Суждение о передаче такого сообщения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суждение о передаче такого сообщения.



Мухаддисы и прочие знатоки религии считают допустимой передачу слабых хадисов и проявление снисходительности по отношению к их иснадам.

а) Они не должны иметь отношения к догматам веры, на­пример к атрибутам Аллаха Всевышнего.

б) В них не должны содержаться разъяснения установлений шариата, имеющих отношение к дозволенному и запретному.

Это значит, что их можно приводить в наставлениях с це­лью побуждения или устрашения, в рассказах и тому подобных случаях. К числу тех, кто считал допустимой передачу таких хадисов, относились Суфйан ас-Саури, Абд ар-Рахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль. [См.: “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, с. 93; “Аль-Кифайа”, сс. 133 - 134, “Глава о проявлении строгости при передаче хадисов, которые содержат в себе установления, и снисходительности по отношению к тем хадисам, в ко­торых говорится о достойных делах”].

Необходимо помнить о том, что если ты приводишь подоб­ные сообщения без иснадов, не следует говорить: «Так сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», а говорить необходимо только так: «Сообщается о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то-то и то-то», или: «Дошло до нас о нем то-то и то-то», или что-то подобное, чтобы не получилось так, будто ты утверждаешь, что это исходит от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда тебе известно, что данный хадис является слабым.

Суждение о практическом применении подобных хадисов.

Мнения улемов относительно практического применения слабых хадисов расходятся. В основном они считают жела­тельным практическое применение только таких сообщений, которые касаются совершаемых людьми добровольно достой­ных дел. При этом должны быть соблюдены три условия, о чем хафиз Ибн Хаджар [См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, сс. 298 - 299; “Фатх аль-Мугис”, т.1, стр. 268] сказал так:

а) Хадис должен быть не очень слабым.

б) Хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии.

в) Человек должен применять то, о чем говорится в таком хадисе, из предосторожности, а не в силу своей убежденности в его достоверности. [Другими словами, человек должен делать это только потому, что хадис может оказаться достоверным].

 

 

Наиболее известные сочинения, в которых встречается много слабых хадисов.

а) Книги, в которых говорится о слабых передатчиках: в пример можно привести “Китаб ад-ду‘афа” Ибн Хиббана и “Китаб мизан аль-и‘тидаль” аз-Захаби, в которых приводятся примеры хадисов, относимых к числу слабых по той причине, что они передавались слабыми передатчиками.

б) Сборники, включающие в себя различные виды слабых хадисов, примером чего могут служить: “Китаб аль-марасиль” Абу Дауда и “Китаб аль-‘иляль” ад-Даракутни.

Сообщения, отвергаемые по причине пропуска в иснаде.

 

Что имеется в виду под пропуском в иснаде?

Под пропуском в иснаде имеется в виду разрыв в цепи пе­редатчиков иснада, когда кто-либо из передатчиков намерен­но или не намеренно опускает имя одного или нескольких пе­редатчиков в начале, конце или середине иснада, что носит явный или скрытый характер.

 

Виды пропуска.

В зависимости от того, явный или скрытый характер носит пропуск в иснаде, различаются два вида пропусков:

а) Явный пропуск: Пропуски такого рода известны как има­мам, так и всем прочим людям, занимающимся изучением ха­дисов. О существовании такого пропуска становится известно ввиду того, что передатчик не встречался со своим шейхом ли­бо потому, что не застал его в живых, либо потому, что он просто не встречался с ним, хотя они и являлись современни­ками, а это значит, что у него не было от него ни “иджазы”*, ни “виджады”.** Вот почему исследователю иснадов необходи­мо знать биографии передатчиков хадисов, включающие даты их рождения, смерти и данные о том, когда именно они зани­мались поисками хадисов, когда находились в пути, а также разные другие сведения.

*[“Иджаза” – разрешение на передачу хадиса. Передатчик мог получить от шейха разрешение на передачу, даже если он и не встречался с ним, напри­мер в тех случаях, когда шейх говорил: «Я разрешаю моим современникам передавать услышанное от меня»].

**[“Виджада” – здесь речь идет о том случае, когда передатчик находил запи­си одного из шейхов, которые он узнавал по почерку, после чего передавал хадисы на основе этих записей. Более подробно о таких вещах как “иджаза” и “виджада”, говорится в “Главе о путях восприятия и формах передачи ха­дисов”].

Знатоки хадисов использовали для обозначения явных про­пусков четыре названия, выбор которых определялся местом пропуска или количеством пропущенных имен передатчиков. Имеются в виду нижеследующие названия:

1. Му‘алляк. المُعَلَّق

2. Мурсаль. المُرْسَل

3. Му‘даль. المُعْضًل ْ

4. Мункати‘. المُنْقَطِعْ

б) Скрытый пропуск: Пропуски такого рода замечают толь­ко искусные имамы, осведомленные о путях передачи хадисов и недостатках иснадов. Для их обозначения используются два названия:

1. Мудалляс. المُدَلَّس

2. Мурсаль хафи. المُرْسَل الخَفِيُّ

 

Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследо­вание каждого из вышеупомянутых названий.

 

 

Му‘алляк.

 

Определение.

а) Слово “му‘алляк” (подвешенный) является причастием страдательного залога от глагола “‘алляка” (подвешивать что-то к чему-либо). Иснады этого вида стали называть “под­вешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, что делает их похо­жими на нечто подвешиваемое к потолку или к чему-нибудь еще.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков.

 

Виды таких хадисов.

а) К числу их относятся хадисы, иснады которых пропуще­ны полностью, после чего там может быть сказано следующее: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то и то-то».

б) К числу их относятся и такие хадисы, в иснадах которых пропущены имена всех передатчиков, кроме имени сподвиж­ника или же имен сподвижника и последователя. [“Шарх ан-нухба”, стр. 42].

 

3. Пример:

Примером такого хадиса может служить сообщение, приво­димое аль-Бухари во введении к “Главе, в которой упоминает­ся о бедре”, где сказано:

– Абу Муса сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикрыл свои колени, когда к нему вошел ‘Усман» [“Сахих” аль-Бухари, “Книга молитвы”, т.1, стр. 90].

Этот хадис является “подвешенным”, поскольку аль-Бухари опустил весь его иснад за исключением имени сподвижника, которым является Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.

 

Суждение о таком хадисе.

“Подвешенный” хадис является отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет одному из условий приемлемости, а именно – непрерывности иснада, так как в нем опущено имя одного или более передатчиков, и нам ничего не известно о нем или о них.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.007 с.)