Раздел первый: классификация сообщений с учетом того, как они дошли до нас. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел первый: классификация сообщений с учетом того, как они дошли до нас.



 

Принимая во внимание то, как именно дошли до нас те или иные сообщения, их можно разделить на две группы:

1. Если сообщение передается очень многими путями, оп­ределенное количество которых не установлено, оно относит­ся к числу сообщений, именуемых “мутаватир”.

2. Если сообщение передается небольшим количеством пу­тей, оно относится к числу отдельных сообщений (āхāд).

Каждая из вышеупомянутых групп подразделяется на под­группы и отличается своими особенностями, о чем, если захо­чет Аллах Всевышний, я буду подробно говорить позже, а сей­час перейду к исследованию сообщений, именующихся “му­таватир”.

Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”.

[Имеется в виду, что все эти сообщения подтверждают друг друга, являясь идентичными по смыслу].

 

1. Определение.

а) По форме слово المُتَواتِر “мутаватир” является причастием действительного залога, образованным от масдара [отглагольное имя] “таватур” – следование один за другим.

б) Терминологическое значение слова “таватур”: переда­ча сообщения таким большим количеством передатчиков, что обычно это исключает возможность вступления ими в сговор с целью его фальсификации.

Смысл этого определения: имеется в виду такой хадис или же такое сообщение, которое передается многими передатчи­ками каждого из разрядов его иснада, что позволяет разуму сделать вывод о невозможности допущения того, что все эти передатчики сговорились между собой относительно подделки этого сообщения.

 

Условия, которым должно удовлетворять такое сообщение.

Из пояснений к определению ясно, что к категории “мута­ватир” сообщение можно отнести лишь в том случае, если оно удовлетворяет четырем условиям:

а) Если оно передается большим количеством передатчи­ков. Относительно минимального их количества единого мне­ния нет, но в основном считается, что их должно быть не ме­нее десяти.[См.: “Тадриб ар-рави”, т. 2, стр. 177].

б) Такое количество передатчиков должно быть в каждом из разрядов иснада.

в) Не должно вызывать сомнений то, что они не могли сго­вориться между собой с целью фальсификации. [Имеется в виду, что они должны были жить в разных странах, или отно­ситься к разным национальностям, или принадлежать к различным мазха­бам и так далее. С учетом этого требования некоторые сообщения, пере­даваемые большим количеством передатчиков, не считаются относящимися к категории “мутаватир”, тогда как сообщения, передаваемые относи­тельно небольшим количеством передатчиков, могут быть отнесены к их числу. Таким образом, среди прочего это зависит и от положения передат­чиков].

г) В основе их сообщения должно лежать то, что может быть воспринято с помощью чувств.

Имеются в виду их слова: «Мы слышали…», или: «Мы виде­ли…», или: «Мы прикасались…» Если же в основе их сообще­ний лежат умозаключения, например о возникновении мира, то такие сообщения не могут быть отнесены к категории “му­таватир”.

 

Суждение о таком сообщении.

Сообщение, относящееся к категории “мутаватир”, заклю­чает в себе такую необходимую или же достоверную информа­цию, которой человек обязан верить столь безоговорочно, буд­то он сам является свидетелем того, о чем говорится в этом со­общении, не испытывая никаких сомнений относительно этого. Таковы требования, предъявляемые к рассматриваемым нами сообщениям, и поэтому все они должны приниматься, в вы­яснении же подробностей деятельности передатчиков необхо­димости нет.

 

4. Группы таких сообщений.

Сообщения, относящиеся к категории “мутаватир”, под­разделяются на две группы: словесные (аль-мутаватир аль-ляфзи) и смысловые (аль-мутаватир аль-ма‘нави).

а) “Аль-мутаватир аль-ляфзи” – это такие сообщения, ко­торые идентичны друг другу как по форме, так и по смыслу.

Примером может служить хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть (приготовится) занять свое место в огне тот, кто на­меренно возвел на меня ложь», и который передается со слов более чем семидесяти сподвижников.

б) “Аль-мутаватир аль-ма‘нави” – это такие сообщения, которые идентичны друг другу только по смыслу.

В пример можно привести хадисы, где сообщается о возде­вании рук к небу во время обращения с мольбами к Аллаху. Насчитывается более ста хадисов о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, в каж­дом из которых приводится сообщение о том, что, обращаясь с мольбами к Аллаху, он поднимал руки. Все эти хадисы касаются различных вопросов, и в этом смысле они не относятся к категории “мутаватир”, однако их общий элемент, а именно сообщения о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, воздевал руки, позво­ляют отнести их к этой категории с учетом всей совокупности путей передачи этих хадисов. [См.:«Тадриб ар-рави», т. 2, стр. 180].

 

Наличие таких сообщений.

Известно немало хадисов, относящихся к категории “мута­ватир”, например хадисы о водоеме пророка, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы о протирании кожаных носков (хуффейн) во время омове­ния, хадисы о воздевании рук к небу во время молитвы, хадис, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да порадует Ал­лах услышавшего от нас что-либо и передавшего (услышанное другим точно) так же, как он услышал это…», и много других хадисов, однако если посмотреть на количество отдельных (āхāд) хадисов, то мы увидим, что по сравнению с ними коли­чество хадисов “мутаватир” очень невелико.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.3.195 (0.004 с.)