Муниципальная экономика и её регулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Муниципальная экономика и её регулирование.



Муниципальная экономика – это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования.

Предмет ее деятельности – мобилизация и наиболее эффективное использование всех экономических ресурсов территории (независимо от формы собственности) для оказания муниципальных услуг. От их объема, качества и стоимости зависит настроение людей, их отношение к власти вообще и к местной власти в особенности, социальная стабильность в обществе. Деятельность органов местного самоуправления по мобилизации и наиболее эффективному использованию экономических ресурсов территории для оказания услуг населению составляет суть муниципальной экономической политики.

Для обеспечения оказания услуг населению органы местного самоуправления выполняют в сфере экономики многочисленные и разнообразные функции:

1. Экономический анализ, планирование и прогнозирование развития территории города.

 2. Управление муниципальной собственностью как важнейшим экономическим ресурсом, включая собственность на землю и иные природные ресурсы.

3. Налоговое, тарифное, ценовое регулирование экономических процессов на территории.

4. Инвестиционная деятельность.

5.Экономическое регулирование предпринимательской деятельности.

6. Экономическое регулирование потребительского рынка.

7.Внешнеэкономическая деятельность.
11. Государственное регулирование предпринимательства в современной экономике.

Предпринимательство – это такая система хозяйствования, которая основана на рисковой и инновационной деятельности, охватывающей процесс производства (или его часть) с целью получения предпринимательского дохода (добавочной прибыли).

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.

Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Исходя из этого, безопасность предпринимательства следует понимать также как готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.

Государственное регулирование предпринимательства осуществляется в соответствии с принципами, являющимися частью объективно существующих общих принципов управления государством, закрепленных в действующем законодательстве:

ü Законность;

ü Гуманность;

ü Целесообразность;

ü Справедливость;

ü Сочетание государственного регулирования и независимости субъектов предпринимательства;

ü Взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов;

ü Соблюдение баланса интересов государства и предпринимателя;

ü Ограниченность числа субъектов государственного регулирования.

Повышение эффективности деятельности государственных правоохранительных органов по обеспечению безопасности предпринимательства требует усиления их взаимодействия с негосударственными службами безопасности по следующим направлениям:

1. совместная разработка необходимой правовой базы;

2. взаимный обмен информацией;

3. сотрудничество в создании организационной системы мониторинга безопасности предпринимательства:

4. совместные разработки технических систем охраны, национальных стандартов по технической защите;

5. разработка и осуществление совместных учебных программ подготовки и переподготовки кадров.

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Существующая правовая система России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к правовому нигилизму и незаконным методам ведения деятельности и разрешения споров.

Методы государственного регулирования предпринимательства:

Административные методы предполагают: ограничение необоснованной рисковой деятельности, ответственность за нарушение процессуальных норм; отзыв лицензий; текущий надзор и аудит; законодательное внедрение механизмов адаптации к рискам.

Экономические методы подразделяются на нормативные (прямые) и регулирующие (косвенные).

Регулирование предпринимательства как экономико-правовая категория присуща рыночной экономике, правовому государству. В условиях административной системы хозяйствования, где вся экономическая жизнь протекала в рамках государственной собственности, этой проблемы не существовало, поскольку не существовало самого предпринимательства. В процессе реформирования российской экономики произошли крупномасштабные изменения собственности, и решающим элементом экономической системы страны сегодня являются субъекты предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что законодательство России отображает особенности ее экономики, специфику правовой системы:

§ наряду с ограничениями монополистической деятельности предпринимателей - хозяйствующих субъектов предусматриваются меры к пресечению государственного монополизма - монополистических действий (актов, соглашений) органов государственной власти и управления,

§ наряду с запрещением совершения монополистических действий и введением ответственности за это предусматриваются различные меры по поддержке развития мелких и средних предприятий, разукрупнения монополистических структур.

Большое значение на практике приобретают гарантии предпринимательской деятельности. Одна из них - запрещение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по определенным законодательством основаниям и в пределах установленных полномочий.

В условиях рыночных отношений органы управления вместо планирования "сверху", доведения заданий и жесткого контроля за их исполнением осуществляют воздействие на экономику через кредитование, систему налогов, политику цен, сертификацию товаров (работ, услуг), недопущение (ограничение) монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке и недобросовестной конкуренции.

Предприниматели все более ощущают необходимость четких и легитимных хозяйственных связей с ними. Однако установленный порядок взаимоотношений зачастую нарушается не только предпринимателями, но и органами государственного управления и местного самоуправления.

Предпринимательская деятельность в современных условиях требует государственного регулирования, благодаря которому частные интересы ее конкретных субъектов будут сочетаться с публично-правовыми интересами всего общества. В системе мер такого регулирования в Российской Федерации широкое распространение получило лицензирование этой деятельности.

По своей природе лицензирование - это достаточно простая форма государственного регулирования предпринимательства, а по существу - юридический запрет заниматься той или иной деятельностью без получения специального разрешения.

По способу воздействия на хозяйствующего субъекта лицензирование следует признать административным инструментом. В отличие от таких экономических регуляторов, как налоги или таможенный тариф, косвенно влияющих на поведение субъекта через его интересы, лицензионно-правовые нормы прямо обязывают лицо действовать в определенном направлении.

Эффективным средством государственного регулирования экономики, предпринимательства в рыночных условиях является осуществление налоговой политики в стране. Выполнение налоговых обязательств предпринимателями - налогоплательщиками - важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов и других обязательных платежей. За нарушения налогового законодательства налогоплательщик может нести финансовую, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность.

В условиях реформирования российской экономики важное значение имеет создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства (МП). ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. Управляемое развитие МП является необходимым условием выхода из кризиса и проведения реальных рыночных преобразований, тогда как недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса, сдерживают развитие последнего.

Малые предприятия – самый многочисленный слой собственников, определяющий политический и экономический климат в стране. Сектор МП образует самую разветвленную сеть, ориентированную непосредственно на потребителя. В основном, предприниматели, работающие в малом бизнесе, относятся к среднему классу – наиболее стабильному в социально-экономическом положении общества. В России в настоящее время существует очень большое число крупных предприятий.

Государственная политика в области МП, в основе которой лежит сочетание механизма рыночного саморегулирования и государственного регулирования, является сегодня неотъемлемой составной частью экономической политики стран с развитой рыночной экономикой.

Формы государственной поддержки МП, используемые в мировой практике, чрезвычайно многообразны. Их можно классифицировать:

ü По инструментам воздействия: через предприятия; через специально созданные органы и структуры; через непосредственное вмешательство государства.

ü По масштабам осуществления: отраслевое; региональное; макроэкономическое; микроэкономическое.

ü По содержанию используемых методов: административные; экономические.

ü По характеру регулирования: прямого действия; косвенного действия.

ü По срокам: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.

Среди основных целей государственной поддержки МП можно выделить:

v Поддержание равноправия рыночных субъектов;

v Создание благоприятных условий для развития бизнеса;

v Создание новых рабочих мест;

v Рост деловой активности и др.

Принципы политики в отношении МП:

ü Ориентация на такие механизмы, которые не исключают действие рыночных механизмов;

ü Принцип разделения полномочий между различными уровнями власти в области поддержки МП;

ü Постоянный анализ состояния дел в МП для своевременного внесения изменений и корректив.

Как показывает анализ законодательных актов РФ, государственная поддержка предпринимательства становится постоянной и неотъемлемой функцией государства. В основном, формами этой поддержки являются: дотации, субвенции, различного рода льготы (по уплате налогов, кредитам, пошлинам, транспортным тарифам) и др.

Федеральная программа гос. поддержки МП в качестве приоритетных выделяет следующие направления:

· Формирование НП базы поддержки развития МП;

· Формирование инфраструктуры МП;

· Информационное обеспечение;

· Кадровое и научно-методическое обеспечение;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-19; просмотров: 941; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.013 с.)