Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работы с детьми и подростками

Поиск

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

«Поверь в себя»

Цели программы:

— восстановление чувства доверия к себе, к другим, к миру;

— создание новой когнитивной модели жизнедеятельности;

— восстановление ощущения ценности собственной личности;

— социальная интеграция: развитие компетентности в социальном функ­ционировании;

— реадаптация: переоценка травматического опыта и преодоление по­следствий травматического события;

— проработка и преодоление симптомов посттравматического стресса;

— осознание и предупреждение эмоциональных нарушений посредством поведенческих изменений.

Задачи программы:

— развитие, совершенствование навыков саморегуляции;

— осознание связи возникших трудностей с пережитой травмирующей ситуацией;

— овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром;

— снятие мышечных зажимов — освоение методов релаксации;

— развитие эмоциональной сферы;

поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».

Программа состоит из 2 частей.

1 часть направлена на коррекционную работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

2 часть направлена на коррекционную работу с детьми подросткового возраста.

 

Часть состоит из 5 блоков.

 

Блок 1. Снятие состояния эмоционального дис­комфорта. Развитие социальных эмоций

Задачи. Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу при­нятия каждого; развить способности понимать эмоциональ­ное состояние другого и умение выразить свое; обучить при­емам ауторелаксации.

 

Блок 2. Коррекция тревожности. Формирование социального доверия

Задачи. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов; уменьшить тревожность; воспитать уве­ренность в себе; снизить эмоциональное напряжение.

 

Блок 3. Гармонизация противоречивости личнос­ти. Формирование адекватной самооценки у детей

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; учить распознавать эмоции по внешним сигналам; фор­мировать моральные представления; снять эмоциональное напряжение; тренировать психомоторные функции.

 

Блок 4. Коррекция зависимости от окружающих. Обучение умению самостоятельно решать пробле­мы

Задачи. Дать возможность почувствовать себя самосто­ятельным и уверенным человеком; прививать новые формы поведения; учить самостоятельно принимать верные реше­ния; учить навыкам саморасслабления.

 

Блок 5. Снижение враждебности во взаимоотно­шениях со сверстниками. Развитие навыков обще­ния

Задачи. Корректировать поведение с помощью ролевых игр; формировать адекватные формы поведения; учить осоз­навать свое поведение; работать над выразительностью движений; регулировать поведение в коллективе.

На каждый блок задач отводится 4 занятия. Первое заня­тие каждого последующего блока — повторение пройденно­го — служит плавным переходом к новой теме.

Структура группового занятия включает следующие эле­менты: ритуал приветствия, разминку, основное содержа­ние (2—4 упражнения), рефлексию (в рисунках), ритуал про­щания.

Занятия строятся на материале, близком и понятном де­тям, связанном с актуальными для них проблемами.

 

Часть состоит из 9 блоков.

Форма и объем занятий: цикл включает в себя 16 занятий продолжитель­ностью 1,5-2 часа (либо 2 урока по 45 минут). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Структура занятий

Количество участников группы — не более 10-12 человек.

Комплектование группы проводится по принципу добровольности и инфор­мированности с созданием атмосферы открытости и спонтанности, где каждый участник может поделиться своими чувствами и опытом без боязни. Возникаю­щее чувство групповой сплоченности — важная характеристика процесса, по­этому после второго занятия группа «закрывается» и новые участники к ней не присоединяются, даже если из первоначального состава кто-то выбыл.

Методы и приемы работы

Игровая терапия и арт-терапия (с использованием сенсорных и массаж­ных мячей, сухого бассейна и другого специального оборудования); музыкотерапия (с использованием специальной релаксационной музыки, проек­торов направленного света, акриловых панелей, комплекта кресел-трансформеров); когнитивно-поведенческая терапия; ролевая терапия; терапия, ори­ентированная на формирование адекватной самооценки; ароматерапия (на­бор ароматических масел); развитие сенсорики (использование музыкаль­ного кресла и др.); цвето- и светотерапия. Использование техники работы с фобиями; техники позитивной психоте­рапии; групповая дискуссия; психогимнастика; методы релаксации (с ис­пользованием специального релаксационного оборудования) и др.

Этапы работы

Первичная диагностика; психокоррекционный этап; этап закрепления полученных знаний и навыков; анализ эффективности работы: контрольное тестирование (исследование динамики состояния каждого ребенка). Исполь­зуемые методы — тестирование, беседа (с детьми, их родителями, учителя­ми, воспитателями школы).

Первая часть.

Тематическое планирование психокоррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию общения и нормализации эмоционального самочувствия в группе сверстников

Блок 1

 

Знакомство»

«Мое имя» (начало), «Угадай, кого не стало», «Узнай по голосу».

Рисование на тему: «Автопортрет».

 

Используемая литература

Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной шко­ле. — М., 1996. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные програм­мы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995.

Мое имя»

«Связующая нить», «Прогулка», «Мое имя» (продолже­ние), «Угадай, кто я?», «Возьми и передай». Рисование на тему: «Я в трех зеркалах».

 

Используемая литература

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996. Ермолаева М.В. Психоло­гия развивающей и коррекционной работы с дошкольни­ками. — М., Воронеж, 1998. Чистякова М.И. Психогимнас­тика. 2-е изд. — М., 1995.

 

3. "Я люблю...»

«Переходы», «Разыщи радость», «Подари движение».

Рисование на тему: «Я люблю больше всего...».

 

Используемая литература

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Ермо­лаева М.В. Психология развивающей и коррекционной ра­боты с дошкольниками. — М., Воронеж, 1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997.

 

4. «Настроение» (начало)

«Солнечный зайчик», «Тренируем эмоции», «Передай улыбку другому».

Рисование на тему: «Мое настроение».

Используемая литература

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.

Блок 2

 

5. «Настроение» (продолжение)

«На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод». Рисование на тему сценки.

 

Используемая литература

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, - 1997.

 

6. «Наши страхи» (начало)

Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика». Рисование на тему: «Нарисуй свой страх».

Используемая литература

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные програм­мы. — М., 1993. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995.

 

7. «Наши страхи» (продолжение)

«Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котенок по имени Гав» Рисование на тему: «Я тебя больше не боюсь».

 

Используемая литература

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997.

Я больше не боюсь»

«Смелые ребята», «В темной норе», «Тень», «Слепой и поводырь», «На лесной поляне».

 

Используемая литература

Диагностика и коррекция психического развития до­школьника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн., 1997. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: Психо­технические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

 

Блок 3

Новичок»

«Молчок», «Три характера», «Скучно, скучно так сидеть», «Дракон кусает свой хвост», «Комплименты». Рисование на тему сценки «Три характера».

 

Используемая литература

Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993. Кря­жева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Яро­славль, 1997.

Ласка»

«Назови и покажи», «Страшный зверь», «Ласка», «Ми­нута шалости», «Волшебный сон». Рисование на тему «Страшный зверь».

 

Используемая литература

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. — М., 1995. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

 

Общая история»

Сочиняем «Общую историю», «Колдун», «Иголка и нитка».

Коллективное рисование «Общая история».

 

Используемая литература

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Кряжева Н.Л. Развитие, эмоционального мира детей. — Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекци­онные программы. — М., 1993.

 

Волшебный лес»

«Ежик», «Ежики смеются», «Тропинка», «Танец».

Рисование на тему: «Волшебный лес».

 

Используемая литература

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы пси­холога родителям. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

Блок 4

Сказочная шкатулка»

«Сказочная шкатулка», «Волшебное колечко», «Принц и принцесса», «Танец». Рисование на тему: «Волшебные зеркала».

 

Используемая литература

Щербакова Т.Н. Детская психология в сказках и играх. Журнал «Школьные технологии». № 1, 1997. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.

 

Доброта»

«Злодей», «Не смей!», «Впереди всех», проигрывание ситуаций. Рисование на тему проигранных ситуаций.

 

Используемая литература

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы пси­холога родителям. — М., 1996. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

 

Радость»

«Утро», «Радость», «Я все люблю», «Шарик».

Рисование на тему проведенных этюдов.

 

Используемая литература

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Как я расту. Советы пси­холога родителям. — М., 1996.

 

16. «Волшебники»

«Взаимоотношения», «Солидарность», «Передай по кру­гу», «Волшебники», «Цветок».

 

Используемая литература

Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Урунтаева Г.Л., Афонькина Ю.А. Как я расту. Советы психолога родителям. — М., 1996. Овчаро­ва Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Яро­славль, 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995.

Блок 5

Солнце в ладошке»

«Встреча сказочных героев», «Мальчик (девочка) — на­оборот», «Солнце в ладошке», «Просто так», «Клеевой дож­дик», «Идем за синей птицей».

 

Используемая литература

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996, Овчарова Р.В. Справочная книга школь­ного психолога- — М., 1996. Чистякова М.И. Психогимнас­тика. 2-е изд. — М., 1995.

 

Встреча с другом»

«Встреча с другом», «Два друга», «Окажи внимание дру­гому», «Музыкальная мозаика», проигрывание ситуаций. Рисование на тему: «Мои друзья».

 

Используемая литература

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Овчарова Р.В. Справочная книга школь­ного психолога. — М., 1996.

 

19. «Помирились»

«Поссорились и помирились», «Мирная считалка», «Вежливый ребенок», «Кого мы называем вежливым», проигрывание ситуаций. «Розовое слово «привет».

 

Используемая литература

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. - М., 1995.

 

Правила дружбы»

«Найди друга», «Секрет», «Цветик-семицветик», «Улыбка», «Правила дружбы». Рисование на тему: «Новоселье».

 

Используемая литература

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1996.

 

 

Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу груп­пового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.

2. Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (Пси­хогимнастика, музыкотерапия, танцевальная те­рапия, цветотерапия, телесная терапия, паль­чиковые игры).

Разминка выполняет важную функцию настройки на про­дуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражне­ниями. Разминочные упражнения выбираются с учетом ак­туального состояния группы. Одни позволяют активизиро­вать детей, поднять их настроение; другие, напротив, на­правлены на снятие эмоционального возбуждения.

 

3. Основное содержание занятия — совокупность психотехнических упражнений и приемов, на­правленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание си­туаций, этюды, групповая дискуссия.)

Приоритет отдается многофункциональным техникам, на­правленным одновременно на развитие познавательных про­цессов, формирование социальных навыков, динамичес­кое развитие группы. Важен порядок предъявления уп­ражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофи­зического состояния ребенка: от подвижного к спокойно­му, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к про­стому (с учетом утомления детей). Количество игр и уп­ражнений 2 - 4.

 

Рефлексия занятия — оценка занятия. Арт-терапия, беседы.

Две оценки: эмоциональная (понравилось — не понра­вилось, было хорошо — было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали)

 

Ритуал прощания

По аналогии с ритуалом приветствия.

 

Принципы проведения

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комна­те, где достаточно места для передвижения, для рисова­ния, где есть игрушки, которые поступают в распоряжение детей. Выбор и инициатива принадлежат детям. Ограниче­ния их активности минимальны: не покидать пределы ком­наты до конца занятий и не выносить из нее игрушки.

Занятия тематические. Темы и их последовательность оп­ределяются онтогенетической концепцией структуры само­сознания В.С. Мухиной.

 

Оборудование

Магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), кук­лы — манекены для ролевых игр, видеомагнитофон, видео­кассеты, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бума­га разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, вос­ковые и пастельные мелки, небольшие сувениры для поощ­рений, награждений.

БЛОК 1.

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

ЗАНЯТИЕ 1. «ЗНАКОМСТВО»

 

Приветствие

Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлага­ется разучить приветствие, которое нужно пропеть, а не проговорить:

Доброе утро, Саша (улыбнуться и кивнуть головой),

доброе утро, Маша... (называются имена детей по кругу),

доброе утро, Ирина Михайловна,

доброе утро, солнце (все поднимают руки, затем опус­кают),

доброе утро, небо (аналогичные движения руками),

доброе утро, всем нам (все разводят руки в стороны, за­тем опускают).

 

Игра «Мое имя»

Цели. Идентификация себя со своим именем, формиро­вание позитивного отношения ребенка к своему «Я». Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

При затруднении в ответах ведущий называет ласкатель­ные производные от имени ребенка, а тот выбирает наибо­лее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас ма­ленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя под­растет вместе с вами и станет полным, например: Ваня — Иван, Маша — Мария» и т.д.

Игра «Узнай по голосу»

Цели. Развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

Расслабление

Дети садятся или ложатся на пол в удобной для них позе. Ведущий говорит: «Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и послушайте, что происходит вокруг и внутри вас. Произнесите свое имя сначала так, как вас зовут сейчас, а потом так, как вас будут звать, когда вы вырастете. Почув­ствуйте, какие у вас красивые имена, они только ваши».

По окончании упражнения дети встают в круг, держатся за руки, каждый говорит соседу «до свидания», назвав его «взрослым» именем.

Домашнее задание

С воспитателями и родителями дети должны выполнить аппликацию «Ромашка». В центр цветка вписать свое имя, на лепестках — ласкательные производные от имени или семейные прозвища, внизу на стебельке имя, с которым мама обращается к ребенку, когда сердится. Божью коров­ку приклеить на лепесток с обращением, которое ребенку нравится больше всего.

 

ЗАНЯТИЕ 2. «МОЕ ИМЯ»

 

Приветствие

См. занятие 1.

 

Беседа

Цели. Раскрытие своего «Я», разгадывание характеров с опорой на художественное изображение.

Дети раскладывают свои автопортреты, выполненные на прошлом занятии. Ведущий предлагает детям сказать что-нибудь хорошее о каждом из рисунков. Если дети испытыва­ют затруднения или высказывают негативную оценку, веду­щий помогает исправить положение. После этого на авто­портрет ребенка приклеивается «ромашка» с именем ребен­ка. Психолог говорит: «Теперь наши имена всегда с нами».

 

Игра "Связующая нить»

Цель. Формирование чувства близости с другими людь­ми.

Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ре­бенку — бросает клубок ему еще раз. Этот прием диагностичен: можно увидеть детей, испытывающих трудности в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягива­ют нить и закрывают глаза, представляя, что они состав­ляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

 

Игра «Прогулка»

Цель. Двигательная и эмоциональная разминка.

Ведущий. Летний день. Дети гуляют. Пошел дождь. Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, началась гроза. Гроза прошла быстро, перестал идти дождь. Дети снова вы­шли на улицу и стали бегать по лужам.

В игре используется народная музыка, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караваева «Сцена грозы».

Рисование самого себя

Цель. Раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

Психолог предлагает детям нарисовать себя в трех зер­калах:

— в зеленом — такими, какими они представляются себе;

— в голубом — такими, какими они хотят быть;

— в красном — такими, какими их видят друзья.

 

Игра «Возьми и передай»

Цели. Достижение взаимопонимания и сплоченности, уме­ние передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, доб­рую улыбку.

 

Домашнее задание

Дети должны расспросить родителей о своем имени, по­чему их так назвали. (Может, у кого-то есть «история» его имени, например: девочка родилась светленькой, как сол­нышко, — назвали Светочкой; или назвали в честь кого-то из родственников, так называют всех первенцев и т.п.).

 

Расставание

 

 

ЗАНЯТИЕ 3. «Я ЛЮБЛЮ...»

Приветствие

 

Беседа

Ведущий беседует с детьми по теме домашнего задания об «истории» их имени. Психолог говорит, что для каждо­го человека его имя — самый важный и сладкий звук на Земле, который звучит, как самая лучшая в мире музыка. Поэтому каждый раз, начиная занятия, мы приветствуем друг друга по имени. Но имя можно не просто пропеть, а пропеть на разные лады, например: тихо, как капает дож­дик, как стучит барабан, как звучит эхо в горах. Давайте это сделаем.

 

Игра «Переходы»

Цели. Развитие навыков кооперации, снятие психофи­зической нагрузки.

Дети встают в круг и смотрят друг на друга. Затем по команде строятся по росту, цвету глаз, цвету волос и т.д.

Игра «Разыщи радость»

Цели. Формирование оптимального эмоционального то­нуса, открытости внешним впечатлениям, развитие любо­знательности, нивелирование тревожности.

Психолог просит детей назвать по очереди все вещи, со­бытия, явления, которые приносят им радость. Предлагает завести книгу-тетрадь со следующими главами:

— качества, которые нравятся в людях;

— дела, которые удается делать хорошо;

— вещи, которые люблю;

— любимые книги, фильмы, мультфильмы;

— любимые места;

— приятные сны;

— наши мечты.

 

Рисование на тему «Я люблю больше всего...»

Цели. Укрепление положительного впечатления от пре­дыдущей игры, перевод в зрительный ряд.

Дети рисуют то, что они больше всего любят. Все рисунки складываются в специальную папку; если кто-либо нуждает­ся в дополнительной доле положительных эмоций, он может пересмотреть рисунки и снова пережить от них радость.

 

Расставание

 

ЗАНЯТИЕ 4. «НАСТРОЕНИЕ»

 

Приветствие

Ведущий читает английскую народную песенку в перево­де С. Маршака:

 

Два маленьких котенка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котенка озябли во дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

"Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь?»

Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.

После чтения ведущий спрашивает детей: изменялось ли их самочувствие во время прослушивания стихотворения? Как? Было грустно или весело?

 

Этюд «Солнечный зайчик»

Цели. Снятие психоэмоционального напряжения, разви­тие способности понимать свое эмоциональное состояние и умения его выразить.

Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спуг­нуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиво­рот — погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас, а вы погладьте и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему».

Беседа

Ведущий говорит с детьми об изменении их самочувствия во время прослушивания стихотворения и выполнения этю­да, объясняет им, почему у них изменилось настроение.

 

Расставание

 

БЛОК 2.

КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ.

Приветствие

Беседа

Цели. Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тре­вожности.

Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зерка­ле, подарить улыбку другу.

 

Игра «Настроение и походка»

Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьше­ние тревожности, снятие мышечных зажимов.

Ведущий показывает движения и просит изобразить на­строение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а те­перь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воро­бей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно под­крадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Игра «Хоровод»

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, передают мимикой свое настроение.

 

 

ЗАНЯТИЕ 6. «НАШИ СТРАХИ"

Приветствие

 

Расставание

 

ЗАНЯТИЕ 7. «НАШИ СТРАХИ» (продолжение)

Беседа о страхах

Цели. Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.

Ведущий просит детей ответить на вопросы: «Все ли стра­хи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?».

Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые предварительно развешаны на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?

 

Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!»

Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний. После прозвучавших предложений о том, как можно побо­роть свой страх, психолог предлагает нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор — на чем рисовать {на старом рисунке или изобразить страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыца­ря и т.д.) или просто порвать рисунок со страхом и выбро­сить его и таким образом от него избавиться.

 

Расставание

Дети становятся в круг, улыбаются друг другу и проща­ются до следующей встречи.

Приветствие

Этюд «Смелые ребята»

Цели. Преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе.

Дети выбирают ведущего — он страшный дракон. Ребе­нок становится на стул и говорит грозным голосом: «Бой­тесь меня, бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2—3 раза. От слов детей дракон постепен­но уменьшается (ребенок спрыгивает со стула), превраща­ется в маленького воробышка. Начинает чирикать, летать по комнате.

Игра «В темной норе»

Цель. Снятие страха перед темнотой.

В комнате, где находятся дети, как бы по ошибке выклю­чают на 3—5 минут свет. Психолог предлагает представить, что они попали в нору к кроту. К нему в гости спешит свет­лячок со своим волшебным фонариком. На роль светлячка выбирается ребенок, боящийся темноты (психолог узнает об этом из рисунков или из предварительной беседы с ро­дителями). Он с помощью своего волшебного фонарика (ис­пользовать любой, заранее приготовленный фонарик} по­могает детям дойти до освещенного места.

 

Комплекс «На лесной поляне»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов, ауторелаксация.

Ведущий предлагает детям представить, что они попали на залитую солнцем поляну. На нее со всех сторон сбежа­лись и слетелись лесные жители — всевозможные букашки, таракашки.

Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко под­прыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по поля­не. Бабочки порхают с цветка на цветок. Жучки жужжат и пе­релетают с травинки на травинку. Гусеницы ползают между стеблей. Задорные муравьишки-непоседы снуют туда-сюда.

 

Игра «Тень»

Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбивают­ся на пары. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибает­ся сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ножке и т.д.

 

Игра «Слепой и поводырь»

Цель. Развитие внимания доверия.

Дети могут оставаться в парах, на которые они разбились в предыдущей игре, или образовать новые. Один — «сле­пой», другой — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. Препятствия со­зданы заранее (шкафы, столы, стулья}. У «слепого» завяза­ны глаза. Цель «поводыря» — провести «слепого» так, что­бы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохожде­ния маршрута участники меняются ролями. Для повышения интереса можно менять маршрут.

 

Обсуждение

Ведущий обсуждает с детьми их самочувствие во время двух последних игр. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно, если «нет», то почему?

Хоровод

Дети, стоя в кругу, берут друг друга за руки, гладят, улы­баются.

 

БЛОК 3.

ЗАНЯТИЕ 9. «НОВИЧОК»

Приветствие

 

Игра «Молчок»

Цель. Коррекция поведения с помощью ролевых игр.

Ведущий читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

 

В детский сад пришел Молчок —

Очень робкий новичок.

Он сначала был не смел,

С нами песенок не пел.

А потом, глядим, привык:

Словно зайка — скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

 

Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко си­дит на стуле, затем, согласно тексту, преображается в смелого: прыгает со стула, а потом поет какую-нибудь знако­мую песенку (см. этюд «Робкий ребенок»).

 

Этюд «Три характера»

Цели. Дать моральную оценку злости, плаксивости; ра­бота над мимикой и пантомимой.

Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка». Вместе с ведущим дают оценку поведения Злюки, Плаксы и Резвушки. Трое детей изображают девочек, все остальные догадываются по их мимике и пантомиме, кто из них кто.

 

Игра «Комплименты»

Цели. Помочь ребенку увидеть свои положительные сто­роны; дать почувствовать, что его понимают и ценят другие дети.

Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. (После упражнения же­лательно обсудить, что чувствовали участники, что неожи­данного они узнали о себе, понравилось ли им дарить ком­плименты.)

 

Расставание

 

ЗАНЯТИЕ 10. «ЛАСКА»

 

Разминка

Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и на­дуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губы, наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполнили упражнение перед большим зеркалом.

 

Этюд «Страшный зверь»

Цели. Коррекция поведения с помощью ролевых игр. Ведущий читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь».

 

Прямо в комнатную дверь

Проникает страшный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся,

У него горят зрачки

Испугаться хочется!

Хищный глаз косится,

Шерсть на нем лоснится...

Может, это львица?

Может быть, волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!!

 

Дети, получившие роли кошки, глупого и храброго маль­чиков, действуют согласно тексту. (Модификация игры: подключаются все дети — все вместе изображают персонажей стихотворения.)

 

Этюд «Ласка»

Цель. Развитие умения выражать чувства радости, удо­вольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один — котенок, второй — его хозя­ин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушисто­го котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мур­лычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

 

«Минута шалости»

Все дети превращаются в пушистых озорных котят, кото­рые бегают, прыгают, кувыркаются, щурятся на солнышке от удовольствия.

 

Комплекс «Волшебный сон»

Цель. Саморасслабление.

Ведущий, читая стихи, просит детей закрыть глаза.

 

Реснички опускаются...

Глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело (2 раза),

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

(Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.014 с.)