Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансы с петровских времен до революционных потрясений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В период царствования Петра I (1682-1725гг) старые приказы не противоречили требованиям его реформ. Но к тому времени они обветшали, в их деятельности проявлялась бесконтрольность и произвол. Поэтому Петр I отдал предпочтение коллегиальному началу в управлении, которое он наблюдал в соседних европейских государствах. Он распустил Боярскую Думу и образовал первую коллегиальную организацию на Руси – Сенат, из 9-ти человек, куда вошли умные и преданные ему люди. Утверждение Сената состоялось 22 февраля 1711 года. Обязанности между ними распределились следующим образом: 1) Камер- коллегия – ведала окладными и неокладными денежными доходами, кроме подведомственных Берг,- Мануфактур- и Коммерц-коллегиям; Она занималась сбором прямых и косвенных налогов. К прямым налогам относилась подушная подать. Под косвенными налогами подразумевались поступления от продажи товаров, торговля которыми находилась в монопольном владении государства. Только казна могла продавать соль, вино, табак. 2). Штатс-контора - управляла расходами государства. Она производила ассигнования на различные нужды: армию, флот, промышленные предприятия, принадлежащие государству, учебные заведения; 3). Ревизион-контора – осуществляла контрольные функции как за поступлением государственных доходов так и расходованием средств и вещей казенных. В 1722г. была утверждена должность Генерал-Прокурора, который являлся представителем Верховной Власти и государства перед Сенатом. Контроль за поступлением доходов на местах был поручен воеводам, но ближайший контроль был возложен на надзирателей сборов или камериров, под непосредственным начальством Камер-коллегии. Одновременно утверждается должность рентмейстера или казначея в ведении Штатс-конторы. Казначей принимал поступающие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство или "рентарея" состояло при губернской канцелярии, а в столице была учреждена для этих целей Казенная палата. С 1704 года вводятся следующие сборы: хомутный, шапочный, с бороды; вводится ряд налогов на купцов и ремесленников: налог с мельниц, с заводов и фабрик, с постоялых дворов, с наемных углов, на заготовление амуниции и пр. Денежные налоги в эпоху Петра I резко возросли и были многочисленны. Особенно тяжел был налоговый пресс для народов Поволжья и Приуралья: на них было возложено 72 налога. Кроме того, 25% всего взрослого населения этих народов несли повинность по охране, заготовке и подвозу корабельного леса. Дальнейшее развитие получили косвенные налоги – пошлины, монополии, регалии. К монополиям на водку, поташ, смолу, ревень добавляются монополии на соль, деготь, икру, игральные приспособления. При этом широко используется метод откупов. Значительный доход приносила система конфискаций и штрафов. Как доходный источник используется монетная монополия: даже пушки и колокола шли на производство монет. Основной расходной статьей были военные расходы. Разрыв между доходами и расходами породил ряд проектов по реорганизации податного обложения, что привело к значительному росту прямых доходов и сокращению косвенных. Однако новая подушная система обложения, так же как и предшествующие посошная и подворная, не учитывала имущественного состояния налогоплательщиков – общее свойство всех личных налогов. Таким образом, жизнь и объективное развитие экономики и государственного строительства подвели к необходимости создания таких органов, как Государственное казначейство и Министерство финансов. У истоков образования этих органов стояли неординарные люди, во многом определившие их становление и развитие. По восшествии на престол Императора Павла I (1796-1801гг) учреждается должность Государственного Казначея которая обособляется от должности Генерал-Прокурора, и управление финансовой частью становиться самостоятельным. Первым Государственным Казначеем был назначен Алексей Иванович Васильев, а затем он становится членом состоявшего при Императоре Совета. В Именном Указе, данном Васильеву А.И. 4 декабря 1796 года, перечисляются учреждения, вверяемые его управлению и дается поручение заняться выяснением бюджета государства. "Определив Вас Государственным Казначеем" гласит этот Указ, "соизволяем чтобы ВЫ по тому имели в точном ведении Вашем, как казначейство, так и экспедиции о доходах, расходах для свидетельства счетов и о доимках, причисляя к оным и особую экспедицию для разбора и расчета внутренних долгов учрежденную. при самом вступлении в важную должность, на Вас возлагаемую, приложите старанее собрать сведения и Нам, как наискорее, доставить о штатных и чрезвычайных или временных расходов, дабы Мы, рассмотря оные и распорядя сообразно прямым нуждам государственным, могли поставить Вас в лучшую удобность управлять сею частию и отвратить всякий недостаток или затруднения" За время заведования Государственным Казначейством А.И. Васильевым было издано много работ. Особого упоминания заслуживают труды по упорядочению составления смет доходов и расходов и отчетов по казначейству, а также устройство бухгалтерии по этой части. Труды Васильева не замедлили снискать расположение Императора Павла I, пожаловавшего ему ряд наград и отличий. При Императоре Александре I (1801-1825гг), с учреждением в 1802 году министерств, заведование делами государственного хозяйства было вверено Государственному Казначею и Министрам: Финансов, Коммерции и Внутренних Дел. Ведомство Государственного Казначея по закону было обособлено от Министерства Финансов, но фактически было соединено с ним. По назначении в 1802 году графа Васильева А.И. министром финансов, ему принадлежало и высшее руководство ведомством Государственного Казначея. Со смертью первого министра финансов в 1807 году все функции министерства были переданы в управление Государственного Казначея. Новый министр финансов был назначен лишь в 1810 году. До этого времени Главный Казначей Голубцов Ф.А. оставался во главе обоих ведомств. В 1810 году последовательно издается два манифеста о преобразованиях в центральном управлении государственными делами и уточнении функций министерств. В результате этих преобразований Государственный Казначей являлся исполнителем государственной росписи. Министр Финансов в конце каждого года составлял роспись доходов и расходов и отсылал в Государственное Казначейство для его исполнения. В 1811 году был учрежден Государственный Контроль. Таким образом, высшее управление финансов разделено на три отдела: источники доходов поручены Министерству Финансов, движение сумм - Государственному Казначейству, проверка счетов - Государственному контролю. Рассмотрение государственной росписи и обсуждение чрезвычайных финансовых мер с 1810 года поручены Государственному Совету. Росписи доходов и расходов, а также отчеты об их исполнении считались на Руси тайною, не подлежащей обнародованию. Отчасти это объяснялось тем, что исполнение росписей в царствование Александра I совершенно не соответствовало сметным назначениям и давало ежегодные дефициты. Кризисное положение государственного казначейства (постоянно увеличивающаяся сумма годового дефицита) в 1809 г. привело к необходимости финансовых преобразований, разработать которые было поручено М.М. Сперанскому. "План финансов", предложенный Сперанским включал в себя 2 части. Первая часть плана содержала теоретические основания финансовой политики, включающей в себя следующие задачи и предложения: · «остановить и совершенно прекратить новый выпуск ассигнаций»; · «никакой новый расход не может быть назначаем прежде, нежели приискан будет источник прихода, ему соразмерного»; · экономия государственных расходов, путем разделения их на необходимые, полезные и излишние; · образовать Государственный банк, основанный на серебре, признав ассигнации государственным долгом, выкупить их у населения и уничтожить; · укрепить доходную базу за счет замены подушной подати поземельной; · реформировать откупную систему и заменить ее акцизом. Последние два пункта удалось реализовать лишь после отмены крепостного права. Вторая часть «Плана финансов» посвящена устройству новой финансовой системы. Она представляла собой проект "финансового закона или сметных правил для руководства ведомств". Управление государственными финансами представлено М.М.Сперанским в этом документе, как соединение деятельности министра финансов, министра казначейства и министра государственного контроля. Была предложена развернутая программа деятельности и структура соответствующих ведомств. В результате была сформирована принципиальная схема управления государственными финансами, которая не теряет своего значения и в настоящее время. Это время характеризуется расстройством денежного обращения в России. Особенно этому способствовали грандиозные войны в царствование Александра I. Количество ассигнаций превысило 800 миллионов рублей, а их цена упала до 25 копеек. За серебряный рубль приходилось платить 4 рубля ассигнациями. Пытались было войти из положения с помощью внешних и внутренних займов, для сокращения количества ассигнаций, и оно действительно было сокращено до 600 миллионов. Но эта мера пользы не принесла. Ценность ассигнаций повысилась только на 2 копейки. Ассигнации потеряли доверие. С приходом к власти Императора Александра II (1855-1881гг) произошли коренные изменения в жизни страны:- 1861 год – отмена крепостного права. С этого момента Россия вступила в капиталистическую стадию развития, повлекшие за собой и финансовые преобразования. Началом реформы в бюджетном, кассовом и ревизионном деле следует считать 1858г.- это начало разработки бюджетного законодательства, которое продолжалось более 3-х лет. В мае 1962 г. были утверждены "Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных Управлений", - которую можно рассматривать как результат командировки в Европу Действительного Статского Советника В.Татаринова. Новая система включала в себя 3 главных положения: а) государственная роспись представляет собой свод всех доходов и расходов за исключением специальных, б) все государственные доходы сосредотачиваются в кассах Министерства Финансов, которые производят расходы напрямую кредиторам, в) проверка доходов и расходов осуществляется по подлинным документам. В этом же году было принято решение о всеобщей гласности сведений государственной росписи доходов и расходов. В период царствования Императора Александра II была поставлена задача ввести единство кассы. Кассы Министерства Финансов должны были, с одной стороны, соединить все поступающие государственные доходы, с другой - производить государственные расходы непосредственно выдавая их прямым кредиторам казны. В 1864 г единство кассы было введено в 12 губерниях, а в 1866 г - повсеместно. Это выразилось в том, что все кассы Министерства Финансов были подразделены на доходные и расходные. К доходным отнесены все казначейства в уездных и губернских городах, а также кассы специальных сборщиков. К расходным кассам - Главное казначейство в Санкт-Петербурге, касса Комиссии погашения долгов и расходные отделы губернских казначейств. В царствование Императора Александра III (1881-1894гг) центральные учреждения Министерства Финансов с формальной стороны не испытали преобразований. По Департаменту Государственного Казначейства можно отметить только передачу 22.04.1894 года монетного отделения по монетной части - в особенную канцелярию по кредитной части, а по пробирной - в ведение Департамента торговли и мануфактур.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.237 (0.012 с.) |