Путешествие в поисках хадисов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путешествие в поисках хадисов.



Наши предшественники уделяли хадисам такое огромное внимание, что это просто не с чем сравнить, и затрачивали на их собирание и уточнение уму непостижимое количество уси­лий и времени. После того, как кто-нибудь из них восприни­мал все хадисы от шейхов своего города, он отправлялся в другие близкие или далекие города и страны, чтобы восприни­мать хадисы от местных шейхов, стойко перенося трудности пути и жизненные невзгоды. Аль-Хатиб аль-Багдади написал книгу, которую он назвал “Ар-рихля фи таляб аль-хадис” (Путешествие в поисках хадисов). В этой книге он собрал сведе­ния о сподвижниках, последователях и людях, живших после них, которые совершали удивительные путешествия в поисках хадисов. Если кто-нибудь пожелает ознакомиться с этими зани­мательными историями, пусть прочитает книгу аль-Хатиба, ко­торая вдохновит искателей знания и укрепит их решимость.

 

Виды классификации хадисов.

Человек, чувствующий в себе способность к классификации хадисов и прочих вещей, должен заниматься этим с целью сое­динения разрозненного, разъяснения трудного, приведения в порядок неупорядоченного и составления указателей к тем со­чинениям, которые не были снабжены ими, поскольку все это облегчает и ускоряет пользование такими сочинениями людям, которые занимаются изучением хадисов, однако при этом не­обходимо остерегаться публиковать непроверенные и неотре­дактированные книги, а сама по себе такая классификация должна приносить пользу всем.

Знатоки хадисов классифицировали их по-разному, а наи­более известными видами классификации являются нижесле­дующие:

а) “Джавами‘”: (ед.ч. “джами‘” – объединяющий). Это сло­во служит для обозначения любой книги, в которой ее соста­витель разбивает материал на главы, посвященные всем воз­можным темам, в том числе – догматам религии (‘ака’ид), ви­дам поклонения (‘ибадат), взаимоотношениям между людьми (му‘амалят), жизниописаниям (сийар), достоинствам отдель­ных людей (манакиб), тому, что смягчает сердца (рикак), ис­кушениям (фитан) и сообщениям, касающимся Дня воскресе­ния. Примером может служить “Аль-джами‘ ас-сахих” аль-Бу­хари.

б) “Масанид” (ед.ч. “муснад”). Это слово служит для обо­значения любой книги, в которой собраны хадисы, передавав­шиеся со слов каждого из сподвижников в отдельности незави­симо от темы хадиса*. Примером может служить “Муснад” има­ма Ахмада бин Ханбаля.

*[Иначе говоря, такие своды хадисов были разбиты на главы, в каждую из которых входили только хадисы, передаваемые со слов одного сподвижни­ка].

в) “Сунан”. Так называются книги, в которых хадисы собра­ны в соответствии с разделами фикха, чтобы они могли слу­жить факихам источником для извлечения установлений шари­ата. От сборников, которые носят название “Джами‘”, эти книги отличаются тем, что в них нет хадисов, касающихся ве­роучения, жизнеописаний выдающихся людей (сийар), досто­инств отдельных людей (манакиб) и некоторых иных тем. Та­ким образом, они ограничиваются только теми разделами, ко­торые имеют отношение к фикху и хадисам, в которых сфор­мулированы установления шариата. Примером может служить “Сунан” Абу Дауда.

г) “Ма‘аджим” (ед.ч. “му‘джам” – словарь). Это слово служит для обозначения любой книги, в которой ее состави­тель в основном располагает хадисы по именам своих шейхов в алфавитном порядке. Примером может служить сборник под названием “Аль-ма‘аджим ас-саляса” ат-Табарани, составными частями которого являются “Аль-му‘джам аль-кабир”, “Аль-му‘джам аль-аусат” и “Аль-му‘джам ас-сагир”.

д) “‘Иляль”. Так именуются книги, включающие в себя хади­сы с дефектами и разъяснение их дефектов. Примером может служить сборник под названием “Аль-‘Иляль” Ибн Абу Хати­ма, и сборник с таким же названием, составленный ад-Дара­кутни.

е) “Аль-аджза’” (ед. число “джуз’”): Слово “джуз’” (часть) служит для обозначения любой небольшой по объему книги, в которой собраны хадисы, передававшиеся одним из передат­чиков, или же такой книги, в которой собраны хадисы по од­ной теме, являющейся предметом углубленного исследования. Примером может служить сборник под названием “Джуз’ раф‘ аль-йадайн фи-с-салят” аль-Бухари.

ж) “Аль-атраф”: Так именуются книги, в которых их соста­вители сначала приводят те части каждого хадиса, которые служат указаниями на все остальное, а потом приводят иснады каждого матна либо полностью, либо те их части, которые имеют отношение к отдельным книгам. Примером может слу­жить сборник под названием “Тухфат аль-ашраф би-ма‘рифат аль-атраф”, составленный аль-Миззи.

з) “Мустадракат” (ед.ч. “мустадрак” – дополнение). Это слово используется для обозначения любой книги, содержани­ем которой служат хадисы, не вошедшие в какую-либо другую книгу, собранные составителем в качестве дополнения к этой книге и соответствующие условиям включенных в нее хадисов. Примером может служить сборник под названием “Аль-муста­драк ‘аля-с-сахихейн” Абу Абдуллаха аль-Хакима.

и) “Мустахраджат” (ед.ч. “мустахрадж” – извлечение). Это слово служит для обозначения любой книги, в которой ее составитель приводит хадисы из книги другого составителя, но снабжает их своими собственными иснадами, отличающимися от иснадов первого составителя. При этом у них может быть один и тот же шейх или же шейх их шейхов. Примером может служить сборник под названием «Аль-мустахрадж ‘аля-с-сахи­хейн” Абу Ну‘айма аль-Исбахани.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.005 с.)