Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II.6. Софисты и наука о языке.
Появление софистов совпало со временем развития афинской демократии (VI в. до н.э.), традиционное общество начинало разлагаться, и они способствовали развитию индивидуализма, релятивизируя всё то, что прежде выступало в качестве традиционных истин. Деятельность софистов начинает новый этап в развитии научной мысли Греции. Отличительной особенностью этого времени является неослабевающее любопытство к тайне образования понятий и слов, стремление не только получить определённый плод от умственной деятельности, но и логически обосновать полученное знание, разработать способы подтверждения достоверности выведенных логически итогов. Как справедливо указывает А.Ф.Лосев: "греческая софистика, несомненно, есть греческое Просвещение" [Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. – М.,1969. – С.13]. Таким образом образование приходит на место обычаев. Две существенные особенности свойственны античному Просвещению: во-первых, стремление сделать научные и философские достижения того времени всеобщим достоянием, т.е. расширить круг образования, и, во вторых, вскрыть субъективный источник всякого знания, перевести философскую мысль от рассмотрения природы к рассмотрению самого сознания. Эти две особенности в значительной мере определяли форму и содержание софистики. Софисты, как известно, были первыми греческими философами, которые получали вознаграждение за обучение. Платон и Аристотель упрекали софистов прежде всего в том, что они превратили науку в средство поддержания существования и тем самым уронили её достоинство – до них она выступала в качестве самоцели. Сократ в платоновском диалоге "Гиппий Бóльший" иронизирует по поводу "превосходства" софистов над прежними философами – " мудрецами из деревни" [Гиппий Бóльший, 281]. Обращаясь к Гиппию, он говорит: "Действительно, ваше искусство сделало успехи в том, что даёт возможность заниматься и общественными делами наряду с частными. Ведь вот Горгий, леонтийский софист, прибыл сюда со своей родины по общественным делам... Он и в Народном собрании оказался отличнейшим оратором, и частным образом, выступая с речами и занимаясь с молодыми людьми, заработал и собрал с нашего города большие деньги... А из тех древних никто никогда не считал достойным для себя требовать себе денежного вознаграждения и выставлять напоказ свою мудрость перед всякого рода людьми. Вот как они были просты! Не заметили они, что деньги имеют большую цену... С Анаксагором произошло, говорят, обратное тому, что случается с вами: ему остались по наследству большие деньги, а он по беззаботности потерял всё – вот каким неразумным мудрецом он был, да и об остальных, живших в старину, рассказывали подобные же вещи" [Гиппий Бóльший, 282-283].
Отличительной особенностью мудрости софистов Платон, как уже ясно из приведённого отрывка, считает её своекорыстность. "Итак, мне кажется,- обращается Сократ к Гиппию, – ты приводишь прекрасное доказательство мудрости нынешних людей по сравнению с прежними. Многие согласны в том, что мудрец должен быть прежде всего мудрым для себя самого. Определяется же это так: мудр тот, кто заработал больше всего денег" [Гиппий Бóльший, 283в]. Историческая миссия софистов состояла именно в "сообщении конечных выводов науки прочим людям", а это требует иной направленности ума, чем собственно задачи научного исследования, да и иных способностей: если для античного учёного были прежде необходимы внутреннее сосредоточение на исследуемом предмете, особая наблюдательность и склонность к отвлечённому умозрению, – то для просветителя – скорее дар красноречия, умение аргументировать свою точку зрения, а также при случае всенародно показать своё остроумие и полемические способности. Поэтому софисты развили прежде всего искусство аргументации, искусство побеждать противника в споре, они, естественно, имели "малую способность к самостоятельному творчеству". Отсутствие у софистов критериев истины привело их к тому, что их стали рассматривать не как тех, кто может научить какой-либо положительной науке или ремеслу, а как тех, кто может научить убедительно доказывать свою точку зрения независимо от того, в чём последняя состоит. "Главной своей задачей софистика поставила научную и риторическую подготовку к политической деятельности, причём софистическое обучение направлялось, с одной стороны, на техническое, формальное развитие речи, а с другой – на сообщение тех познаний, которые наиболее могли бы способствовать этой главной цели" [Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1902. С.97].
Для выполнения этой задачи необходимо не столько знание о природе, сколько знание о самом человеке, ибо для произнесения убедительной речи надо представлять себе, чтó именно действует на человека убеждающе. Таким образом, софист по своему назначению должен быть знатоком людей, поэтому софисты обращаются к анализу человеческого сознания и изучают способы воздействия на него. При этом внимание их обращается на проблемы логики и языка. По свидетельству Диогена Лаэртского, Протагор (род.~ 480 г. до н.э., младший современник Левкиппа и старший – Демокрита) первый начал изучать способы доказательств и тем самым положил начало разработке формальной логики, а софисты, Гиппий и Продик, занимались исследованием языка (Продик – синонимикой, а Гиппий – грамматикой). Софисты "создали какой-то небывалый в Греции культ слова и тем самым небывалое превознесение риторики, использующей слово для разных жизненных целей" [Лосев А.Ф. История античной эстетики. С.29]. Софисты были как "практиками" красноречия (Диалог Платона "Федр"), так и теоретиками его. Впервые сделав предметом рассмотрения человеческое сознание, они сделали предметом анализа также и язык как орудие воздействия на сознание. Знаменательно, софист Критий, ставший тираном, издал закон, запрещавший "учить искусству говорить", – надо полагать потому, что хорошо знал силу слова. Интерес софистов к языку и слову положил начало той отрасли знания, которую мы теперь называем филологией. Особенно примечательны в этом отношении исследования словесной семантики у софиста Продика (Prodikos Кеосский, V в. до н.э.), который занимался синонимами и омонимами. У греков филология возникла в то время, когда внимание исследователя переключилось с внешнего предмета на жизнь самого сознания, или, точнее, когда мысленный разбор, разложение человеческого сознания производится обособленно от его содержания, ведь и у натурфилософов мы находим соображения о природе человеческой души и о способности ума постигать истину, т.е. идеи, касающиеся природы знания и даже сознания, но эти соображения иные (душа человека для натуралистов – природное явление, как и любое другое). И только у софистов мы видим особый интерес к тому, как совершается познавательный процесс, и к тому, как и по каким особым законам происходит жизнь сознания, с помощью каких средств возможно повлиять на неё в нужном направлении. С этой новой точки зрения исследуют софисты и язык. Важно отметить, что язык в качестве предмета теоретического исследования (филология и грамматика) выступил именно в то время, когда он стал также важнейшим орудием воздействия на сознание, т.е. когда стало складываться и культивироваться искусство словесных изощрений. "Писание и произнесение речей, погоня за бесконечным разнообразием их стиля, а также и теоретизирование в этой области, совершенно чуждое предыдущим этапам эстетического развития у греков, – всё это нужно считать первейшим и характернейшим достоянием софистической эстетики" [Лосев А.Ф. История античной эстетики. С.39].
Софисты содействовали превращению досократовского, ещё во многом метафорического, способа мышления в логический способ мышления, свойственный послесократовской мысли. Логическая расчленённость понятий и метод доказательства – вот те важнейшие приобретения, которыми обогатилась научная мысль, пройдя через апории Зенона и релятивизирующую критику софистов. Всё это свидетельствует о том, что предпосылкой появления как филологических, так и литературно-критических изысканий (Горгий, Критий, Протагор, Антифонт писали литературно-критические работы) является развитая рефлексия на всё то, что касается сущности и законов жизни самого сознания: эта сущность полагается теперь как особая действительность. Мысленный разбор фактов в языке, в мифологии предполагает уже изначально весьма развитую рефлексию человеческого сознания о себе самом – рефлексию, осуществляемую как с теоретическими, так и с практическими целями. â Дополнительная литература Вильдельбанд В. История древней философии. СПб., 1902. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1969. Маковельский А.О. Софисты. – Баку, 1940-1941. – Вып.1-2. *? * Вопросы – Каковы причины успеха софистов в древнегреческом обществе? – Кто же является первым "филологом" в Древней Греции? – Назовите имена софистов, исследующих язык и древнегреческую речь. – Что такое софизм?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.01 с.) |