Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VII.2. Философия языка В.Гумбольдта.

Поиск

Немецкий учёный, барон Фридрих Вильгельм Кристиан Карл Фердинанд фон Гумбольдт (1767-1835) заложил своими работами основы общего и теоретического языкознания, философии языка и даже новые направления современного языкознания.

Трактаты "О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития" (1820), "О происхождении грамматических форм и об их влиянии на развитие идей" (1822-1824) представили обобщение исследований по санскриту. В письме "О природе грамматических форм вообще и о духе китайского языка в частности" (1827) выражены взгляды автора на происхождение, развитие и сущность языка. Работа "О буквенном письме и его связи с построением языка" (1824) посвящена соотношению языка и письменности. Общие задачи лингвистики в связи с философией изложены во введении к книге "О языке кави на острове Ява" (опубликована в 1836-1839 гг. после смерти автора), представляющем самостоятельное произведение "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода".

Лингвистические взгляды В. Гумбольдта тесно связаны с его историко-философской концепцией и отражают некоторые положения классической немецкой философии (метафизика, категориальная таблица, метод гносеологического анализа Иммануила Канта (1724-1804), идеи Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), учение о ценности исконного языка Э.М. Арндта (1769-1860), идеи Фридриха Шеллинга (1775-1854),диалектика Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Р. Швингер считал, что взгляды Гумбольдта ещё более связаны с неоплатонизмом, являясь дальнейшим осмыслением учения Плотина о душе и представления о внутренней форме, которая есть синтез общего и особенного и находится во взглядах А.Э.К. Шефтсбери, И.К. Лафатера, Й. Гердера, В. фон Гёте, В. Шлегеля, Ф.В. Шеллинга.

Гумбольдт в своих сочинениях утверждает, что существует неразрывная связь и тождественность языка и "народного духа", она "недоступна для нашего разумения" и "остаётся для нас необъяснимой тайной".

Гумбольдт считает, что "язык разделяет природу всего органического, где одно проявляется через другое, общее в частном, а целое обладает всепроникающей силой". Определения языка у В. Гумбольдта концептуально противоречивы (антиномичны) в силу диалектической природы языка. Это от части заимствовано у И.Канта ("Антропология с прагматической точки зрения"– отсюда гумбольдтовская антиномия о понимании и непонимании. Учение о тождестве "духа народа" и его языка связано с идеями Ф.Шеллинга ("Изложение моей системы философии") и Г. Гегеля ("Феноменология духа").

Развивая идеи Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803), Гумбольдт исследует проблемы происхождения и генеалогии языка, сравнительного изучения языков, их классификации, роли языка в развитии духа.

*[В работе Гердера "Исследование о происхождении языка" язык предстаёт как творческое создание человеческого разума].

Термин "energeia" для обозначения языка как деятельности заимствован В. Гумбольдтом, возможно, у английского учёного Дж. Гарриса. Язык как деятельность "народного духа", по Гумбольдту, духовная сущность создаётся народным языковым сознанием, это связь взаимодействия. Сама деятельность должна толковаться исходя из энергейи (как действия глобального масштаба. Энергейтический подход открывает новую форму среди других форм "деятельности", он наиболее тождествен тому философскому пониманию человека, который деятельность человека рассматривает как определённую целостность. Энергейтическую теорию языка Гумбольдта возможно понять как введение в общую теорию человека, отвечающую на вопрос "Что такое язык?" и далее "Чего достигает человек посредством языка?" [Рамишвили Г.В. Языкознание в кругу наук о человеке//ВФ.- 1981.– № 6]. Отсюда следует формула: "Язык есть как бы внешнее проявление духа народа; язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык – трудно себе представить что-либо более тождественное". Язык развивается по законам духа, формой существования языка является его развитие; "язык есть не продукт деятельности (ergon), а деятельность (energeia). Его истинное определение поэтому может быть только генетическим".

Обоснованием системного характера языка в работе "О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития" была выведена основная задача языкознания как изучение каждого известного языка в его внутренних связях и отношениях частей к целому организму. Под организмом Гумбольдт понимает язык как целостность, как систему. Он создал также знаковую теорию языка ("О сравнительном изучении языков..."), где отмечает, что язык есть одновременно и отражение, и знак (звук и понятие, слово и понимание). Он различает язык и речь (ранее выведено у Людвига Якоба), внутреннюю форму языка (как особый для данного языка способ объединения звукового материала и психического содержания, "духа народа", как средство выражения народного духа, как совокупность всех языковых элементов как в индивидуальном их употреблении, так и в общественно закреплённом использовании языка). Внешняя форма языка – материя языка, его звуковая система (звуки речи); к внешней форме языка относятся грамматические и этимологические формы (оформление корнеслова). Форма языка – весь язык в целом, включая грамматические способы выражения, фонетику, лексику. Язык имеет субстанцию (материю – звук вообще [1. внешний, материальный аспект], совокупность чувственных впечатлений и непроизвольных движений духа, мысль [2. ментальная субстанция, нематериальный, идеальный аспект]).

Гумбольдтовская концепция взаимоотношений формы и субстанции проявляется при анализе звуковой формы, в частности при определении понятия артикулированного звука. Звуковая форма, благодаря общности звука и мысли, связана с обозначением предметов. "Эта деятельность начинается уже с первичного его элемента – артикулированного звука, который становится артикулированным только вследствие процесса оформления". Проводится чёткое различие между звуком как физиолого-акустическим явлением и артикулированным звуком как функциональной категорией. К звуковой артикуляции способны животные и люди, но "в нечленораздельном звуке проявляет себя чувствующая сущность, а в членораздельном звуке проявляет себя мыслящая сущность". В отличие от животных, у человека наблюдается чёткая определённость речевого звука, которая необходима разуму для восприятия предметов. Звуки голоса, благодаря его физическим свойствам, допускают безграничное множество модификаций. Но не все видоизменения звуков играют в языке одинаковую роль. Если звук порождается "намерением и способностью значить", если он оформляется, т.е. подвергается действию мысли, опосредуется ею, то тогда язык становится артикулированным, т.е. обладает определённой функцией, что-то значит [это первичное понятие фонемы]. Способность артикулировать значимые звуки как способность сугубо человеческая тесно связана с мышлением. "Обозначать п о н я т и е звуком – значит, соединять две вещи, которые никогда не могут совершенно перейти одна в другую. Тем не менее п о н я т и е не может отрешиться от с л о в а, как человек не может скинуть с себя своей физиономии. Слово есть индивидуальная физиономия понятия, которое, захотев сбросить её с себя, только переменило бы одно слово на другое, и стало быть, всё же явилось бы в слове" ("О различии организмов человеческого языка...").

Таким образом, язык занимает промежуточное положение между человеком и воздействующей на него природой. Язык, хотя и связан с духовным бытием человека, вместе с тем имеет и самостоятельную жизнь, причём он как бы господствует над человеком.

Учение о происхождении и развитии языка. Язык возникает из человека. Организм языка возникает из присущей человеку способности и потребности говорить; в его формировании участвует весь народ.

Язык по природе социален [1], ибо он функционирует в качестве обозначения предметов и как средство общения.

Язык индивидуален [2], ибо идёт из неисследимой глубины, из деятельности дарованных человеку сил. Раз возникнув, язык непрерывно развивается.

Антиномии языка, по В. Гумбольдту, существование которых указывает на диалектику языка, представляют содержательную картину общих форм языкового движения:

 

1. Антиномия языка и мышления.

[1] Язык – орган, образующий мысль, понятия; понятия не отделимы от слова, как индивидуальной физиономии, как единства звука и понятия.

[2] "Дух человека" стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутреннее чувство. Отсюда, язык является не только средством выражения уже познанной действительности, но и средством познания ранее неизвестной.

 

2. Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов.

[1] Слова – знаки отдельных понятий. Слова (звуки) и понятия по природе различны.

[2] Элементы языка обусловливаются внутренними закономерностями языка, всей его структурой.

 

3. Антиномия объективного и субъективного в языке.

[1] Язык принадлежит индивиду, его деятельности. [2] Он ограничивает свободу субъективной индивидуальности своей объективностью. Язык, переходя от всего ограниченного индивидуального ко всеобъемлющему бытию, становится преобразованием субъективного в объективное.

 

4. Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности.

[1] Язык вечно возрождается по определённым законам, он - преходящ, он есть деятельность.

[2] По своей сущности язык постоянен, для данного момента он статичен. Постоянное развитие - основа существования языка.

 

5. Антиномия устойчивости и движения в языке.

[1] Язык вечно изменяется, преходящ, каждый индивид вносит свои изменения.

[2] Язык необыкновенно устойчив, постоянен, даётся предшествующими поколениями.

 

6. Антиномия целого и единичного в языке.

[1] Язык принадлежит одновременно отдельному человеку, единичному.

[2] Язык принадлежит всему коллективу, целому обществу.

 

7. Антиномия индивидуального и коллективного в языке.

[1] Язык – творение отдельных лиц, выражает мировоззрение отдельного человека.

[2] Язык –творение народа, возникает из одновременной деятельности людей.

 

8. Антиномия языка и речи.

[1] Язык – целая масса всего произведённого живою речью.

[2] Речь в устах народа суть акты речевой деятельности.

 

9. Антиномия понимания и непонимания.

[1] Говорящий. Проблема речи и произнесение речи.

[2] Cлушающий. Его проблема восприятия. Направленность совершенствования этих функций задаёт направление совершенствования.

В проекте сравнительного языковедения, в котором язык как предмет раскрывается полностью лишь в исследовании многосторонних и необходимых связей, Гумбольдт отмечал, что "... язык и постигаемые через него цели человека вообще, род человеческий в его поступательном развитии и отдельные народы являются теми четырьмя объектами, которые в их взаимной связи и должны изучаться в сравнительном языковедении". Этот способ рассмотрения языка в широком контексте связанной с ним проблематики отвечает требованиям и философии, и лингвистики, это по существу попытка их соединения и преодоления односторонности наук, исследующих отдельные сферы действительности, поскольку по существу и на самом деле это касается мира в целом и его первоначал.

 

VII.3. Младограмматизм.

 

Возникновение младограмматического направления относится к 1870-тым гг. и связано с именами таких лингвистов, как Карл Бругман (1849-1919), Герман Остхоф (1847-1909), Герман Пауль (1846-1921), Бертольд Дельбрюк (1842-1922), Август Лескин (1840-1916), которые были связаны с Лейпцигским университетом, поэтому это направление иногда называют Лейпцигской школой языкознания. К младограмматикам примыкали также Август Фик (1833-1916), Адальберт Бецценбергер (1852-1922), Герман Коллиц (1855-1935), Фридрих Бехтель (1855-1924) (геттингенская школа), Иоганнес Шмидт (1843-1901), Вильгельм Шульце (1863-1935) (берлинская школа), скандинавские языковеды Вильгельм Томсен (1842-1927; Дания), Карл Вернер (1846-1896; Дания), Софус Бугге (1833-1907, Норвегия), француз Мишель Бреаль (1832-1915), итальянец Грациадио Асколи (1829-1907), американец Уильям Уитней (Уитни, 1827-1894) и др. Некоторое время Ф.Ф.Фортунатов и И.А. Бодуэн де Куртенэ были сторонниками младограмматизма.

Термин "младограмматизм" был впервые употреблён Фридрихом Царнке (1825-91, Германия) в применении к лейпцигской школе.

Индивидуальный психологизм присутствует в работах К.Бругмана и Г.Остхофа (ими было написано совместное предисл. к I-му тому сборника "Морфологические исследования в области индоевропейских языков"(1878), Г.Пауля (кн. "Принципы истории языка"(1880), Б.Дельбрюка ("Введение в изучение индоевропейских языков" (1880), Г.Курциуса ("К критике новейших исследований по языку" (1885), а также "К современному состоянию языкознания"(1885) Бругмана и "Основные вопросы исследования языка"(1901) Дельбрюка.

Младограмматики избегали философии, всего того, что связано с глоттогоническими идеями В. Гумбольдта и Августа Шлейхера (от первоначального аморфного состояния через агглютинацию к флективному строю). Они обратились к изучению говорящего человека и обратили языкознание на позитивистский путь исследований языка, основанных на непосредственных наблюдениях и на индуктивном методе, при этом используя исторический принцип лингвистического анализа. По Г. Паулю, задача учения о принципах культурно-исторической науки (языкознания) в том, "чтобы показать, как протекает процесс взаимодействия индивидов, как отдельное лицо, выступая в роли получателя и дающего, определяемого и определяющего, соотносится с общностью, как младшее поколение овладевает наследием старшего". Так ставится проблема взаимоотношения индивида и общества. Это взаимоотношение не отделено от культуры. Но важнейший признак культуры, по Паулю, – психическое начало. Психология – основа языкознания. Принцип историзма предполагает психологическое понимание сущности языка. Общий дух и его элементы не существуют. Доказанной реальностью выступает индивидуальный язык. Пауль различает две сферы психики индивида: cферу сознания и сферу бессознательного. Он привлёк внимание учёных к той области познания, которая в настоящее время стремится ответить на вопрос, где и как хранится полученная человеком информация. Для объяснения коммуникативной функции языка вводится понятие узуса (нечто общее для индивидуальных "языковых организмов", некая надындивидуальная языковая абстракция, делающая общение возможным). Концепция развития языка сводится к выявлению взаимоотношений языкового узуса и речевой деятельности отдельного лица.

[1] Положительное изменение узуса – возникновение нового, а [2] отрицательное – в языке младшего поколения забываются элементы языка старшего поколения; [3] процесс замены – отмирание старого и появление нового является одним актом. Эта теория языковой непрерывности и роли смены поколений в изменениях языка весьма характерна для младограмматиков.

Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторах развития языка. Изменение методологии языкознания – изучение речи говорящего человека, а не письменных памятников прошлого; учёт при разборе, анализе истории языка действия звуковых (фонетических) законов и аналогии. Смена объекта исследования привела к изменению теоретической базы. В концепции младограмматизма, язык существует в индивидууме, в котором есть постоянная (обусловленная психической и физической деятельностью) причина. Звуковое изменение в языке совершается по законам, не знающим исключений. Источник всех изменений находится в сфере бессознательного. Славист А. Лескин, отмечая существование системы в звуковых изменениях, в книге "Склонение в славяно-балтийских и германских языках" (1876) писал, что "допускать произвольные, случайные, не согласуемые между собой отклонения – значит, признать, что объект исследования, язык, недоступен для науки". Дельбрюк заложил основу совр. определения фонетического закона – как звукового изменения, происходящего в данном языке, в данных условиях, на данной территории, в данное время. Грамматическая аналогия противопоставляется различиям, привносимым фонетическими законами. Образование по аналогии является решением пропорционального уравнения. На самом деле, хотя учение о грамматической аналогии имеет важное значение, следует учитывать многообразные пути преобразования отдельных элементов грамматической системы языка, различные типы аналитического выравнивания форм, связь со смысловой стороной слов.

Итогом исследований младограмматиков в области сравнительно-исторического языкознания стали "Основы сравнительной грамматики индоевропейских языков" (использованы данные почти 70 индоевропейских языков и диалектов), где даётся описание звуковой системы индоевропейского праязыка, его морфологии и общих свойств.

Проблемы синтаксиса. "Синтаксические исследования"(1871-1888) Б. Дельбрюка об основах греческого и ведийского синтаксиса, "Синтаксис индоевропейского простого предложения" К. Бругмана (посм.1925). Отрицая основания логической грамматики, Г. Пауль в "Принципах истории языка" заложил основы научного теоретического синтаксиса на психологической основе (с учётом ассоциативной психологии Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) и философии лингвистического позитивизма).

При исследовании проблемы изменения значений слов Г. Паулем (в "Принципах истории языка") было выведено, что при разграничении окказионального и узуального значения слов, возможно понять процесс изменения их значений. Узуальное значение слова внеконтекстно, а окказиональное – определено в индивидуальном речевом акте. Исходя из этого причина изменений значений слов находится в неустойчивости индивидуальной психики, вызывающей смещение границ между узуальным и окказиональным значениями слова. Отсюда выводится классификация изменений значений слов, построенная на логико-психологических основаниях.

Исследования младограмматистов во многом повлияли на дальнейший ход лингвистической науки. Постоянное научное любопытство к живому произношению, к изучению физиологии и акустики звуков речи отличало это направление, младограмматизм выделил фонетику как самостоятельный раздел языкознания. Фонетическое осмысление младограмматиками орфографии памятников древнейшей письменности выявляет действительное звуковое значение букв.

Младограмматики внесли много ценного в грамматику, выделив наряду с флексией ряд других морфологических явлений, которые определили историю развития строя индоевропейских языков. Младограмматизм уточнил также понятие корня, показав, что его структура исторически менялась, установил строгие фонетические соответствия между индоевропейскими языками, младограмматики подняли этимологию и сравнительно-историческую грамматику индоевропейских языков до уровня точной науки. Лингвистические реконструкции стали достоверными, и наука получила ясное представление о звуковом составе и морфологической структуре индоевропейского праязыка, а также о закономерностях изменений языков в историческую эпоху.

В нач. XX в. обнаружились слабые стороны младограмматиков: несостоятельность субъективно-психологического понимания природы языка и недооценка изучения его связей с обществом, поверхностный характер историзма, ограничивающегося констатацией изменения звуков и форм без учёта реальных общественных условий, в которых эти изменения происходили, неумение выявить общую направленность процессов развития языка. С течением времени всё более неприемлемым становился так называемый атомизм младограмматиков (изучение отдельных явлений языка независимо от других явлений, вне истории, без учёта системных связей в структуре языка). С критикой младограмматизма с разных позиций выступали А.Мейе и др. представители социологического направления, а также Г.Шухардт, И.А.Бодуэн де Куртенэ и др.

 

ä Литература

Алпатов В.М. История лингвистических учений. – М., 1999. – С.62 -77, 94-107.

Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. – М., 1975.

Гируцкий А.А. Общее языкознание. – Минск, 2001. – С.68-79, 106 -113.

Дельбрюк Б. Введение в изучение языка// Булич С.К. Очерк истории языкознания в России. – СПб., 1904. – Т.1. – С.24-28.

Виноградов В.В. Из истории изучения русского синтаксиса. – М., 1958. – С.134-370.

Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. – М., 1899. – С.96, 226-229,371.

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. – М.: Прогресс,1984. – 397 с.

Гумбольдт В. Язык и философия культуры: Пер. с нем. – М., 1985.

Дельбрюк Б. Введение в изучение языка. – СПб., 1904. – С.28.

Десницкая А.В. Вопросы изучения родства индоевропейских языков. М.-Л., 1955. – С.61-124.

Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. – М., 1960. – Ч.1. – С.68-86, 105-106, 190.

Звегинцев В.А. История... Ч.2. – С.5-57.

Кодухов В.И. Общее языкознание. – М., 1974. – С.25-29; 41-49.

Конрад Н.И. О "языковом существовании". // Японский лингвистический сборник. – М., 1959.

Кубрякова Е.С. Из истории английского структурализма (Лондонска лингвистическая школа)//Основные направления структурализма. –М.,1964.

Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1998. – С.123-124, 330-331.

Никольская Л.Н. О теории контекста в работах современных лингвистов Лондонской школы// Вопросы филологии. – Л., 1970. – Ч.1.

Пауль Г. Принципы истории языка. – М., 1960.

Потебня А.А. Мысль и язык. – Харьков, 1892. – С.28.

Рамишвили Гурам В. Вопросы энергетической теории языка. // ВФ. –1978. – № 11.

Рамишвили Г.В. Некоторые вопросы лингвистической теории В. Гумбольдта. – Тбилиси, 1960.

Томсен В. История языкознания до конца XIX в.: Пер.с дат. – М.,1938.

Томсон А.И. Общее языковедение. – Одесса, 1910. – С.6-7.

Чикобава А.С. Проблема языка как предмета языкознания. – М., 1959. – С.62-83.

Шпет Г. Внутренняя форма слова. – М., 1927.

 

â Рекомендуемая дополнительная литература

Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка. – М.: Лабиринт, 1993.

Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции В.Гумбольдта. – М.: Наука, 1982.

Радченко О.А. Лингвофилософские опыты В. фон Гумбольдта и пост-гумбольдтианство//ВЯ. – 2001. – № 3. –С.96-125.

 

*? * Вопросы

─ Какие свойства языка особенно выделяются в психологическом направлении?

─ Каковы основные положения философии языка В.Гумбольдта?

─ Какие идеи классической философии отражены в концепции В.Гумбольдта?

─ Что такое "ergon, energeia" в теории В.Гумбольдта?

─ Какие антиномии в учении о развитии языка определены В.Гумбольдтом?

─ Какими именами представлена школа младограмматиков?

─ Что такое узус в учении младограмматиков?

─ Что такое младограмматическая теория языковой непрерывности?

─ Кто из россиян был сторонником младограмматизма?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1285; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.221 (0.01 с.)