Причины фальсификации и категории фальсификаторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины фальсификации и категории фальсификаторов.



а) Стремление приблизиться к Аллаху Всевышнему с помощью фабрикации хадисов, побуждающих людей к благу, и хадисов, внушающих страх перед совершением порицаемого. Люди, занимавшиеся фабрикацией таких хадисов, относились к числу отрекшихся от мира и праведников и являлись наихуд­шими из фальсификаторов, поскольку люди, доверявшие им, принимали их вымыслы за чистую монету.

К числу таких фальсификаторов относился Майсара бин Абд Рабби-хи. В своем труде “Ад-Ду‘афа” Ибн Хиббан сооб­щает, что Ибн Махди сказал:

– Я спросил Майсару бин Абд Рабби-хи: «Откуда ты взял хадисы, в которых говорится, что за чтение такой-то суры по­лагается такая-то награда?» Он сказал: «Я сам выдумал их, что­бы внушать людям желание». [“Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 283].

б) Желание поддержать свой мазхаб. В особой мере это от­носится к последователям тех мазхабов, которые были пред­ставлены политическими течениями после начала смуты и воз­никновения различных политических течений наподобие ха­риджитов и шиитов. Представители каждого из этих течений фальсифицировали хадисы для поддержки своего мазхаба, примером чего может служить тот хадис, в котором говорится: «Али является лучшим из людей, а сомневающийся в этом впал в неверие».

в) Дискредитация ислама. Эти безбожники, не имевшие воз­можности открыто устраивать козни против ислама, решили пойти таким отвратительным путем и сфальсифицировали це­лый ряд хадисов с целью искажения и дискредитации этой ре­лигии. К их числу относился распятый за свою ересь Мухаммад бин Са‘ид аш-Шами, передававший со слов Хумайда, что тот слышал от Анаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я – последний пророк, и не будет пророка после меня, если не пожелает Ал­лах». [“Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 284]. Хвала и благодарение Аллаху, выдающиеся знатоки сун­ны дали необходимые разъяснения относительно таких хадисов.

г) Стремление снискать милость правителей. Имеется в ви­ду, что некоторые маловеры стремились приблизиться к пра­вителям, выдумывая хадисы, соответствовавшие тем отклоне­ниям, в которые впадали эти правители. Примером может слу­жить сообщение о Гийасе бин Ибрахиме ан-Наха‘и аль-Куфи и повелителе правоверных аль-Махди. Как-то раз, войдя к не­му и увидев, что он играет с голубями, Гийас передал хадис с иснадом, доходящим до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, где сообщалось, что он сказал: «Не следует соревноваться ни в чем, кроме того, что касается стрельбы из луков, скачек на животных, имеющих лапы [Имеются ввиду верблюды, слоны и т. д.] или копыта, или состязаний почтовых голубей», [Подразумевается, что только в этих видах состязаний можно назначать за победу денежный приз].добавив к сказанному пророком, да благословит его Аллах и приветствует, слова «или состязаний почто­вых голубей» ради аль-Махди, который, узнав об этом, велел зарезать голубей и сказал: «Это я подтолкнул его к этому».

д) Стремление к материальным благам. Имеются в виду не­которые рассказчики, зарабатывавшие себе на жизнь тем, что они рассказывали людям хадисы, приводя различные удиви­тельные и развлекательные рассказы, чтобы люди слушали их и что-то давали им. К числу таких людей относился, например, Абу Са‘ид аль-Мада’ини.

е) Стремление к славе. Имеется в виду стремление просла­виться с помощью передачи неизвестных (гариб) хадисов, ко­торых нет в сводах даже крупных мухаддисов. Для того чтобы придать хадисам форму неизвестных и внушить людям жела­ние слушать их, некоторые люди видоизменяли иснады. К чис­лу их относились Ибн Абу Дахийа и Хаммад ан-Насиби. [“Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 286].

 

6. Наиболее известные сочинения о подложных хадисах:

а) “Китаб аль-мауду‘ат” Ибн аль-Джаузи.

б) “Аль-ля’али аль-масну‘а фи-ль-ахадис аль-мауду‘а” ас-Су­йути.

в) “Танзих аш-шари‘а аль-марфу‘а ‘ан аль-ахадис аш-шани‘а аль-мауду‘а” Ибн ‘Аррака аль-Кинани.

 

 

Матрук المَتْرُوك.

 

Если причиной отвода передатчика послужило обвинение во лжи, что является второй из вышеупомянутых причин, такой хадис называется “матрук”.

 

Определение.

а) Слово “матрук” является причастием страдательного за­лога от глагола “тарака” (оставлять).

б) В качестве термина это слово употребляется для обозна­чения такого хадиса, в иснаде которого упоминается имя пе­редатчика, обвиняемого во лжи.

 

2. Передатчика могли обвинять во лжи по двум нижеследующим причинам:

а) в том случае, когда данный хадис передавался только с его слов и содержание его противоречило известным осново­положениям; [Имеются в виду общие основоположения, извлеченные улемами из общей совокупности достоверных текстов, например: «Основой является презумп­ция невиновности»].

б) в том случае, когда передатчик был известен как лживый человек, даже если он не допускал лжи при передаче хадисов пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Пример.

В пример можно привести хадис, который Амр бин Шамир аль-Джу‘фи аль-Куфи аш-Ши‘и передавал по словам Джабира, слышавшего со слов Абу-т-Туфайля, что он слышал, как Али и ‘Аммар говорили: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к Аллаху с мольбами (кунут) во время утренней молитвы, и произносил слова “Аллах велик” в день Арафата после утренней молитвы, и прерывал послеполуденную молитву в последний из дней ташрика». [Дни ташрика – одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый дни месяца зу-ль-хиджжа].

Ан-Наса’и, ад-Даракутни и другие мухаддисы говорили об Амре бин Шамире следующее: «Хадисы, которые он передавал относятся к категории “матрук”». [“Мизан аль-и‘тидаль”, т.1, стр. 268].

 

Степень такого хадиса.

Мы уже отмечали, что наихудшими из слабых хадисов явля­ются хадисы, относящиеся к категории “мауду‘”, более высо­кое положение занимают хадисы, относящиеся к категории “матрук”, затем – категории “мункар”, затем – категории “му‘алляль”, затем – категории “мудрадж”, затем – категории “маклюб”, а затем – категории “мудтариб”. В таком порядке их расположил хафиз Ибн Хаджар. [См.: “Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 295; “Ан-Нухба” с комментариями, стр. 46].

 

 

Мункар المُنْكَر.

 

Если причиной отвода передатчика является грубая ошиб­ка, или частое проявление небрежности, или порочность, пе­редаваемый им хадис именуется “мункар”.

 

Определение.

а) Слово “мункар” является причастием страдательного за­лога от глагола “анкара” (не признавать).

б) Слово “мункар” как термин. Улемы давали хадисам, от­носящимся к этой категории, различные определения. Ниже приводятся два наиболее известных.

1. Это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявше­го небрежность или известного своим нечестием.

2. Это такой хадис, который передавал слабый передат­чик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия.

 

Примеры.

а) Примером, относящимся к первому определению, может служить хадис, который ан-Наса’и и Ибн Маджа передают со слов Абу Зукайра Йахйи бин Мухаммада бин Кайса, передавше­го со слов Хишама бин Урвы, передавшего со слов своего отца, слышавшего от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ешьте свежие финики вместе с сушеными, ибо, поистине, когда сын Адама ест их, шайтан гневается».

Ан-Наса`и сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, и его передавал только Абу Зукайр. Сам он являлся праведным шейхом, со слов которого передавал хадисы Мус­лим в “Аль-Мутаба‘ат“, однако он не достиг степени таких пе­редатчиков, хадисы которых предположительно являются дос­товерными в тех случаях, когда никто другой их не переда­вал». [“Тадриб ар-рави”, т.1, стр. 240].

б) Примером, относящимся ко второму определению, мо­жет служить хадис, который передал Ибн Абу Хатим со слов Хубаййиба бин Хабиба аз-Заййата, слышавшего со слов Абу Исхака, слышавшего со слов аль-‘Айзара бин Хурайса, слы­шавшего со слов Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Войдет в рай тот, кто станет совершать молитвы, и выплачивать закят, и совершит хаджж к Дому, и будет соблюдать пост, и будет оказывать хо­роший прием гостю».

Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к катего­рии “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исхака, и в нем со­общается, что эти слова произнес сподвижник, и это известно».

 

Степень такого хадиса.

Из двух приводимых нами определений хадисов, относя­щихся к категории “мункар”, следует, что такой хадис относит­ся к виду очень слабых хадисов.

 

 

Ма‘руф المَعْروف.

 

[Здесь хадисы категории “ма‘руф” упоминаются не потому, что они являют­ся одним из видов отвергаемых (мардуд) хадисов, а только потому, что они относятся к категории, противоположной категории “мункар”. Вообще же хадисы категории “ма‘руф”, как известно, относятся к категории приемле­мых (макбуль) хадисов, которые можно использовать в качестве доводов].

 

Определение.

а) Слово “ма‘руф” является причастием страдательного залога от глагола “‘арафа” (узнавать).

б) В качестве термина слово “ма`руф” используется в каче­стве обозначения хадиса, передаваемого достойным доверия лицом и противоречащего тому, что передает слабый передат­чик.

 

Пример.

Примером может служить хадис, который был приведен в качестве примера ко второму определению хадисов категории “мункар”, однако он должен передаваться со слов достойных доверия лиц и заканчиваться именем Ибн Аббаса, да будет до­волен Аллах ими обоими, поскольку, приведя хадис, передава­емый со слов Хубаййиба и возводимый к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, (хадис марфу‘) Ибн Абу Хатим сказал: «Данный хадис относится к категории “мункар”, поскольку его передавал другой передатчик из числа достойных доверия лиц со слов Абу Исха­ка, и в нем сообщается, что эти слова произнес сподвижник, и этот хадис относится к категории “ма‘руф”».

 

Му‘алляль المُعَلَّل.

 

Если причиной отвода передатчика послужила ошибка, его хадис именуется “му‘алляль”, и это является шестой из вышеу­помянутых причин.

 

Определение.

а) Слово “му‘алляль” является причастием страдательного залога от глагола “‘алляля” (делать дефектным).

б) В качестве термина слово “му‘алляль” используется для обозначения такого хадиса, в котором выявлен недостаток, в результате чего достоверным его признать уже нельзя, несмотря на то что внешне он представляется свободным от недостатков.

 

2. Определение недостатка (‘илля).

Недостатком называется такая скрытая причина, которая делает невозможным признание хадиса достоверным.

Из данного определения недостатка (‘илля) следует, что знатоки хадисов считали, что недостаток должен удовлетво­рять двум условиям:

а) Он должен отличаться неясным и скрытым характером.

б) Он должен умалять достоинство достоверного хадиса.

Если же одно из двух условий не будет соблюдено, напри­мер, если недостаток является очевидным или если, несмотря на наличие этого недостатка, хадис все же является достовер­ным, тогда такой хадис не относится к категории “му‘алляль”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.019 с.)