При каких условиях хадис следует относить к категории хадисов “мудтариб”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При каких условиях хадис следует относить к категории хадисов “мудтариб”.



Из приводимого выше определения и его объяснения следует, что хадис именуется “мудтариб” только в том случае, если он удовлетворяет двум нижеследующим условиям:

а) Если версии данного хадиса отличаются друг от друга настолько, что совместить их друг с другом невозможно.

б) Если степень равенства по силе различных версий этого хадиса такова, что ни одной из этих версий нельзя отдать предпочтение перед другой.

Если же одна из версий хадиса является более предпочти­тельной или же их можно совместить друг с другом при­емлемым образом, то его уже нельзя отнести к категории “мудтариб”, а применять его следует либо в соответствии с наиболее предпочтительной версией, либо с учетом всех его версий при наличии возможности совмещения.

 

Классификация таких хадисов.

В зависимости от того, в каком именно месте хадиса имеет­ся неясное место, хадисы данной категории подразделяются на неясные по иснаду (мудтариб ас-санад) и неясные по мат­ну (мудтариб аль-матн), однако чаще встречаются хадисы первого типа.

а) Хадисы, неясные по иснаду (мудтариб ас-санад). В пример можно привести тот хадис, в котором сообщается, что (однажды) Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, я вижу, что ты поседел». (В ответ ему про­рок, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Седым меня сделала (сура) “Худ” и подобные ей (суры) ». [Этот хадис приводит и ат-Тирмизи (“Книга толкования”, “Глава о толкова­нии суры «Воскресение»”), однако в его версии сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Седым сделали меня (суры) “Худ”, “Воскресение” и “Посы­лаемые”». Ат-Тирмизи сказал об этом хадисе: «Хороший неизвестный (ха­дис)»].

Ад-Даракутни сказал: «Данный хадис относится к категории “мудтариб”, так как он передается только со слов Абу Исхака и известно около десяти его версий. Некоторые передатчики передают этот хадис так, что его следует относить к категории “мурсаль”, а в передаче других он приобретает признаки ха­диса категории “маусуль”. Одни мухаддисы возводят иснады этого хадиса к Абу Бакру, другие – к Са‘ду, третьи – к Аише и так далее. Все его передатчики достойны доверия, и поэтому отдать предпочтение кому-либо из них невозможно, а совмес­тить их друг с другом трудно».

б) Хадисы, неясные по матну (мудтариб аль-матн). В пример можно привести тот хадис, который ат-Тирмизи пере­дает со слов Шарика, передавшего со слов Абу Хамзы, пере­давшего со слов аш-Ша‘би, что Фатима бинт Кайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:

– (Однажды) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о закя­те, и он сказал: «Поистине, следует выплачивать с имущества не только за­кят».

Что же касается хадиса Ибн Маджи, передававшего этот тем же путем, то в нем сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ничего, кроме закята, с имущества выплачивать необяза­тельно».

Аль-‘Ираки сказал: «В данном случае неясность* не поддается истолкованию».

*[Имеются в виду такие разночтения в версиях хадиса, вследствие которых совмещение их друг с другом становится невозможным].

 

Кто вносит неясность?

а) Источником неясности может быть один и тот же пере­датчик, передающий один и тот же хадис не так, как другие. [Это может относится к матну и к иснаду].

б) Источником неясности может быть целая группа пере­датчиков, каждый из которых передает данный хадис путем, отличным от других.

Причина слабости хадисов категории “мудтариб”.

Причиной слабости таких хадисов является то, что неясно­сти свидетельствуют о неточности его передатчиков.

 

Наиболее известные сочинения на эту тему.

К их числу относится книга “Аль-муктариб фи байан аль-мудтариб” хафиза Ибн Хаджара.

 

Мусаххаф.

 

Определение.

а) Слово “мусаххаф” является причастием страдательного залога от глагола “саххафа” – искажать.

б) В качестве термина слово “мусаххаф” служит для обо­значения такого хадиса, в котором нечто, передаваемое дос­тойными доверия передатчиками подверглось изменению по форме или по смыслу. [Имеются ввиду такие случаи, когда передатчики случайно допускают раз­личные ошибки при передаче хадисов].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.004 с.)