Отдельное приемлемое сообщение, подкрепленное косвенными доказательствами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отдельное приемлемое сообщение, подкрепленное косвенными доказательствами.



 

Введение.

Последним видом обзора приемлемых сообщений являются сообщения, подкрепленные косвенными доказательствами, то есть тем, что выступает в качестве дополнения к тем требова­ниям, которым должно удовлетворять приемлемое сообщение. Эти дополнительные указания, сочетающиеся с приемлемым сообщением, придают ему больше силы, выделяют его среди прочих приемлемых сообщений, не отвечающих подобным до­полнительным указаниям, и делают его более предпочтитель­ным по сравнению с ними.

 

Виды таких сообщений.

Существуют разные виды сообщений, подкрепленных кос­венными доказательствами. Наиболее известными из них явля­ются следующие:

а) Те сообщения, которые приводят в своих “Сахихах” аль-Бухари и Муслим и которые нельзя отнести к категории “му­таватир”. Эти сообщения подкреплены различными косвен­ными доказательствами, к числу которых относятся:

1. Высокий авторитет аль-Бухари и Муслима как знатоков хадисов.

2. Их авторитетность в том, что касается выделения дос­товерных хадисов из числа прочих.

3. То обстоятельство, что улемы принимали их сборники, поскольку одно это больше способствует передаче знания, чем множество путей передачи таких сообщений, которые нельзя отнести к категории “мутаватир”.

б) Известные сообщения, если они передаются различными путями, ни в одном из которых нет слабых передатчиков и не­достатков.

в) Сообщение, приводимое целым рядом крупнейших му­хаддисов и не являющееся неизвестным (гариб).

Примером может служить такой хадис, который приводит имам Ахмад, передавая его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и передает его со слов имама Малика. Таким обра­зом, имам Ахмад наряду с другими передает его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и также наряду с другими пере­дает его со слов имама Малика.

 

Суждение о таких сообщениях.

Сообщения такого рода являются более предпочтительны­ми, чем любое приемлемое сообщение из числа отдельных со­общений. Если же сообщение, подкрепленное косвенными до­казательствами, противоречит другим приемлемым сообщени­ям, то предпочтение отдается ему.

 

Разделение приемлемых сообщений на действующие и недействующие.

 

[Имеются в виду обязательные и необязательные к применению на практи­ке].

 

Приемлемые сообщения подразделяются на две группы: действующие и недействующие. Подобное разделение являет­ся источником двух видов науки о хадисах, получивших назва­ние “точные и отличающиеся друг от друга хадисы”, а так­же “отменяющие и отмененные хадисы”.

 

 

Точные المُحْكَم (мухкам) и отличающиеся مُخْتَلِفُ (мухталиф) друг от друга хадисы.

 

Определение точного.

а) Слово “мухкам” является причастием страдательного за­лога от глагола “ахкама” в значении “делать точно; хорошо”.

б) Как термин слово “мухкам” служит для обозначения та­кого приемлемого хадиса, которому не противоречит подоб­ный ему хадис.

К этому виду относится большинство хадисов, что же каса­ется противоречащих и отличающихся друг от друга хадисов, то по сравнению с общим их количеством таких хадисов из­вестно немного.

 

Определение отличающихся (мухталиф) друг от друга хадисов.

а) Слово “мухталиф” является причастием действительно­го залога от слова “ихтиляф” (разногласие; расхождение). Под отличающимися друг от друга хадисами подразумеваются те из них, которые противоречат друг другу по смыслу.

б) Как термин, фраза «отличающиеся друг от друга хадисы» служит для обозначения таких приемлемых хадисов, которым противоречат подобные им хадисы, когда имеется возмож­ность объединения их между собой.

Имеется в виду такой достоверный или хороший хадис, на­ряду с которым приводится другой хадис, подобный ему по степени и по силе, но внешне противоречащий ему по смыслу, однако при этом обладающие знанием и пониманием способ­ны приемлемым образом объединить их.

 

Пример отличающихся друг от друга хадисов.

а) Хадис, в котором сообщается, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал:

«Не (передается) зараза (иначе как по воле Аллаха) и не (является дурным предзнаменованием полет) птиц…» Этот хадис приводит Муслим.

б) Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ска­зал: «Беги от прокаженного, как убежал бы ты ото льва». Этот хадис приводит аль-Бухари.

Внешне два этих достоверных хадиса противоречат друг дру­гу, поскольку первый отрицает возможность заражения иначе как по воле Аллаха, а во втором указывается на возможность за­ражения. Тем не менее улемы объединяют их между собой, при­водя их к согласованию по смыслу во многих отношениях. Ниже упоминается о том из них, который избрал хафиз Ибн Хаджар.

 

Способ объединения.

Объединить между собой два этих хадиса можно, сказав, что возможность заражения без соизволения Аллаха отрицает­ся и не является чем-то доказанным, так как посланник Алла­ха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Одно не заражает другое». [Этот хадис приводит ат-Тирмизи в “Книге предопределения”, а также имам Ахмад]. Сообщается также, что один человек возразил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказав, что, когда парши­вый верблюд оказывается среди здоровых, парша переходит и на них, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А кто же заразил (самого) первого?» [Этот хадис приводит аль-Бухари в “Книге медицины”, а также Муслим, Абу Дауд и Ахмад]. Это значит, что Аллах Всевышний вызвал эту болезнь во втором, как вызвал он ее и в первом. Что же касается веления убегать от прокаженного, то оно было отдано для того, чтобы перекрыть пути. Это значит, что оно было отдано для того, чтобы не допустить контактов с прокаженными, в результате чего человек может подумать, что причиной заражения послужила не воля Аллаха, а общение с больным, однако подобные мысли являются греховными. Таким образом, прокаженного было велено сторониться для того, чтобы люди не верили в то, что может привести к греху.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.007 с.)