Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III.4. Арабское языкознание в Средние века.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В 632 г. было основано военно-теократическое государство Халифат, которое просуществовало почти 6 столетий (VII-XII вв.). В связи с распространением арабского влияния на обширные области завоёванных народов (от границ Индии через весь Ближний и Средний Восток, Закавказье, Северную Африку до южной Европы включительно) неизмеримо возросла роль арабского языка (первоначально – языка, общего для всех племён Аравийского полуострова, – койне). С первых веков существования ислама изучение арабского языка занимает особое место, филология становится одним из почётнейших занятий выдающихся учёных средневекового Востока. Одно из традиционных преданий арабов приписывает инициативу создания грамматики арабского языка халифу Али (656-661). Положение, выдвинутое арабами, что вера, воплощённая в Коране, была изречена Богом пророку на арабском языке, ставило арабский язык в особое преимущественное положение. Возникла теория о превосходстве арабского языка над всеми языками мира, которые по своему несовершенству не в состоянии передать всю полноту божественного откровения. Отсюда следует запрет перевода Корана на другие языки. Формула "язык арабский – это религия" указывает на то, каким важным фактором общественной жизни государства считался арабский язык. Забота о чистоте арабского языка и о его изучении приобретала общегосударственное значение. Грамматические исследования начали распространяться из г.Басры и г.Куфы (области р.Евфрата и р.Тигра).В этих городах образовались грамматические школы (басрийская и куфийская), которые позднее уступили своё научное первенство г.Багдаду (столице Арабского халифата, так называемая, багдадская школа, позднее возникли андалусская (в Испании) и египетско-сирийская филологическая школа). В VII в. басриец Абуль-Асуад ад-Дуали занимается описанием некоторых грамматических явлений арабского языка, он вводит в арабское письмо дополнительные графические знаки для обозначения гласных фонем, для выражения словоизменения. Деятельность Насра ибн Асыма и Яхьи ибн Ямары направлена на создание систем диакритических знаков для различения ряда сходных по начертанию арабских графем. В первой половине VIII в. басрийские филологи Ибн Аби Исхак аль-Хадрами, Иса ибн Умар ас-Сакафи, Абу Амр ибн аль-Алла составляют основы описательного анализа норм классического арабского языка. Во второй половине VIII в. трудами аль-Халиля ибн Ахмеда (из Басры) устанавливается теория арабского языка как самостоятельный раздел филологической науки, теория аруда (учение о системе метрического стихосложения, просодия речи, ритмическое и морфологическое построение арабского слова, минимальной единицей анализа является харф – речевой сегмент, состоящий из согласного и краткого гласного компонентов. Словарь аль-Халиля "Книга Айна" начинается с графемы "айн", поскольку слова в нём расположены по артикуляционным свойствам содержащихся в них корневых согласных в последовательности: гортанные, язычные, зубные, губные; подобная основа классификации звуков, возможно, восходит к индийской языковедческой традиции. Аль-Халиль разделял 3 вида анализа и описания фонетического явления: исходные признаки, позиционные варианты и изменения звуков, происходящие при образовании грамматических конструкций; он усовершенствовал знаковую систему обозначения кратких гласных фонем (огласовки, сохранившие употребление и поныне в Коране, поэтических и учебных текстах). Во 2-й пол. VIII в. образовывается куфийская школа. Начало её положил Абу Джафар Мухаммед ар-Руаси, написавший первую куфийскую грамматику арабского языка и "Книгу о единственном и множественном числе". Сибавейхи (перс из Басры, 2-я пол.VIII в.) составил обширный "Аль-Китаб"("Книга"), в котором система арабской грамматики завершена с совокупностью предыдущих филологических открытий. Сибавейхи подробно и многословно определяет нормы языка и всевозможные грамматические частности, подтверждая их стихами из Корана и древней поэзии (более 1∙000 стихов). Его учитель и наставник аль-Халиль ибн Ахмед Фарахиди, как известно, написал словарь "Книга Айна". Эти труды пользовались уважением даже у соперников Басры, грамматиков из Куфы. К этому времени арабское языковедение определяет основные аспекты грамматического анализа языка: ан-нахв – учение о словоизменении имени и глагола, ас-сарф – учение о словообразовании и фонетических изменениях, происходящих в ходе образования грамматических форм, махаридж аль-хуруф – учение об артикуляции звуков и их позиционных вариантах. При разборе и описании словообразовательных процессов широк применяется метод моделирования по теории аруда; отсюда построение системы словообразовательных моделей (пород). Явления словоизменения изучаются с точки зрения как формы, так и значения. Установление нормативности словоформ сопровождается выявлением их собственно языковой (функциональной) семантики. В кон. VIII-IX в. позднейшие учебники и комментарии "Книги", заимствования и дополнения из Сибавейхи, принадлежат аль-Ахфашу аль-Асуату, аль-Мустаниру, аль-Мубарраду, Абу Усману аль-Мазини (из Басры), ибн Джини, аль-Анбари, аз Замахшари, Сикикки и Абу Закарии Яхья ибн Зияду аль-Фарру, Ибн ас-Сиккиту, ас-Салабу (из Куфы) и др. филологам. В отличие от эллинов и римлян, арабы отличали букву от звука, графический символ речевого звука и собственно речевой звук, отмечая несоответствие между написанием и произношением. Так, Сибавейхи описывает 16 мест образования звуков и согласно этому классифицирует звуки арабской речи, с их точной артикуляцией и комбинаторными изменениями. Следуя Аристотелю арабы установили три категории частей речи: глагол, имена и частицы. Они выделили понятие трёхсогласного корня (свойственного семитским языкам), с учётом значения аффиксации и флексии гласных в корне. Они отметили роль аналогии в языке, разрушительное действие частоты употребления слов на звуковой состав. Развитие просодии (ударение, припев, интонация) и метрики было связано с совершенствованием правил чтения Корана. К кон.VIII в. относится деятельность филолога аль-Кисаи, значительно опередившего исследовательские принципы куфийской школы. Его "Трактат о грамматических ошибках в речи простого народа" содержит важные диалектологические сведения. К этому времени относится труд Абу Убейда "Классифицированная устарелая лексика", появляются словари диалектной и древнеарабской лексики. Обсуждаются грамматические вопросы между представителями басрийской и куфийской школ, что отмечено в работе филолога из Багдада Ибн аль-Анбари "Беспристрастное освещение вопросов разногласия между басрийцами и куфийцами", где рассматривается 121 проблема языка. При этом общими концептуальными остаются основы анализа языка: объектом исследования является арабская поэтическая и прозаическая речь в устной и письменной формах, а предметом – нормативность языковых выражений (аль-фасааха). Различаются неизменяемые и изменяемые формы описываемые в терминах аль-бинаá (основообразование) и аль-’и ’-рааб (словоизменение). Изменяемые слова подвергаются формальному и функциональному анализу, в ходе которого выявляются факторы, обусловливающие функционирование словоформ. Нормативность языковых форм и их употребления определяется на основе ас-самаá (отмеченности в арабской речи) и ал-кийас (закона аналогии). Продолжается полемика о степени правомерности метода аналогии для выведения грамматического правила. К нач.X в. устанавливаются понятия и терминология грамматического анализа, основные положения грамматической теории систематизируются. К этому времени арабское грамматическое учение как самостоятельный раздел арабской языковедческой традиции формально завершается. Лексикологические исследования выделяются в особую научную дисциплину (Åлм ал-луга). В 1-й пол. X в. в багдадской школе возникает третье направление в языковедческой традиции, благодаря труду Ибн Джинни "Особенности арабского языка", который грамматику сочетает с лексикологическими вопросами связи слова и значения, словообразовательной структуры слова, значения слова и его употребления. Он экспериментально определяет, в каком количественном отношении воплощён в лексике арабского языка весь состав теоретически возможных сочетаний харфов. Большой ряд вопросов затронут в работах Ибн Фариса ("Книга о лексических нормах", "Предания арабов о своей речи", "Краткий очерк о лексике"), в их числе – об объёме словарного состава арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и заимствованной лексике, о связи обозначающего и обозначаемого, о прямом и переносном употреблении слова, об однозначности, о многозначности, омонимии, синонимии. К XI в. выделяются научные отрасли, изучающие нормы выразительной речи; определяются два взгляда на речеобразование: соблюдение правильности языковых выражений (аль-фасааха) и достижение совершенства речевых образований (аль-балаага). Первое изучается в грамматике и лексике, второе – науками о смысле (’илм аль-ма’аании), о тропе (’илм аль-байаан), о красноречии (’илм аль-бадии’). Предметом науки о смысле (основоположник – аль-Джурджани) становятся высказываемое и средства тождественного (с точки зрения речевых обстоятельств и намерения) выражения смыслового содержания. В XI-XIII вв. описание грамматики и лексики совершенствуется. Труд аз-Замахшари "аль-Муфассаль" – это подробное изложение арабской грамматики. "Разъяснение иностранных слов" Маухиба аль-Джавалики определяет и выделяет заимствования в арабском языке. "Учение о лексике и познание сокровенного в арабском" ас-Салаба содержит словарь с классификацией лексики на понятийной основе. К этому времени образуется андалусская школа, представители которой – Мухаммед ибн Малик (стихотворный грамматический трактат "Тысячница") и Ибн Сида (тематический словарь "аль-Мухассас" с предисловием о лексикологических и семасиологических вопросах арабского языка). Арабские филологи собрали огромный лексический материал и разнесли его по словарям разных видов (особенно были в чести предметные словари). Так, аль Фирузабади (1329-1414) составил 60, по иным источникам 100-томный словарь, с привлечением наработок Ибн Сида и индийского мусульманина Сагани, а также южноарабской лексики. Позднее Фирузабади составил другой словарь "Камус" ("Океан").Тогдашние словари имели некоторые недостатки, а именно: [1] отсутствие диалектологической и исторической перспективы, указательности, [2] отсутствие различия между общепринятыми словами и поэтическими неологизмами, [3] отсутствовала чёткая система и порядок расположения материала. Третий недостаток был устранён аль-Джаухари в словаре "Cыхах"(~ 40 000 слов), а также аль-Герави "Улучшение в лексикологию"(в 10 томах). В таких словарях слова располагаются по алфавиту, по последней букве корня. После завоевания Багдада монголами и ослабления арабов в Испании средоточие арабской науки перемещается в Египет и Сирию. Здесь работают Ибн Яиш, Ибн аль-Хаджиб (XIII в.), Ибн Хишам, Ибн Акиль (XIVв.), ас-Суюти ("Лира словесных наук и их разновидностей", XV в.). Филологи Сирии и Египта комментируют ранние грамматики и лексиконы, доступно излагают языковые нормы арабского литературного языка. Многотомный самостоятельный труд Махмуда аль Кашгари "Диван турецких языков" (1073-1074 гг.), опубликованный в Стамбуле только в1912-1915гг., представляет настоящую тюркскую энциклопедию, в основании которой присутствует сравнительность как сознательное научное правило. Эта исключительная по точности описания и объёму собрания сравнительная грамматика и лексикология тюркских языков снабжена множеством данных по истории, фольклору, мифологии, этнографии тюрков. Но труд Махмуда аль Кашгари, опередивший время, не повлиял на современников, затерявшись в кипах арабской научной литературы. Открытый только в начале 20 века, он способствовал познанию тюркских языков и великой истории Востока. Методы арабского языкознания применялись ещё в XI в. при составлении грамматики древнееврейского языка, определяли филологические направления европейской арабистики, а ряд идей морфологического исследования (понятия корня, внутренней флексии, аффиксации) были заимствованы с некоторым изменением европейским языкознанием XVIII-XIX вв. Моделирование просодического и словообразовательного построения слова, анализ его лексического значения, различение формы и значения, разграничение плана содержания на смысловое и собственно языковое (функциональное) значения, изучение высказываемого и тождественного ему построения речевых образований, понимание взаимообусловленности высказывания и контекста обстоятельств, анализ предложения в синтезе его формального и актуального членения относятся к исследовательским идеям арабского языковедения, определившим место его в истории лингвистических учений.
ä Литература Амирова Т., Ольховская Б., Рождественский Ю. Очерки по истории лингвистики. – М., 1975. – С.146-162. Античные теории языка и стиля. Под общей ред. О.М. Фрейденберг. –М. – Л., 1936.– С.40. Белкин В.М. Арабская лексикология. – М., 1975. Восточная филология. – Тбилиси, 1973. – Т.3. – С.41-46. Габучан Г.М. К вопросу об арабских грамматических учениях// Семит-ские языки. – М., 1963. Гиргас В.Ф. Очерк грамматической системы арабов. – СПб., 1873. Звегинцев В.А. История арабского языкознания. – М.,1958. – С.29-78. –М.: Учпедгиз, 1960. – Ч.1. – С.14-19. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл.ред. В.Н. Ярцева. – М.: Cов. энциклопедия, 1990. – С.39-41. Семитские языки. – М., 1963. – С.37-55.
*? * Вопросы ─ Какие причины являются существенными в возникновении арабской филологии? ─ Какие принципы закладывались в основу арабских словарей? ─ Какие недостатки свойственны арабской лексикографии? ─ Какой подход в описании языка использовали арабские филологи? ─ Как проявило себя учение об аналогии и аномалии в арабском языкознании? ─ Кто автор первого арабского словаря? ─ Чем знамениты арабские языковедческие школы? ─ Какой вклад в мировое языкознание внесла арабская языковедческая традиция Средних веков?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.009 с.) |