Пути восприятия хадисов и формы их передачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути восприятия хадисов и формы их передачи.



 

Насчитывается восемь путей восприятия хадисов: слушание того, что говорит шейх, чтение шейху, иджаза, мунаваля, ки­таба, и‘лям, васийа и виджада.

Ниже я кратко останавливаюсь на каждом из этих путей и столь же кратко указываю на то, какими оборотами речи пользовались мухаддисы в каждом отдельном случае.

 

 

1.Слушание (сама‘) того, что говорит шейх السَّماع من لَفظِ الشَّيْخ.

а) Имеется в виду тот случай, когда шейх читает, а ученик слушает, независимо от того, читает ли шейх по памяти или по своим записям, и независимо от того, слушает ученик и записывает или только слушает, не делая записей.

б) Степень этого пути: по общему мнению, слушание является высшей из степеней восприятия.

в) Обороты речи, использовавшиеся при передаче.

1. Прежде чем получили определенные обороты речи, отно­сящиеся к каждому виду путей восприятия, стали общеупотреби­тельными, человеку, который сначала слушал, а потом передавал услышанное другим, при передаче можно было говорить: «Я слышал…», или: «Передал мне…», или: «Сообщил мне…», или: «Известил меня…», или: «Сказал мне…», или: «Рассказал мне…»

2. Со временем для обозначения каждого из путей вос­приятия стали использоваться свои обороты речи:

– Для слушания: «Я слышал…», или: «Передал мне…»

– Для чтения: «Сообщил мне…»

– Для «иджазы»: «Известил меня…»

– Для того, что именуется “сама‘ аль-музакяра”*: «Сказал мне…», или: «Рассказал мне…».

*[“Слушание запоминания” (сама‘ аль-музакара) отличается от “слушания передачи” (сама‘ ат-тахдис), в отличие от “слушания запоминания” к “слу­шанию передачи” как шейх, так и ученик готовятся еще до своей встречи].

 

 

2. Чтение шейху القِراءةُ عَلَى الشَّيْخ.

Большинство мухаддисов обозначает такое чтение термином “‘ард” (изложение).

а) Имеется в виду такой случай, когда ученик читает, а шейх слушает*, или же читает кто-то другой, а он слушает, не­зависимо от того, читается ли это по памяти или по записям, и независимо от того, следит ли шейх за читающим по памяти, или следит за чтением по своим записям, или же за чтением следит по записям шейха другой достойный человек.

*[Это значит, что ученик читает такие хадисы, которые передавал именно этот шейх, а не те, которые ему хочется читать, поскольку цель чтения хадисов учеником шейху состоит в том, чтобы он слушал их и вносил свои уточнения].

б) Суждение о передаче хадиса после чтения его шейху: все вышеупомянутые формы передачи хадисов после предвари­тельного чтения их шейху являются бесспорно правильными.

в) Степень такой передачи: о степени такой передачи вы­сказывались три разных мнения.

1. Такая передача равна слушанию (сама‘). Как сообща­ется, такого мнения придерживались Малик, аль-Бухари и большая часть улемов Хиджаза и Куфы.

2. Степень такой передачи ниже степени слушания. Как сообщается, такого мнения придерживалось большинство уле­мов Востока, и это мнение является правильным.

3. Степень такой передачи выше степени слушания. Как сообщается, такого мнения придерживались Абу Ханифа, Ибн Абу Зи’б и, по некоторым сведениям, Малик.

г) Фразы, использовавшиеся при такой передаче.

1. Наиболее надежным является использование таких оборотов как: «Я прочитал такому-то», или: «Я слышал, как ему было прочитано, и шейх подтвердил это».

2. Допускается использование оборотов, указывающих на слушание и связанных со словом «чтение» *, например: «Он пе­редал нам /хаддаса-на/ то, что было прочитано шейху…».

*[Имеется ввиду такой случай, когда передатчик читает шейху записанный им с его слов хадис и шейх признает, что все было записано верно. При этом присутствует другой передатчик, который слушает чтение первого, по­сле чего передает этот хадис другим].

3. Среди многих мухаддисов получило распространение использование фразы «он сообщил нам» /ахбара-на/, но без всего того, что должно за ней следовать.

 

 

Иджаза (разрешение).

а) Определение: так именуется устное или письменное разрешение на передачу хадиса.

б) Форма такого разрешения: примером может служить тот случай, когда шейх говорит одному из своих учеников: «Я разрешаю тебе передавать с моих слов “Сахих” аль-Бухари».

в) Виды иджазы: Есть много видов иджазы, пять из числа которых упоминаются мною ниже:

1. Когда шейх дает разрешение определенному лицу на передачу определенных хадисов, говоря, например, следую­щее: «Я разрешаю тебе передавать “Сахих” аль-Бухари». Этот вид является высшим видом الإجازَة “иджазы”, отделенной от “вручения” المُناوَلَة (мунаваля).

2. Когда шейх дает разрешение на передачу определенному лицу без указания на определенные хадисы, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе передавать то, что ты от меня услышал».

3. Когда шейх дает разрешение на передачу неопределен­ному лицу без указания на определенные хадисы, говоря, на­пример, следующее: «Я разрешаю моим современникам пере­давать то, что они от меня слышали».

4. Когда шейх дает разрешение на передачу какого-ни­будь свода хадисов, не указывая на его составителя или же ко­гда он дает разрешение на передачу хадисов неопределенному лицу, говоря, например, следующее: «Я разрешаю тебе пере­давать хадисы из книги “Сунан”», в то время как сам он пере­давал хадисы из целого ряда книг с таким названием, или же когда он говорит: «Я разрешаю передавать хадисы Мухаммаду бин Халиду ад-Димашки», хотя известен целый ряд лиц с таким именем.

5. Разрешение несуществующему человеку: Такое разре­шение может быть либо связано с уже существующим челове­ком, когда шейх говорит: «Я разрешаю передавать хадисы та­кому-то и тому, кто у него родится», либо касаться только не­существующего человека, когда он говорит: «Я разрешаю пе­редавать хадисы тому, кто родится у такого-то».

г) Суждение о разрешении (иджаза).

Что касается первого вида, то, согласно наиболее распро­страненному мнению и сложившейся традиции, передача ха­дисов таким путем и использование их на практике разрешает­ся.

Если же говорить об остальных видах “иджазы”, то здесь наблюдаются значительные и многочисленные разногласия, однако в любом случае восприятие и передача хадисов такими путями является неполноценной и к этому надо подходить очень осторожно.

д) Обороты, используемые при передаче путем разрешения (иджаза):

1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то дал мне свое разрешение».

2. При условии указания на способ передачи хадиса допускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путем слушания и чтения, например: «Он передал нам, дав свое разрешение…», или: «Он сообщил нам, дав свое разрешение…»

3. Терминология более позднего времени: «Он известил нас…» Этот оборот предпочитал автор книги «Аль-виджаза». [Имеется в виду Абу-ль-Аббас аль-Валид бин Бакр аль-Ма‘мари. Полное на­звание его книги – “Аль-виджаза фи таджвиз аль-иджаза”].

 

Мунаваля (вручение).

а) Виды передачи путем вручения. Таких видов насчи­тывается два:

1. Вручение в сочетании с разрешением (иджаза), что является высшим изо всех видов “иджазы”. Одной из форм та­кой передачи является тот случай, когда шейх вручает ученику свои записи и говорит ему: «Это – передаваемое мной со слов такого-то, ты же передавай это с моих слов», после чего он ли­бо дарит эти записи ученику, либо дает их ему на время для того, чтобы тот переписал их.

2. Вручение, не сочетающееся с разрешением: Имеет­ся в виду такой случай, когда шейх вручает ученику свои запи­си, ограничиваясь словами: «Это – то, что я слышал».

б) Суждение о передаче хадисов путем вручения:

1. Если вручение сочетается с разрешением, то передача хадисов таким путем допускается, но такой путь занимает более низкое положение, чем слушание хадисов и чтение их шейху.

2. Если вручение с разрешением не сочетается, то и пере­дача хадисов таким путем не допускается.

в) Обороты речи, используемые при передаче путем вручения:

1. Наилучшим является тот случай, когда передатчик го­ворит: «Вручил мне», или: «Вручил мне и дал мне свое разре­шение…», если вручение сочетается с разрешением.

2. При условии указания на способ передачи хадиса до­пускается использование оборотов речи, имеющих отношение к передаче путем слушания и чтения, например: «Передал и вручил нам…», или: «Сообщил и вручил нам, дав свое разреше­ние…».

 

5.Китаба (записывание) الكِتابَة.

а) Имеется в виду случай, когда шейх собственноручно за­писывает то, что он слышал, для присутствующего или отсут­ствующего человека или велит сделать это кому-нибудь друго­му.

б) Виды передачи хадисов путем записывания. Есть два вида такой передачи:

1. Записывание в сочетании с разрешением (иджаза): Имеется в виду такой случай, когда шейх говорит ученику: «Я разрешаю тебе передавать то, что для тебя я записал», или то­му подобные слова.

2. Записывание, не сочетающеся с разрешением: Име­ется в виду такой случай, когда шейх записывает для ученика несколько хадисов и посылает их ему, не давая ему своего раз­решения на их передачу.

в) Суждение о передаче хадисов путем записывания:

1. Если речь идет о записывании в сочетании с разре­шением, то передача хадисов таким путем является правиль­ной и по своей правильности и силе она подобна вручению в сочетанию с разрешением.

2. Что же касается записывания, которое не сочета­ется с разрешением, то некоторые считают такую передачу недопустимой, а другие ее разрешают. Мухаддисы считают правильным допустимость этого, поскольку это подобно пере­даче при наличии разрешения.

г) Является ди наличие доказательства необходимым усло­вием для признания подлинности почерка?

Правильное мнение состоит в том, что если тот, кому это было написано, знает почерк писавшего, то этого достаточно, так как почерки людей отличаются друг от друга.

д) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем записывания:

1. Ясное указание на то, что записывание имело место. Примером является тот случай, когда передатчик говорит: «Такой-то написал мне».

2. Допускается использование фраз, имеющих отношение к передаче путем слушания и чтения, например: «Такой-то пе­редал мне или собщил мне в письменном виде…».

 

 

6.И`лям (уведомление) الإعْلام.

а) Имеется в виду такой случай, когда шейх уведомляет уче­ника, что данный хадис или данная запись тем, что он слышал.

б) Суждение о передаче хадиса путем уведомления:

Правильное мнение состоит в том, что передавать его нель­зя, поскольку может быть известно, что данный хадис передавал именно этот шейх, но тем не менее передавать его недопустимо по причине имеющихся в нем недостатков. Если же шейх дал разрешение ученику на передачу этого хадиса, то передавать его можно.

в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем уведомления:

При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Мой шейх уведомил меня о том-то».

 

 

7.Васийа (распоряжение) الوَصِيَّة.

а) Имеется в виду такой случай, когда перед смертью или перед тем, как отправиться в путь, шейх распоряжается отдать кому-либо одну из записей, по которым он передавал хадисы.

б) Суждение о передаче хадиса путем распоряжения:

Правильное мнение состоит в том, что передавать такой хадис нельзя.

в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем распоряжения:

При передаче такого хадиса передатчик говорит: «Такой-то дал мне распоряжение относительно того-то…», или: «Такой-то передал мне, отдав распоряжение…».

 

8. Виджада (обнаружение)الوِجادَة.

Это слово является масдаром от глагола “ваджада” (нахо­дить).

а) Имеется в виду такой случай, когда ученик, знающий по­черк шейха, находит записанные его рукой хадисы, которые этот шейх передает, однако сам он его не слушал и не получал от него разрешения на передачу хадисов.

б) Суждение о передаче хадиса путем обнаружения: передача хадиса путем обнаружения подобна передаче хади­сов, относящихся к категории “мункати‘”*, однако в этом есть и нечто общее с передачей тех хадисов, иснады которых яв­ляются непрерывными.

*[Имеется в виду такой хадис, иснад которого имеет разрыв любого рода].

в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем распоряжения:

При передаче такого хадиса передатчик, обнаруживший его, говорит: «Я обнаружил запись, сделанную рукой такого-то, относительно того-то…», или: «…прочитал запись, сделан­ную рукой такого-то, относительно того-то…», после чего при­водит иснад и матн хадиса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 343; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.02 с.)