Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ковалев, В. А. Поэтика Л. Толстого. Истоки. Традиции / В. А. Ковалев. – М. ,1983.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 2. Психологический анализ Исследовательский реализм Льва Толстого, его стремление «дойти до корня» наиболее отчетливо обнаруживает себя в психологическом анализе. Толстой ставит изображение человека в центре своих художественных произведений, особо выделяя его внутренний мир. Изучить собственные душевные движения, чтобы верно, в соответствии с жизненной правдой изобразить людские переживания, показать, сделать явными «эти общие всем людям тайны» - вот путь и цель толстовского психологического анализа. Особенности раскрытия «диалектики души» героев Л.Т. обусловлено его взглядами на человеческую природу. К изображению действительности и персонажей писатель подходит с критерием «непосредственного нравственного чувства, живущего в человеке». По мысли Т., это чувство живет в душе каждого из людей и, подобно прибору, всегда дает возможность человеку отличать добро от зла. Заложенное в человеке «нравственное чувство» развивается под влиянием природы, тогда как порочные чувства связаны с условиями общества, условиями света. С одной стороны, произведения Л.Т. содержат острую критику соц. действит-ти, «общественной лжи и фальши», а с другой, вместо естественного вывода о необходимости революционной борьбы писатель призывает к нравственному самоусовершенствованию. Психологический анализ в произведениях Л.Т. не только раскрывает душевную жизнь героя, но и несёт нравственную оценку его: автор осуждает героя, если он отклоняется от «непосредственного нравственного чувства, живущего в человеке», заложенного в его душе; автор одобряет героя, если он следует этому чувству, слушается природного «голоса добра». Толстовский принцип изображения внутренней жизни человека, который заключается в детальном воспроизведении процесса душевных переживаний героев, Н.Г. Чернышевский обозначил термином «диалектика души». Основным средством раскрытия душевной жизни у героев являются их «внутренние монологи», т.е. неслышные разговоры, которые ведут они сами с собой. Чаще всего внутренние монологи героев вводятся Л.Т. для того, чтобы воспроизвести их переживания в напряженные минуты жизни. Обладая необыкновенной широтой диапазона, толстовские внутр. монологи героев всегда освещают их подлинное душевное состояние в данный момент, обнаруживают их подлинные чувства, настоящие желания, истинное отношение к окружающим и окружающему.
Главные типы внутренних монологов Л.Т.: 1) м., передающие переживания героев в крайне напряженные моменты их жизни; 2) м., характеризующие поиски героем смысла жизни и его стремление к нравственному самоусовершенствованию; 3) м., освещающие борьбу мотивов в душе героя и принятое им решение. В позднем тв-ве писателя возникли две тенденции – обличительная (в отношении правящих классов) и нравственно-религиозная. Е.Б. Тагер приходит к выводу, что у позднего Т. внутренних монологов героев нет. Это утверждение в основном верно, хотя и слишком категорично: у позднего Т. внутр. монологи всё же остаются, хотя их становится меньше, но теперь они не только освещают душевное состояние героев в тот или иной момент их жизни, но всегда непосредственно выражают авторскую оценку. Таким образом, внутр. монологи приобретают новые функции: 1) разоблачают жизнь и нравы представителей правящих классов; 2) освещают процесс борьбы добра и зла в душе главных героев и нравственного просветления их; 3) передают мысли и чувства простых людей. Внутр. монологи героев – не единственное средство раскрытия их психологии. Этой же цели служат: двуплановые диалоги героев, когда их уста говорят одно, а глаза другое; авторские характеристики внутр. мира действующих лиц; описание событий, окрашенное переживаниями персонажей, передача их снов и воспоминаний и т.д. Вторая форма психологического анализа – драматургическая. В драматургической форме психологизма основное – выразительная деталь. В позднем творчестве Л.Т. психологический анализ внутреннего мира героев становится «срыванием всяческих масок», обличения «общественной лжи и фальши». Вместе с тем душевная жизнь положительных героев позднего Л.Т. должна продемонстрировать, по мнению их творца, все благо нравственного просветления. Отличительный признак деталей Л.Т. – направленность «исключительно на внутреннюю сущность дела», на «главное и важное» и подчеркнутая тенденциозность – обличительная и моралистическая.
Изображение психологии посредством деталей, раскрывающих внутр. мир героя, переходит в толстовские рецепты нравственного самосовершенствования и «непротивления злу» насилием. В других случаях психологические детали позднего Л.Т. раскрывают подчеркнутую обличительную тенденцию – и тогда изображение внутр. мира героев приобретает сатирические краски.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.103.130 (0.011 с.) |