V.2. Этапы становления и развития сравнительно-исторического языкознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V.2. Этапы становления и развития сравнительно-исторического языкознания.



 

1. Накопление огромного языкового материала. Установление истинного и единственного объекта изучения. Грамматика, продолжаемая с древних времён, рассматривается как дисциплина нормативная (давать положительные критерии, правила для различения правильных форм от форм неправильных). Знакомство европейских лингвистов с санскритом (к.XVIII в.). Создание грамматик национальных (народных) языков Европы (с XVI в.).

Якоб и Вильгельм Гриммы
2. Филология в Европе как развитое продолжение филологии древности (Александрийская "филологическая" школа, Арабская и т.п.). Системное сравнение (первоначально: лексика и грамматика) вульгарного и классического языков. 1816 г. – работа Франца Боппа "Система спряжения санскрита", возникновение компаративной филологии, или "сравнительной грамматики", изучающей отношения, связывающие санскрит с языками германскими, греческим, латинским и др. Ещё в 18 в. английский ориенталист В.Джонс (ум. в 1794 г.) установил эти связи и предположил, что эти языки принадлежат к единому семейству. Но Бопп изъяснил возможность построения самостоятельной науки на материале соотношений родственных языков для понимания одного языка другим языком, для объяснения форм одного языка формами другого. Рождается исторический принцип в исследовании. Возникновение сравнительного (контрастивного, конфронтативного) языкознания. В этом же направлении работают: Яков Гримм, основатель германистики (его "Немецкая грамматика" опубл. в 1822-1836 гг.). Этимология осознаётся не только как процесс словообразования в одном языке, как изобразительные свойства имён, но и как отношения между языками в их словарном составе (этому способствуют исследования Августа Потта, чьи книги снабдили лингвистов массой этимологических материалов; это Адальберт Кун, работы которого касались сравнительной лингвистики и сравнительной мифологии; индологи Теодор Бенфей и Теодор Ауфрехт и др). Язык стал пониматься как понятийное и почти совсем безобразное средство выражения мысли.

К этой же германской школе сравнительной лингвистики следует отнести Макса Мюллера, Георга Курциуса и Августа Шлейхера. Макс Мюллер популяризировал её своими талантливыми лекциями ("Чтения о науке о языке", 1861 г., на англ. языке); Курциус, известный своими "Принципами греческой этимологии"(1879 г.), был одним из первых, кто примирил сравнительную грамматику с классической филологией.

Наконец Шлейхер первый сделал попытку собрать воедино результаты всех частных исследований. Его "Компендиум сравнительной грамматики индогерманских языков"(1861г.) является систематизацией заложенной Боппом науки.

3. В 1870-х гг. стали задаваться вопросом, каковы же условия жизни языков. Обращается внимание на объединяющие их соответствия, что это только один из аспектов языкового явления, что сравнение – средство, метод воссоздания фактов. Начинается исследование проблем внутренней формы языка, связи звука и значения, языковой типологии.

Первый толчок был дан американцем Уильямом Утни, автором "Жизни языка"(1875 г.). Вскоре образовалась школа "младограмматиков" (Jung-grammatiker), во главе её были немецкие учёные: Карл Бругман, Герман Остгофф, германисты Вильгельм Брауне, Эдуард Зиверс, Герман Пауль, славист Август Лескин и др. Они располагали итоги сравнения в исторической перспективе и таким образом располагали факты в их естественном порядке. Так язык перестал рассматриваться как саморазвивающийся организм и был признан продуктом коллективного духа языковых групп. Были открыты определённые фонетические законы (XIX в.), синхрония и диахрония языка (развитая позже в теории де Соссюра), язык стал рассматриваться как система, были определены её универсалии.

4. Этой ступени свойственно методологическое единство сравнительного языкознания, основанное на сравнении фактов разных языков между собой. Определены основные разделы языкознания: общее языкознание (философия языка и общая грамматика), сравнительно-историческое языкознание, частное языкознание (изучение отдельных языков, составление нормативных грамматик и словарей). Принцип научности языкознания связывается с принципом историзма.

Болгарский лингвист Владимир Георги́ев (род. 1908 г.) делит историю сравнительно-исторического языкознания на три периода: 1-й – 1816-1870 гг., 2-й – 1871-1916 гг., 3-й – языкознание XX в.

Немецкий учёный Бертольд Дельбрюк (1842-1922) утверждал, что 1-й период открывается "Сравнительной грамматикой" Франца Боппа и завершается работой Августа Шлейхера "Компендиум сравнительной грамматики индоевропейских языков" (1861-1862).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.003 с.)