Условия аль-Бухари и Муслима. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия аль-Бухари и Муслима.



Ни аль-Бухари, ни Муслим не формулировали никаких иных условий, кроме тех, которые являлись общепринятыми и касались критериев достоверности хадисов, несмотря на то что улемы, занимавшиеся глубоким изучением этого вопроса, считали, что вышеупомянутые условия были сформулированы именно обоими шейхами или одним из них.

Суть лучшего из сказанного об этом сводится к тому, что усло­вия обоих шейхов или одного из них формулируются следующим образом: хадис должен передаваться теми передатчиками, кото­рые упоминаются в обоих “Сахихах” или же в одном из них имен­но так, как делают это оба шейха, передавая хадисы с их слов.

12. Значение выражения “муттафак ‘аляй-хи” (согласованный)

Когда знатоки хадисов называют какой-нибудь хадис “со­гласованным”, это значит, что оба шейха считали данный ха­дис достоверным и мнение их разделяют все.

 

13. Обязательным ли условием является то, что достоверный хадис должен быть редким (‘азиз)?

На самом деле это обязательным условием не является в том смысле, что у достоверного хадиса не обязательно должно быть два иснада, поскольку и в “Сахихах” аль-Бухари и Мусли­ма, и в других сборниках приводятся достоверные хадисы, яв­ляющиеся неизвестными (гариб).

 

 

Хорошие (хасан) хадисы.

 

Определение.

а) По форме это слово является прилагательным от слова “хусн” (красота).

б) Терминологическое значение: улемы по-разному опреде­ляли значение термина “хороший” ввиду того, что он занимает среднее положение между достоверным и слабым, а также по­тому, что некоторые из них давали определение лишь одной из двух его частей. Ниже я привожу определение хафиза Ибн Хаджара аль-‘Аскалани которое представляется мне наиболее подходящим из всех: «Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все пе­редатчики которого от первого до последнего отличались доб­росовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передали его безо всяких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля)».

Суждение о хорошем хадисе.

Подобно достоверным хадисам, хорошие хадисы можно приводить в качестве доводов, несмотря на то что такой же силой эти доводы обладать не будут. Вот почему их приводили в качестве аргументов все факихи, применявшие их на практи­ке, и за использование их в качестве аргументов выступало большинство мухаддисов и знатоков основ религии.

 

Пример хорошего хадиса.

В пример можно привести один из хадисов, приводимых ат-Тирмизи:

– Передал нам Кутайба: Передал нам Джа‘фар бин Суляй­ман ад-Дуба‘и, слышавший от Абу Имрана аль-Джауни, слы­шавший, как Абу Бакр бин Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Я слышал, как (однажды) перед лицом врага мой отец сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, врата рая на­ходятся в тени мечей» ”». [“Сунан” ат-Тирмизи, “Главы о достоинствах джихада”. т. 5, стр. 200].

«Этот хадис является хорошим по той причине, что из четы­рех передатчиков его иснада все являются достойными дове­рия (сикат), кроме Джа‘фара бин Суляймана ад-Дуба‘и*, ко­торый в этом отношении характеризуется как хороший пере-­датчик, в силу чего и хадис в целом является не достоверным, а хорошим». *[Эти слова принадлежат хафизу Ибн Хаджару. См.: “Тахзиб ат-тахзиб”, 2/96]

 

Степени хороших хадисов.

Подобно тому, как достоверные хадисы различаются по степеням достоверности, так и хорошие хадисы различаются по степеням. Аз-Захаби выделяет две таких степени:

а) Высшая степень, примером чего являются такие хадисы, которые Бахз бин Хаким передавал со слов своего отца, слы­шавшего их от его деда, и такие хадисы, которые Амр Ибн Шу‘айб передавал со слов своего отца, слышавшего их от его деда, и такие хадисы, которые Ибн Исхак передавал со слов ат-Тайми, а также подобные им сообщения из числа именую­щихся достоверными и являющихся наиболее близкими к дос­товерным.

б) За ними следуют такие хадисы, которые одни улемы считают хорошими, а другие – слабыми, примером чего может служить хадисы, передаваемые со слов аль-Хариса бин Абдул­лаха, Асима бин Дамра, Хаджжаджа бин Артата и им подоб­ных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.131.213 (0.002 с.)