.

Заложенное в человеке «нравственное чувство» развивается под влиянием природы, тогда как порочные чувства связаны с условиями общества, условиями света.

С одной стороны, произведения Л.Т. содержат острую критику соц. действит-ти, «общественной лжи и фальши», а с другой, вместо естественного вывода о необходимости революционной борьбы писатель призывает к нравственному самоусовершенствованию.

Психологический анализ в произведениях Л.Т. не только раскрывает душевную жизнь героя, но и несёт нравственную оценку его: автор осуждает героя, если он отклоняется от «непосредственного нравственного чувства, живущего в человеке», заложенного в его душе; автор одобряет героя, если он следует этому чувству, слушается природного «голоса добра».

Толстовский принцип изображения внутренней жизни человека, который заключается в детальном воспроизведении процесса душевных переживаний героев, Н.Г. Чернышевский обозначил термином «диалектика души».

Основным средством раскрытия душевной жизни у героев являются их «внутренние монологи», т.е. неслышные разговоры, которые ведут они сами с собой. Чаще всего внутренние монологи героев вводятся Л.Т. для того, чтобы воспроизвести их переживания в напряженные минуты жизни.

Обладая необыкновенной широтой диапазона, толстовские внутр. монологи героев всегда освещают их подлинное душевное состояние в данный момент, обнаруживают их подлинные чувства, настоящие желания, истинное отношение к окружающим и окружающему.

Главные типы внутренних монологов Л.Т.:

1) м., передающие переживания героев в крайне напряженные моменты их жизни;

2) м., характеризующие поиски героем смысла жизни и его стремление к нравственному самоусовершенствованию;

3) м., освещающие борьбу мотивов в душе героя и принятое им решение.

В позднем тв-ве писателя возникли две тенденции – обличительная (в отношении правящих классов) и нравственно-религиозная.

Е.Б. Тагер приходит к выводу, что у позднего Т. внутренних монологов героев нет. Это утверждение в основном верно, хотя и слишком категорично: у позднего Т. внутр. монологи всё же остаются, хотя их становится меньше, но теперь они не только освещают душевное состояние героев в тот или иной момент их жизни, но всегда непосредственно выражают авторскую оценку.

Таким образом, внутр. монологи приобретают новые функции:

1) разоблачают жизнь и нравы представителей правящих классов;

2) освещают процесс борьбы добра и зла в душе главных героев и нравственного просветления их;

3) передают мысли и чувства простых людей.

Внутр. монологи героев – не единственное средство раскрытия их психологии. Этой же цели служат: двуплановые диалоги героев, когда их уста говорят одно, а глаза другое; авторские характеристики внутр. мира действующих лиц; описание событий, окрашенное переживаниями персонажей, передача их снов и воспоминаний и т.д.

Вторая форма психологического анализа – драматургическая. В драматургической форме психологизма основное – выразительная деталь.

В позднем творчестве Л.Т. психологический анализ внутреннего мира героев становится «срыванием всяческих масок», обличения «общественной лжи и фальши». Вместе с тем душевная жизнь положительных героев позднего Л.Т. должна продемонстрировать, по мнению их творца, все благо нравственного просветления.

Отличительный признак деталей Л.Т. – направленность «исключительно на внутреннюю сущность дела», на «главное и важное» и подчеркнутая тенденциозность – обличительная и моралистическая.

Изображение психологии посредством деталей, раскрывающих внутр. мир героя, переходит в толстовские рецепты нравственного самосовершенствования и «непротивления злу» насилием.

В других случаях психологические детали позднего Л.Т. раскрывают подчеркнутую обличительную тенденцию – и тогда изображение внутр. мира героев приобретает сатирические краски.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 726; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.42.120 (0.005 с.)