Возникновение финансов и развитие их в древней Руси.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение финансов и развитие их в древней Руси.



В литературе по генезису финансов этого периода часто встречается собирательный термин, равнозначный налогу, - подать. Податью выступали и дань, и оброк, и урок.

В период правления на Руси Иоана III (1462-1505гг), обозначился переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному управлению. Были созданы приказы, в том числе финансовые: Большого Двора, Большой Казны, Большого Прихода, Новая Четверть, Счетный. Приказы подчинялись Царю с Боярской Думой, имея в подчинении местное управление, но вместе с тем системной организации до Петра I не существовало.

С 1490 по 1505 г. в государстве проводится посошная опись, в которой были учтены как земельные угодья, так и само население – тяглое и нетяглое; последнее обладало налоговым иммунитетом. Государство на основе писцовых книг определяло общую сумму налога по стране, которая потом распределялась по уездам, волостям и деревням. Определение величины налога на двор определялось по раскладочному принципу. В последнем учитывалось имущественное положение отдельных лиц. Размеры сохи в XIV – XV вв. менялись, и только во второй половине XVI в. законодательно были установлены размеры сохи как единой окладной единицы России. Денежные выплаты из казны стали производиться лишь с XVI в. казакам, охранявшим южные границы государства.

Косвенное обложение зарождается в России на рубеже XV – XVI вв.: возникают государственные регалии, трактирные сборы, растут пошлины – свидетельство расширения товарно-денежных отношений как закономерного явления в условиях увеличения городского населения и роста крупных земледельческих хозяйств. С целью увеличения доходов казны вводится монополия на продажу хлеба, пеньки, ревеня, меда и т. д. Казна скупала ряд товаров русского внутреннего рынка по твердым ценам для перепродажи по более высоким за границу. В то время был запрещен вывоз из страны денег, золотых и серебряных изделий. По уложению вотчин и поместий (1555 г.) служилым людям были установлены земельные наделы в зависимости от родовитости и чина по службе. Впервые было установлено и постоянное денежное жалованье – сверх земельных наделов. В денежной форме взимался налог на городовое и засчетное дело.

 

11.Преобразования в системе финансов в конце ХХ - начале XXI веков.

Из-за отсутствия действенного государственного регулирования рынки оказались под контролем организованной преступности, заблокировавшей механизмы свободной конкуренции; происходит деградация структуры национальной экономики, наблюдается «скатывание» к экономике полуколониального сырьевого типа. В период с 1992 по 1996 г. произошел беспрецедентный спад производства. В частности, объем реального ВВП сократился примерно на 40% (это больше, чем в Великую депрессию), промышленного производства - на 50%, что затронуло все ключевые отрасли промышленности. Открытие же российской экономики для мирового рынка показало абсолютную беззащитность большинства отечественных промышленных и сельскохозяйственных товаров против конкурентоспособной импортной продукции.

Вследствие освобождения цен произошел их многократный рост, а не в 3-4 раза, как этого ожидали либеральные реформаторы. К концу 1992г. рост цен на потребительском рынке произошел в 26 раз, а в промышленности-в34 раза. При таком росте цен не могло быть и речи ни о какой устойчивости рубля, доходов бюджета и доходов населения. Что же касается приватизации, то, по оценке бывшего главы Госкомимущества А. Коха, от всей программы приватизации Россия получила лишь $ 20 млрд., которые тут же «ушли « на Запад за долги. Известно также, что 500 крупнейших предприятий страны стоимостью в $200 млрд. Госкомимущества продал всего за $7 млрд. «Связьинвест», дававший более $1 млрд. годовой прибыли, был продан всего за $1.8 млрд, причем реальные инвестиции не превысили $100млн. НК «Лукойл» была приватизирована по цене, составляющей примерно 1% стоимости ежегодно добываемой нефти; Новороссийский морской порт продан по цене найма хоккеиста НХЛ ($22 млн.) Крупнейший Красноярский алюминиевый завод - за $19 млн. В результате такой приватизации государство, кроме витка инфляции и новых экономических проблем, не получила ни прибыли, ни налогов, ни подъема производства. Деградация экономики стала следствием ее дезиндустриализации - опережающего спада производства в высоких технологичных отраслях промышленности в результате разрыва кооперационных связей и вымывания оборотных средств, резкого падения производства под влиянием приватизационной и макроэкономической политики. Россия по ключевым показателям народнохозяйственного развития оказалась отброшенной на 258-30 лет. Доля расходов бюджета на обслуживание долга возросла на до 25-30%. Эти расходы стали самой большой статьей федерального бюджета , превысив более чем в 2 раза расходы в экономику. « Двукратное падение производства, пятикратное сокращение инвестиций, вывоз за рубеж более $300 млрд. капитала, более чем 100-миллиардный ущерб от «утечки умов», позорное банкротство государства-все это плоды ошибочной политики». Поражение российских либералов есть закономерное следствие непригодности абстрактного догматического либерализма к национальным условиям России, результат полной несовместимости этих концепций с органическими интересами, приоритетами и потребностями России как исторической, хозяйственной и геополитической реальности. Выбранный либеральными демократами для России путь оказался разрушительным для производства и крайне тяжелым для народа. В1990г. минимальная заработная плата составляла 80 руб., т.е. в 1.5 раза превышала минимальную прожиточную корзину, в 1992г. их величины сравнялись, в 1995г. первая меньше второй более чем в пятеро, в 2000г. этот разрыв достигал десяти раз на долю 20% наиболее обеспеченных граждан в 1998г. примерно 47,4% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных- 6,2%. Рост цен связан с бюджетным дефицитом. Дефицит бюджета достиг в 1994г. 10,5% ВВП, в 1995г. снизился до 7,9% ВВП, в 1996г. составил 3,5% ВВП. Некоторая стабилизация и снижение роли негативных факторов стали наблюдаться лишь в 1997г. И если по официальным данным, в 1997г. объем ВВП стагнировал, это не было начало « перелома « в экономической динамики, потому что не были преодолены внутренние причины экономического спада, дополненные не благоприятными внешними факторами. Августовские события 1998г. выявили всю глубину финансово-экономического кризиса в стране. Основные причины финансового кризиса 17 августа 1998г:

1) накопление отсроченной инфляции» в таких масштабах, которые экономика страны оказалась неспособна обслужить;

2) ухудшение в 1997-1998 гг. платежного баланса страны из-за снижения цен на нефть и газ и недостаточность золотовалютных резервов для предотвращения системного кризиса (они снизились до $10 млрд);

3) низкая доля накопления; сбережения же олигархов либо конвертируются в доллары и тезаврируются, либо вывозятся за границу. Нелицензируемый вывоз капитала составляет сотни миллиардов долларов и резко сокращает инвестиционные ресурсы роста российской экономики;

4) сильная зависимость внутреннего рынка от импорта. Доля импорта в товарообороте была в 2-3 раза выше, чем предельные значения этого индикатора во многих странах мира (25-30%);

5) деноминация рубля;

6) кризис ликвидности коммерческих банков;

7) чисто спекулятивный характер фондового рынка, не отражающий реального состояния экономики;

8) полное отсутствие государственной программы экономического роста и развития промышленного производства;

9) непродуманная фискальная политик и др.

Начало ХХI века характеризуют как период активного создания нового финансового механизма. В последние годы при проведении бюджетной политики удалось добиться заметных результатов. Федеральный бюджет формируется и исполняется с профицитом, обеспечивающим его устойчивость к влиянию внешнеэкономической конъюнктуры. Сделаны реальные шаги по переходу к среднесрочному финансовому планированию.

Продолжена реализация налоговой реформы, обеспечивающей снижение налоговой нагрузки на экономику и повышение собираемости налогов. Налоговая система становится более рациональной, сокращается число налогов, снижаются налоговые ставки. Стало ритмично осуществляться финансирование расходов федерального бюджета.

Заметно возрос уровень заработной платы в бюджетной сфере. Снижено долговое бремя.

 

Кейнсианская модель.

C 1940х годов начинаеся новый этап изменений теории финансов. Связано это с выходом в 1936 г книги Джона Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег".

После этого возникло множесво публикаций образовавших целое направление в развиие теории финансов.

В период создания кейнсианской еории сущ 2 основные проблемы?

1. высокий уровень безработицы

2. падение сроса

Поэтому Кейн не рассматривал вопросы долгосрочного развиия, а создал модель, которая действовала лишь в кракосрочном периоде.

Идеи Кейнса:

1.капиталистическая экономика не может саморегулироваться

2.регулировать экономику должно государство

3.инструментом регулирования яво гос расходы

При этом Кейнс. теория допускала дефицитное финансирование, в отл от классической школы.Наличие дефицита по Кейнсу может осущ-ся как за счет увеличения расходов без увел-я налогов, так же за счет умен-я налогов прия неизменных расходах.(Теория экономики спроса)

Кейнс рассматривал различные варианты создания бюджетных дефицит.Он счиал чо бюджетный дефицит есть мощное средств стимулирования экон. деятельности, особенно когда он создается путём увел-я правительственных расходов. Теории использовалась во многих странах до 51г.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.016 с.)