Финансы от реформы 1965 года и до 1991 года. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансы от реформы 1965 года и до 1991 года.



Экономическая реформа 1965 года должна была решить коренной вопрос управления социалистическим обществом – оптимальное сочетание централизованного планирования и управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий. Основным плановым и оценочным показателем работы предприятия становится объем реализованной продукции, что должно было повысить заинтересованность предприятий в изготовлении пользующихся спросом товаров.

Реформа 1965 года утверждает новую систему распределения и использования прибыли. Теперь показатели реализации и прибыли, а не показатели валовой продукции и себестоимости включаются в общие итоги работы предприятия. В них находят свое отражение результаты как производственной0, так и финансовой деятельности предприятия. В число утверждаемых предприятию плановых показателей включаются показатели взаимоотношений предприятий с бюджетом (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета). Плата за фонды должна улучшить использование тех ресурсов, которыми предприятие располагает. Был введен показатель расчетной рентабельности, устанавливающий нормативы отчислений от прибыли в фонды экономического и материального стимулирования:

Анализ финансовой политики данного этапа показывает, что социалистическое государство с поставленными экономической реформой 1965 года задачами не справилось. Если в начале 30-х годов, в период жесткой централизации, государство оставляло в распоряжении предприятий 19% прибыли, то на этапе, провозгласившем политику децентрализации системы управления экономикой, - не более 40%. И если в первые годы реформы наблюдался рост объема прибыли, то впоследствии – резкое его снижение. Централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей. Кроме того, конечная нерезультативность и постепенный отказ от хозяйственной реформы 1965 года были обусловлены и тем, что реформа объективно должна была бы усилить позиции профессионалов-хозяйственников, технократов, что могло ущемить всевластие партийно-государственной номенклатуры.

С конца 50-х годов стала наблюдаться несбалансированность бюджета. Огромные дотации убыточному сельскому хозяйству на поддержание уровня государственных розничных цен, возрастающие расходы на оборону способствовали росту дефицита государственного бюджета. Впервые дефицит бюджета был признан и обнародован в 1988 году. Он существовал в двух формах – открытой (35 млрд руб.) и закрытой (63,4 млрд руб., или 13% от всех доходов бюджета, то есть в виде заимствования средств общегосударственного ссудного фонда). Только в перестроечные годы политика гласности и демократизации общества позволила снять табу с этой темы и открыто признать существование проблемы дефицита бюджета в СССР. За 1985-1989 гг. наблюдается рост дефицита бюджета с 18 млрд руб. (или 2,4% к ВВП) до 90 млрд руб. (или 8,5% к ВВП). В качестве основных причин столь стремительного роста дефицита бюджета в СССР конца 80-х гг. ХХ в. акад. Н. Я. Петраков называет следующее:

§ неэффективность государственных расходов за последние двадцать лет;

§ чрезвычайные обстоятельства: расходы, связанные с ликвидацией последствий аварий на Чернобыльской АЭС (8млрд руб.), землетрясение в Армении (8 млрд руб.);

§ падение мировых цен на нефть (примерно 40 млрд руб.);

§ война в Афганистане (более 50 млрд руб.);

§ снижение налоговых поступлений в бюджет (решение об антиалкогольной компании, которая дезорганизовала всю финансовую систему. Размеры ущерба за 1985-1990 гг. – 100 млрд руб.).

«Если в 1985 г. внешний долг составлял $26 млрд, то в 1989 г. внешняя задолженность составила $52,4 млрд, в конце 1990 г. - $68,8 млрд и в 1991 г. - $80 млрд. при этом 75 – 80% займов уходило на их обслуживание, что не позволяло улучшить состояние внутреннего рынка».

Развитие финансовой системы продолжается. Современный период времени характеризуют как период создания нового финансового механизма.

 

Финансы конца 20 века.

в 92году произошла смена полит ориентации.гос-во провозгласило курс на рыночную экономику,что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и фин-ов в частности.важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субьектов различных организационно-правовых форм и форм собственности.на месте гос.предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия и тд.возникли и институты рыночной экономики:комерч банки, биржи, фонды

рыночн эк-ка усилила роль финансов.- с возникновением новых хозяйствующих субьектов, возникли новые группы фин отношений, -финансы становятся самостоятельной сферой денеж. отношений.т.е. деньги в рыночн отношениях,выполняя функцию средств обращения, становятся капиталом.-происходит смена приоритетов,постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.

структурные преобразов. вызвали значит спад производства,рспад целых отраслей=>безработицу, соц и полит нестабильность,инфляцию и тд.в эти моменты фин политика неустойчива.

вырисовывались след тенденции:

-бюджет уже не явл таким всеобъемлющим как прежде.

-введено много налогов

-невмешательство госва в экономику

многократный рост цен, =>главной целью фин политики становится снижение темпов роста цен и инфляции.

изменился механизм финансирования бюджет дефицита.вместо прямого заиствования средств у цб возникла система гос краткосрочных обязательств, эти долги гос-во стало продавать субъектам рынка, населению.

98г-кризис.показал что управление экономикой с ориентацией на 3-5 индикаторов оказалось неспособным обеспечить её устойччивость.

 

Финансы в 21 веке.

 

44. Причины и содержание теории экономики предложения.

Суть концепции сторонников экономики предложения -- перенос усилий с управления спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости. Название «экономика предложения» происходит от основной идеи авторов концепции -- стимулировать предложение капиталов и рабочей силы. Она содержит обоснование системы практических рекомендаций в области экономической политики, прежде всего налоговой. По мнению представителей указанной концепции, рынок не только представляет собой наиболее эффективный способ организации хозяйства, но и является единственно нормальной, естественно сложившейся системой обмена экономической деятельностью.

Как и монетаристы, сторонники экономики предложения выступают за либеральные способы управления экономикой. Они критикуют методы прямого, непосредственного регулирования со стороны государства.

Экономическое процветание общества теоретики экономики предложения связывают с защитой частной собственности и с совершенствованием механизма цен, с созданием дополнительной системы мер по повышению конкурентоспособности рыночной экономики, перестройкой системы социально-экономических и политических отношений в соответствии с интересами предпринимательства.

 

Финансовый контроль.

Гос-ый(контроль над сбором налогов, бюджетно-фин-ый контроль, таможенный, валютный, ведомственный)

Негос-ый(внутрихоз-ый, аудиторский)

Классификация:

По форме проведения (обязат-ый, инициативный);

По сферам фин-ой деятельности(бюджетный, страховой, инвестиционный, контроль за ден-ой массой)

По субъектам контроля(президентский, конт-ль исполнительных органов, контроль кредитно-фин-ых органов, ведомственный контроль, аудиторский)

По времени проведения(предварительный- на стадии разработки и утверждения плана, текущий-в момент совершения операции, последующий)

Методы: тематическая проверка, надзор, обследование, мониториг, ревизия.

Принципы: объективность, компетентность, независимость, гласность.

Прикладные принципы: результативность, логичность и обоснованность, неподкупность, призумкция невиновности, согласованность действий контрол-их организаций.

Объекты контроля — средства федерального бюджета.

Задачи

обеспечить экономическую безопасность государства

обеспечить контроль за формированием государственных доходов

проверка выполнения государственных обязательств со стороны физических и юридических лиц

проверка целевого использования бюджета

улучшение взаимодействия и координации деятельности контролирующих органов в РФ.


Министерство финансов Российской Федерации и его подведомственные органы

Министерство финансов Российской Федерации и его подведомственные органы.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) – федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской федерации.

Министерство финансов Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Министерстве финансов Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание Министерства финансов Российской Федерации осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Основные задачи Министерства финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о нем:

совершенствование бюджетной системы РФ;

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ; и т.д.

Структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Министерство финансов РФ имеет подведомственные органы власти:

Федеральная налоговая служба (ФНС России), руководителем которой является Мишустин Михаил Владимирович;

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). Руководитель – Коваль Александр Павлович;

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Руководитель – Павленко Сергей Юрьевич;

Федеральное казначейство (Казначейство Российской Федерации), руководителем которого является Артюхин Роман Евгеньевич.

 

47. Федеральная таможенная служба, Главное контрольное управление, Президента РФ Банк России Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом Федеральная антимонопольная служба.

Федеральная таможенная служба осуществляет взимание таможенных пошлин, налогов и сборов;

Таможенное оформление и таможенный контроль,

Обеспечивает соблюдение законодательства по вопросам своей деятельности;

Осуществляет классификацию товаров.

Обеспечивает единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства.

Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ. Как структурное подразделе­ние Администрации Президента оно подчиняется непосредст­венно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций:

контроль над дея­тельностью органов контроля и надзора при федеральных орга­нах исполнительной власти, подразделений Администрации Пре­зидента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Банк России –орган осуществляющий разработку и претворение в жизнь денежно-кредитную политику государства. Наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое обслуживание бюджетов, контролирует деятельность кредитных организаций.

Федеральная служба по финансовым рынкам – контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в БС РФ.

Контроль и надзор в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений МФ РФ.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выполняет функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом.

Федеральная антимонопольная служба – контроль и надзор в области применения цен.

В субъектах РФ, муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения.

В коммерческих организациях, некоммерческих организациях, учреждениях и в организациях выполняющих функции финансовых и кредитных посредников – финансовые отделы или лица (например – гл. бухгалтер).

 

Счетная палата РФ.

Счетная палата РФ — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием Российской Федерации и. подотчетный ему. Счетная палата РФ является юридическим лицом.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

3) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных кредитных организациях;

7) регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполне­нием федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. С этой целью Счетная палата РФ обеспечивает:

• организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

• проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов РФ;

• анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации и Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

• подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;

• подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.

 

Налоги на товары и услуги.

НДС введён в России 1 января 1992г. По сравнению с введёнными в 30ые гг. и по 90ые гг. налогом с оборота и налогом с продаж, НДС имеет определённые преимущества:

- он более эффективен, т.к. охватывает товарооборот на всех стадиях;

- для отдельного предпринимателя не так обременителен, т.к. обложению подлежит лишь часть прироста стоимости, и тяжесть обложения распределяется по всей цепи производства – обращения.

Достаточно простой механизм обложения и единый механизм взимания уменьшают случат финансовых нарушений.

Плательщиками НДС являются все юр. лица. Объект НДС – обороты товаров, выполненные работы и оказанные услуги. Ставки налога: 0%, 10%, 18%.

Ставка 0% действует для экспортируемых товаров, услуг и работ. 10% - для продовольственных и детских товаров по учреждённому перечню. 18% - для всех остальных товаров. Для предпринимателей розничной торговли, реализующим товары по ценам включающим НДС применяются расчётного ставки: 9,09% и 15,25%

 

Налоги на доходы.

1) налог на прибыль предприятий и организаций. Введён в России с 1.01.1992г. Подобный налог действовал в 20ые гг. в форме подоходного налога с государственных и кооперативных организаций.

В 1913г. Он был отменён и введена 2ух канальная система налогообложения, состоящая из налога с оборота и отчисления от прибыли.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий. Ставка – 20% (уплачивается раздельно в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ)

2) НДФЛ (подоходный). Введён в России в 1916г. Плательщиками являются физические лица. Объектом обложения служит совокупный доход, полученный в календарном году из любых источников, как в денежном, так и натуральном виде и том числе в виде материальной выгоды.

При взимании НДФЛа предусматривается широкая система налоговых льгот и вычетов:

- социальные вычеты;- имущественные вычеты; - имеют льготы отдельные категории граждан перенёсшие лучевую болезнь, граждане проживающие на загрязнённых местностях и т.д.

Ставка НДФЛ – 13%



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.46.191 (0.059 с.)