Извлечения (мустахраджат) из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Извлечения (мустахраджат) из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима.



а) Предмет извлечения.

Здесь речь идет о том, что какой-нибудь мухаддис берет один из сборников хадисов и приводит его хадисы, снабжая их собственными иснадами и следуя при этом не тем путем, которым следовал его составитель, имевший с ним одного и того же шейха или шейха шейха.

б) Наиболее известные извлечения из двух “Сахихов”.

1. “Извлечение” из “Сахиха” аль-Бухари Абу Бакра аль-Исма‘или.

2. “Извлечение” из “Сахиха” Муслима Абу ‘Аваны аль-Ис­фараййини.

3. “Извлечение” из обоих “Сахихов” Абу Ну‘айма аль-Ис­бахани.

в) Приводили ли составители “Извлечений” те же матны ха­дисов, что и составители обоих “Сахихов” во всех случаях?

Их составители не всегда приводили абсолютно идентич­ные матны по той причине, что они неизменно использовали те же фразы, которые они слышали от своих шейхов, чем и объясняется наличие небольших отличий в отдельных случа­ях.

То же самое можно сказать и о словах таких старых авто­ров, как аль-Байхаки, аль-Багави и им подобных, которые пи­сали: «Этот хадис приводит аль-Бухари», – или: «Этот хадис приводит Муслим», – несмотря на наличие расхождений по смыслу и по форме с отдельными хадисами из “Сахихов” обо­их шейхов. Смысл их слов: «Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим», состоит в том, что они приводили основу данного хадиса. [Имеется в виду основная версия матна].

г) Можем ли мы передать какой-нибудь хадис из числа этих “Извлечений”, относя их к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима?

С учетом всего вышеизложенного никто не должен переда­вать ни один хадис из “Извлечений” или вышеупомянутых книг, указывая, что его приводит аль-Бухари или Муслим, ни при каких обстоятельствах за исключением двух случаев:

1. Когда он приводит данный хадис с целью сопоставле­ния его с той его версией, которую приводит аль-Бухари или Муслим.

2. Когда составитель извлечения или другого сочинения говорит: «Оба они приводили его в таком виде».

д) Польза “Извлечений” из обоих “Сахихов”.

“Извлечения” из обоих “Сахихов” являются весьма полез­ными. Полезные аспекты трудов такого рода ас-Суйути пере­числяет в своем сочинении “Ат-тадриб”. [См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 115 – 116].

1. Высота иснада*, так как если бы составитель “Извлече­ния” передал какой-нибудь хадис точно таким же путем, каким передавал его аль-Бухари, то количество имен передатчиков в иснаде такого хадиса было бы больше, чем в том же хадисе, который приводится им в “Извлечении”.

*[В том случае, когда один и тот же хадис передается разными путями, высо­ким именуется наиболее короткий иснад].

2. Повышение степени достоверности, так как во фра­зах некоторых хадисов имеются дополнения и добавления

3. Приобретение хадисом силы благодаря множеству путей его передачи: польза этого состоит в том, что можно отдать предпочтение той или иной версии в случае возникно­вения противоречий.

10. Степени (маратиб) достоверных хадисов.

Мы уже отмечали, что некоторые улемы приводили иснады, которые они считали наиболее достоверными. На основании этого и при условии, что иснад удовлетворяет всем прочим ус­ловиям достоверности, можно сказать, что достоверные хади­сы разделяются по степеням.

а) Высшей степенью достоверности отличается такой ха­дис, который передается с наиболее достоверным иснадом, например хадис, переданный Маликом, слышавшим его от На­фи‘а, слышавшего его от Ибн Умара.

б) Более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов людей, заслуживавших доверия в мень­шей степени, чем вышеупомянутые передатчики, например ха­дис, переданный Хаммадом бин Саламой, который слышал его от Сабита, слышавшего его от Анаса.

в) Еще более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов тех, кто заслуживает доверия в меньшей степени, чем предыдущие передатчики, например ха­дис, переданный Абу Салихом, который слышал его от своего отца, слышавшего его от Абу Хурайры.

Есть и другая классификация хадисов, которые по степени достоверности делятся на семь классов:

1. Хадисы, которые считали достоверными и аль-Бухари, и Муслим (высшая степень достоверности).

2. Хадисы, которые считал достоверными только аль-Бу­хари.

3. Хадисы, которые считал достоверными только Муслим.

4. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверно­сти обоих шейхов, но не приводятся ни одним из них.

5. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверно­сти аль-Бухари, но не приводятся им.

6. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверно­сти Муслима, но не приводятся им.

7. Хадисы, которые считают достоверными другие имамы, например Ибн Хузайма и Ибн Хиббан, но не удовлетворяю­щие условиям обоих шейхов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.004 с.)