Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клинические типы психопатий по МКБ-10 (F60 – F60.7) – общая характеристика.↑ Стр 1 из 23Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Клинические типы психопатий по МКБ-10 (F60 – F60.7) – общая характеристика. Фиолетовым цветом выделены лекции Специфические расстройства личности (F60) В эту рубрику отнесены тяжелые расстройства личности и выраженные отклонения в поведении индивида, не являющиеся прямым следствием заболевания, повреждения или другого острого поражения головного мозга либо других психических нарушений. Обычно эти расстройства охватывают несколько сфер личности; почти всегда они тесно связаны с выраженными личными страданиями и социальным распадом. Эти расстройства обычно проявляются в детстве или подростковом возрасте и продолжаются в течение дальнейшей жизни. F60.0 Параноидное расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к неудачам, невозможностью прощать обиды, подозрительностью и склонностью к извращению действительности путем истолкования нейтральных или дружеских действий, окружающих как враждебных или пренебрежительных. Наблюдаются повторные необоснованные подозрения супруга или сексуального партнера в неверности, воинствующее и упорное сознание собственной правоты. Такие лица склонны к преувеличенной самооценке; часто имеет место преувеличенное самомнение. Черты: сверхценные идеи, эгоцентризм, ригидность, тревожность, агрессивность, застревание. Личность (расстройство): экспансивно-параноидная (напористые, активные, агрессивные с лидерскими задатками. Они легко вступают в конфликты, склонны к открытому давлению, открыто обвиняют окружающих в неблаговидном поведении, но не признают собственных недостатков), фанатичная, кверулянтная (борьба против "несправедливости" и за восстановление своих прав и ущемленных интересов), параноидная, обидчиво параноидная F60.1 Шизоидное расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся слабостью привязанностей, социальных и других контактов, склонностью к фантазиям, отшельничеству и самоанализу. Имеет место ограниченная способность выражать чувства и испытывать удовольствие. Сенситивные (ранимые, доверчивые), экспансивные (бесстрашные, холодные). «Дерево и стекло» F60.2 Диссоциальное расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся пренебрежением к социальным обязанностям и черствым равнодушием к окружающим. Наблюдается значительное несоответствие между поведением больного и основными социальными нормами. Поведение с трудом поддается изменению на основе опыта, включая наказание. Больные плохо переносят неудачи и легко поддаются агрессии, включая насилие. Они склонны обвинять других или давать правдоподобные объяснения своему поведению, приводящему их к конфликту с обществом. Личность (расстройство): Аморальная, антисоциальная, асоциальная, психопатическая, социопатическая. Безвольные, внушаемые, с отсутствием установок.
F60.4 Истерическое расстройство личности Расстройство личности, характеризующееся поверхностной и неустойчивой возбудимостью, склонностью к драматизированию, театральности, а также к преувеличенному выражению эмоций, внушаемостью, эгоцентризмом, потаканием своим желаниям, отсутствием внимания к окружающим, легко ранимыми ощущениями и постоянным желанием иметь успех и внимание. Личность (расстройство): истерическая, психоинфантильная.
F60.5-F60.7 - схожесть с точки зрения НС – тормозимые психопатии – процессы торможения преобладают. F60.8 Другие специфические расстройства личности Личность (расстройство): ●. эксцентричная ●. расторможенная ("безудержная") ●. незрелая ●. самовлюбленная (нарциссическая) ●. пассивно-агрессивная ●. психоневротическая Группа циклоидов 1) Конституционально-депрессивные. Люди с постоянно пониженным настроением, вечно угрюмые, мрачные, недовольные, малоразговорчивые. Они прирожденные пессимисты. Для них характерны опущенные черты лица, бессильно повисшие руки, медленная походка, скупые, вялые жесты. Нерешительные.
2) Конституционально-возбужденные. Люди, быстро отвлекающиеся на все новое, энергичные и предприимчивые. Их отличает поверхностность и неустойчивостью интересов, чрезмерная болтливость и постоянная потребность в увеселениях, в работе не хватает выдержки, а предприимчивость ведет к построению грандиозных планов, которые не доводятся до конца. Чрезмерно развито воображение.
3) Циклотимики. Для них характерна волнообразная смена состояний возбуждения и депрессии. Состояния возбуждения субъективно воспринимаются как периоды полного здоровья и расцвета сил, тогда как приступы депрессии, даже если они слабо выражены, переживаются тяжело и болезненно.
4) Эмоционально-лабильные. Для них характерна капризная изменчивость настроений. Малейшая неприятность приводит их в глубокое уныние, но ненадолго. Несмотря на оттенок легкомыслия и поверхностности – это люди, способные к глубоким чувствам и привязанностям. В большинстве своем люди веселые, открытые и даже простодушные.
Группа астеников 1) Неврастеники. Чрезмерная нервно‑психическая возбудимость, раздражительность, с одной стороны, и истощаемость, утомляемость, с другой. Некоторые из них отличаются общей вялостью, отсутствием инициативы, нерешительностью, мнительностью и апатичным настроением. Они неспособны к длительному усилию и усидчивой работе.
2) Психастеники. Основными их чертами являются крайняя нерешительность, боязливость и постоянная склонность к сомнениям. Впечатлительные, педантичные.
3) Лентяи. Люди легко усваивают все новое, но совершенно не выдерживают длительного напряжения. Внимание их очень неустойчиво и легко отвлекается.
4) Малодушные. Лица, главными чертами которых являются чрезмерная впечатлительность с одной стороны, и резко выраженное чувство собственной недостаточности с другой. Крайне ранимы, преобладает пониженное настроение. Группа шизоидов 1) Мечтатели. Тонко чувствующие, легко ранимые субъекты, со слабой волей, в силу нежности своей психической организации плохо переносящие грубое прикосновение действительной жизни; столкновения с ней заставляют их съеживаться и уходить в себя, они погружаются в свои мечты и в этих мечтах словно компенсируют себя за испытываемые ими неприятности в реальной жизни. У них повышенная самооценка, бездеятельны. 2) Чудаки 3) Шизоиды. Характерна аутическая оторванность от внешнего мира, причудливая парадоксальность эмоциональной жизни и поведения. Непредсказуемые, странные люди. Характерна тугоподвижность и угловатость движений. Для одних характерна вычурность, а для других – стремление к стилизации. Не считаются с чужими интересами, эгоисты.
Группа параноиков 1) Фанатики. Среди фанатиков встречаются и высоко одаренные субъекты, но большинство их все‑таки люди неумные, ограниченные. 2) Праноики. · Склонность к образованию сверхценных идей, в центре которых находится их личность; · Эгоизм, самодовольство, самомнение; · Упорно отстаивают свои идеи; · Узкие и односторонние люди, упрямые, настойчивые;
Группа эпилептоидов. Крайняя раздражительность, приступы расстройства настроения, выраженные антисоциальные установки. Обычно активные, односторонние, настойчивые, упрямые, есть склонность к образованию сверхценных идей. Нетерпеливы, нетерпимы к мнению окружающих. Им не доступны чувства сострадания, симпатии и т.д
МКБ-10 Состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям: ● а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм; ● б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни; ● в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций; ● г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в старшем детском или подростковом возрасте и продолжают своё существование в периоде зрелости; ● д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени; ● е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности. Для отнесения личностного расстройства к одному из определённых в МКБ-10 подвидов (постановки диагноза) необходимо, чтобы оно удовлетворяло по крайней мере трём определённым для этого вида критериям DSM4 ) Только когда индивидуальные черты личности являются не приспосабливаемыми, не адаптируемыми и приводят к значительному ухудшению жизни, они могут быть названы расстройством личности: 1. Внутренний опыт и поведение значительно отклоняются от требований, накладываемых культурой, к которой принадлежит личность, и это проявляется в двух или более из следующих сфер: · Познавательной (когнитивной) (то есть путь постижения, интерпретации себя, других людей или событий). · Аффективной (степень, интенсивность, лабильность и адекватность эмоциональных реакций). · Межличностное взаимодействие. · В контроле импульсивности. 1. Паттерны демонстрируют негибкость и распространяются на широкий круг личных и социальных ситуаций. 2. Паттерны ведут к серьёзному клиническому дистрессу или проблемам в общественной, профессиональной или другой важной сфере жизни. 3. Паттерны имеют стабильность во времени, и их можно проследить до ранней юности или начала зрелости. 4. Паттерны не могут быть сочтены проявлением или следствием другого психического расстройства. 5. Паттерны не являются результатом непосредственного воздействия веществ или общего состояния здоровья, например травмы головы. Лица моложе 18 лет, подходящие под критерии, не могут быть диагностированы соответствующим расстройством. Для постановки диагноза в таком возрасте симптомы должны регистрироваться в течение не менее одного года. Антисоциальное личностное расстройство вообще не может быть диагностировано до 18 лет.
Примитивная изоляция Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. Некоторые младенцы более других склонны к такой форме реагирования на стресс, как правило, те, которые наиболее чувствительны. У конституционально впечатлительных людей нередко внутренняя фантазийная жизнь, а внешний мир они воспринимают как проблематичный или эмоционально бедный. Психологический уход в другое состояние сознания — это автоматическая реакция, которую можно наблюдать у младенцев. Взрослый вариант: 1. у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира; 2. склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания. Некоторые специалисты предпочитают термин “аутистическое фантазирование”, обозначающий одну из форм более общей тенденции избегать личностных контактов, термину “изоляция”. Очевидный недостаток защиты: она выключает человека из активного участия в решении межличностных проблем. Главное достоинство: позволяя психологическое бегство от реальности, изоляция почти не требует ее искажения. Отрицание Отказ принять существование неприятностей. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу (смерть близкого,напр). Уходит корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, — мания (отрицание физических потребностей, потребности в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже своей смертности). Всемогущий контроль Для новорожденного мир и собственное “Я” составляют единое целое. “Первичный эгоцентризм” (Пиаже) =“Первичный нарциссизм” (Фрейд). Это означает, что источник всех событий новорожденный воспринимает в некотором смысле как внутренний: если младенцу холодно и заботящийся о нем человек замечает это и как-то его согревает, у ребенка возникает довербальное переживание магического добывания тепла им самим. Осознание того, что контроль находится в отделенных от него других людях, вне его самого, еще не появилось. По мере взросления ребенка она на следующей стадии естественным образом трансформируется в идею вторичного, “зависимого” или “производного” всемогущества, когда один из тех, кто первоначально заботится о ребенке, воспринимается как всемогущий. В конце концов, по мере дальнейшего взросления, ребенок примиряется с тем неприятным фактом, что ни один человек не обладает неограниченными возможностями. Некоторый здоровый остаток этого инфантильного ощущения всемогущества сохраняется во всех нас и поддерживает чувство компетентности и жизненной эффективности. У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и интерпретировать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую. “Перешагивать через” других — вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущественный контроль. Диссоциация Отличается от вышеописанных, т.к., хотя все способны к ней, она не встречаться при нормальном функционировании, тогда как предыдущие защиты в той или иной мере присутствуют у нормы. Диссоциация — это “нормальная” реакция на травму, но нельзя сказать, что в ходе развития обязательно должны быть травмы. Любой из нас, столкнувшись с катастро фой, большей, чем способен вынести (особенно если она связана с непереносимой болью или ужасом) может диссоциировать. Об отделении от тела во время угрожающих жизни бедствий и серьезных хирургических операций сообщалось много. Человек, с которым произошло непереносимое несчастье, в любом возрасте может диссоциировать; маленькие дети, неоднократно подвергавшиеся ужасному абьюзу, могут научиться диссоциации как привычной реакции на стресс. В этом случае, если дети выживают и становятся взрослыми, они могут быть диагностированы как страдающие от характерологического диссоциативного расстройства и названы множественной личностью. Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти. Лучше быть вне чувства ожидания предстоящего собственного уничтожения, чем внутри его. Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию. Травмированные люди склонны реагировать на обычный стресс как на опасность для жизни, немедленно впадая в амнезию или становясь совершенно другими. Человек, не имеющий личной травматической истории, не заподозрит диссоциацию, если его друг внезапно забудет что-то важное или необъяснимо изменится. Он, скорее, подумает, что его приятель пребывает в дурном расположении духа, неуравновешен или просто лгун. ВТОРИЧНЫЕ (ВЫСШЕГО ПОРЯДКА) ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ Зрелые Л стремятся использ разнообразные защиты и защитные модели, а не зависать на одной. Лекц: 1. Вытеснение 2. Рационализация 3. Изоляция (более совершенного вида) 4. Морализация 5. Аннулирование 6. Поворот 7. Смещение 8. Идентификация 9. Отреагировние 10. Сублимация 11. Сексуализация + 12. Регрессия (лекц – 1ич) 13. Интеллектуализация 14. Компартментализация (раздельное мышление) 15. Реактивное образование 16. Реверсия Репрессия (вытеснение) Сутью вытеснения является мотивированное забывание или игнорирование. Фрейд писал, что “суть репрессии состоит в том, что нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него”. Если внутренний расклад или внешние обстоятельства достаточно огорчительны или способны привести пациента в замешательство, возможно их намеренное отправление в бессознательное. Этот процесс может применяться ко всему опыту, к аффекту, связанному с опытом, или к фантазиям и желаниям, ассоциированным с опытом. Не все трудности вытесняются. Лишь в тех случаях, когда очевидно, что мысль, чувство или восприятие чего-либо становятся неприемлемыми для осознания из-за своей способности причинить беспокойство, они становятся основой предполагаемого действия данной защиты. Глобально - не помнит все травмирующее событие; "военные психозы" - не помнит зверств и насилия, но воспоминания могут проявляться вспышками. (это недеффиренцированное вытеснение?) Позднее в аналитической теории термин “репрессия” применялся больше по отношению к идеям, продуцируемым внутри, чем по отношению к травме. Репрессия рассматривалась как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное. Современные аналитики считают, что человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности собственного “Я”, прежде чем станет способен сдерживать беспокоящие его импульсы репрессиией. Патология - если вытеснение не справляется со своей задачей. Элемент репрессии присутствует в действии большинства защит высшего порядка. Регрессия Регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как его ребенок соскальзывает к прежним привычкам (присущими более ранним стадиям развития), когда он устал или голоден. Социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем; в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек, находясь в состоянии сильной усталости, начинает хныкать. Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности. Строго говоря, регрессией не является ни просьба о поддержке и утешении человеком, который обеспокоен достижением столь необходимого ему внутреннего комфорта, ни намеренное выискивание способов разрядки драйва на начальных уровнях. Для классификации данного процесса как защитного механизма он должен быть бессознательным. Изоляция Одним из способов преодоления страха и других болезненных психических состояний является изоляция чувства от понимания. Более технически: аффективный аспект переживания или идеи может быть отделен от своей когнитивной составляющей. (хирург, воин) “Психический ступор” является примером действия изоляции аффекта на социальном уровне. (отстраненное описание зверств, катастроф) Изоляция может стать центральной защитой и при отсутствии травмы — в результате взаимного наложения определенного стиля воспитания и индивидуального темперамента ребенка. Изоляция считается психоаналитическими теоретиками самой примитивной из “интеллектуальных защит”, а также базовым образованием в механизме действия таких психологических операций, как интеллектуализация, рационализация и морализация. Интеллектуализация Интеллектуализацией называется вариант более высокого уровня изоляции аффекта от интеллекта. Человек, использующий изоляцию, обычно говорит, что не испытывает чувств, в то время как человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу чувств, но таким образом, что у слушателя остается впечатление отсутствия эмоции. (рассказ о чувствах как о сводке погоды) Интеллектуализация сдерживает обычное переполнение эмоциями таким же образом, как изоляция сдерживает травматическую сверхстимуляцию. Когда человек может действовать рационально в ситуации, насыщенной эмоциональным значением, это свидетельствует о значительной силе Эго, и в данном случае защита действует эффективно. Многие люди чувствуют себя более зрело, когда интеллектуализируют в стрессовой ситуации, а не дают импульсивный ответ. Однако, если человек оказывается неспособным оставить защитную когнитивную неэмоциональную позицию, то другие склонны интуитивно считать его эмоционально неискренним. Рационализация Бенжамин Франклин заметил: “Так удобно быть разумным созданием: ведь это дает возможность найти или придумать причину для всего, что ты собираешься сделать” Рационализация может проявиться в любой из двух игр. Иногда нам не удается получить то, чего мы хотим, и тогда мы делаем вывод: не так уж и хотелось (“зеленый виноград”). Или же происходит что-нибудь плохое. Тогда мы решаем: это не так уж и плохо (“сладкий лимон”) (напр, полезный опыт). Чем человек умнее и способнее к творчеству, тем лучшим рационализатором он является. Защита работает доброкачественно, если она позволяет человеку наилучшим образом выйти из трудной ситуации с минимумом разочарований. Однако как защита она имеет слабую сторону: фактически все может быть — и бывает — рационализировано. Люди редко делают что-либо только потому, что это хорошо для них. Они пред-почитают обставить свои решения разумными доводами. Морализация Морализация является близкой родственницей рационализации. Когда некто рационализирует, он бессознательно ищет приемлемые, с разумной точки зрения, оправдания для выбранного решения. Когда же он морализирует, это означает, что он ищет пути для того, чтобы чувствовать: он обязан следовать в данном направлении. Рационализация перекладывает то, что человек хочет, на язык разума, морализация направляет эти желания в область оправданий или моральных обязательств. Там, где рационализатор говорит “спасибо за науку” (что приводит к некоторому замешательству), морализатор будет настаивать на том, что это “формирует характер”. Иногда морализацию можно рассматривать как более высокоразвитую версию расщепления. Склонность к морализации будет поздней стадией примитивной тенденции глобального деления на плохое и хорошее. В то время как расщепление у ребенка естественным образом возникает прежде способности его интегрированного собственного “Я” выносить амбивалентность, решение в форме морализации через обращение к принципам смешивает чувства, которые развивающееся собственное “Я” способно выносить. В морализации можно усмотреть действие супер-Эго, обычно ригидного и наказующего. Морализация является очень важной зашитой в организации характера, которую аналитики называют моральным мазохизмом. Некоторые обсессивные и компульсивные люди также привязаны к этой защите. Аннулирование (undoing) Так же как морализация считается более зрелой версией расщепления, аннулирование может рассматриваться в качестве естественного преемника всемогущественного контроля. Человека, использующего защитное аннулирование, можно побудить, взывая к его наблюдающему Эго, увидеть смысл того, что выражено в суеверном поведении. Аннулирование — термин, обозначающий бессознательную попытку уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект. Ярким примером аннулирования может служить возвращение супруга домой с подарком, который предназначен для компенсации вспышки гнева накануне вечером. Если мотив осознается, мы технически не можем называть это аннулированием. Но если аннулирующий не осознает чувства стыда или вины, и, следовательно, не может осознавать собственного желания искупить их, мы можем применять это понятие. Фантазии всемогущества отражаются в скрытом убеждении, проявляющемся в поведении, что враждебные мысли опасны, так как мысль равнозначна поступку. Люди, которые испытывают сильные угрызения совести за предыдущие грехи, ошибки и провалы — реальные, преувеличенные или совершенные только в мыслях — могут планировать свою жизнь, используя аннулирование. Когда аннулирование является центральной защитой в репертуаре человека, а действия, обладающие бессознательным смыслом искупления прошлых преступлений, представляют собой главное средство поддержания самоуважения индивида, мы расцениваем этого человека как компульсивную личность. Поворот против себя Это перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя. Если некто критически настроен по отношению к авторитетному человеку, чье расположение кажется ему основой безопасности, и если он думает, что этот человек не сможет вынести критики, он будет чувствовать себя безопаснее, направив критические мысли и идеи вовнутрь. Детей, от которых не зависит выбор того, где им жить, и которые могут заплатить высокую цену за обиды, нанесенные заботливому и душевному воспитателю, защита в форме поворота против себя может отвлечь от намного более печального факта, что их благополучие зависит от независимого взрослого. Однако самокритику чувствовать неприятно, и тем более эмоционально предпочтительнее знать о реальной угрозе своему выживанию в условиях, когда человек не имеет власти изменить порядок вещей. У большинства из нас существует тенденция обращать против себя негативные аффекты, отношения и восприятия благодаря иллюзии, что этот процесс дает нам больше контроля над неприятными ситуациями. Поворот против себя является популярной защитой среди более здоровых людей, которые устойчивы перед искушением отрицать или проецировать неприятные качества, а также у тех, у кого подобные тенденции вызывают тревогу. Они предпочитают заблуждаться, считая, что трудности — это скорее их вина, чем чья-то еще. Автоматическое и компульсивное использование данной защиты является общим для депрессивных личностей. Оно наблюдается также в некоторых случаях мазохистического характера. Смещение Термин “смещение” относится к перенаправлению драйва, эмоции, озабоченности чем-либо или поведения с первоначального или естественного объекта на другой, потому что его изначальная направленность по какой-то причине тревожно скрывается. Классический сюжет о том, как мужчина, которого обругал начальник, пришел домой и наорал на жену, отшлепавшую детей, которые в свою очередь побили собаку, является учебным пособием по смещению. Некоторые печальные культурные тенденции — как расизм, сексизм, гетеросексизм, громкое обличение проблем общества группами, лишенными гражданских прав и имеющими слишком мало власти, чтобы отстоять свои права, содержат в себе значительный элемент смещения. Все это отражает тенденцию находить козла отпущения. Положительные виды смещения включают в себя перевод агрессивной энергии в созидательную активность, а также переадресовку эротических импульсов с нереальных или запрещенных сексуальных объектов на доступного партнера. 11. Реактивное образование Традиционное определение реактивного формирования подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный или наоборот. Например, трансформация ненависти в любовь, привязанности в презрение, враждебности в дружелюбие содержит в себе много общих трансакций. Возможно, самый ранний возраст, когда у ребенка можно наблюдать этот процесс — 3-4 года. Если в семье появляется новорожденный и происходит оттеснение старшего ребенка, ему нужно иметь достаточную силу Эго, чтобы сдержать чувства ревности и гнева и обратить их в сознательное чувство любви к новорожденному. Типичным для реактивного образования является то обстоятельство, что какой-то неуправляемый аффект “прорывается” сквозь защиту, так что сторонний наблюдатель может почувствовать: в сознательном эмоциональном представлении что-то переиграно или фальшиво. Функция реактивного образования состоит в устранении амбивалентности. Основной психоаналитической предпосылкой является то обстоятельство, что ни одна позиция не является полностью изолированной. Мы можем ненавидеть человека, которого любим, обижаем того, к которому испытываем благодарность и признательность. Реактивное образование является излюбленной защитой в тех случаях психопатологии, когда враждебные чувства и агрессивные импульсы являются главным содержанием, и на опыте проверено, насколько опасно не уметь держать их в руках. Реверсия Проигрывание сценария, переключающего отношение человека с субъекта на объект или наоборот. Например, если некто чувствует, что желание испытывать заботу со стороны других является постыдным или содержит угрозу, он может жертвенно удовлетворить свою потребность в зависимости, проявляя заботу о другом и бессознательно идентифицируясь с этим человеком, получающим удовлетворение от заботы о себе. Как только ребенок достигает возраста, когда он начинает играть с куклами или “ролевыми персонажами”, о нем можно сказать: он использует реверсию. Достоинством реверсии является то обстоятельство, что человек перемещает сильные аспекты трансакций таким образом, чтобы играть скорее в инициирующую роль, чем отвечающую. Сторонники теории контроля-овладения называют это явление “трансформацией пассивного в активное”. Если развивается положительный сценарий, защита работает конструктивно. Если же имеет место отрицательный сценарий — деструктивно. Например, в общинах при унизительных и других обрядах посвящения, связанных с насилием, опыт преследуемой во время посвящения жертвы трансформируется, и ситуация начинает ощущаться как положительная благодаря переключению с пассивной роли на активную, с жертвы — на преследователя. Идентификация Только некоторые виды идентификации могут считаться компонентами защит. Но психоаналитически думающие терапевты продолжают считать, что многие виды идентификации вызываются необходимостью избегать тревогу, горе, стыд, другие болезненные аффекты, или для того, чтобы поддерживать себя, ощущая угрозу чувству самоуважения и целостности. Аналитики используют слово “идентификация”, чтобы подчеркнуть зрелый уровень осознанной (даже если и частично бессознательной) попытки стать похожим на другого человека. Эта способность развивается естественным образом, начиная с ранних инфантильных форм, содержащих желание проглотить другого человека целиком, до более тонких, дискриминативных и субъективно произвольных процессов выборочного принятия качеств другого человека. Считается, что потенциал идентификации расширяется и модифицируется в течение всей жизни и является основой психологического роста и изменений. Фактически, высокая ценность, которую аналитики придают эмоциональной близости, определяется именно тем, что близкие отношения создают благоприятную возможность для взаимного обогащения идентификациями. Так как идентификация представляется средством на все случаи жизни, она более часто используется как защита в случаях эмоционального стресса (когда подвергаются проверке на прочность имеющиеся субъективные представления о том, кто ты есть). Очевидно, смерть и потеря подталкивают к идентификации с утраченным объектом любви, а затем — с теми, кто займет место утраченного в эмоциональном мире человека. По-видимому, некоторые люди идентифицируются более легко и гибко, чем другие. Очевидно, к группе риска относятся те, кто хотя бы в малейшей степени страдает от нарушения базовой идентичности. Возможно, способность человека идентифицироваться с новыми объектами любви является главным способом, благодаря которому люди освобождаются от эмоционального страдания, и одним из основных способов, который использует психотерапия в целях достижения изменений. 14. Отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, acting out) Термин “отреагирование вовне” используют в основном для описания поведения, обусловленного бессознательной потребностью справиться с тревогой, ассоциированной с внутренне запрещенными чувствами и желаниями, а также с навязчивыми страхами, фантазиями и воспоминаниями. Проигрывая пугающий сценарий, пациент, бессознательно испытывающий страх, оборачивает пассивное в активное, превращает чувство беспомощности и уязвимости в действенный опыт и силу, независимо от того, насколько болезненна драма, которую он разыгрывает. Все эти тенденции, когда они относятся к действиям, понимаемым как защитные, дают основание предполагать лежащий в их основе страх или другие непризнанные негативные чувства. В той мере, в какой определенная категория людей полагается на отреагирование при решении своих психологических дилемм, эта группа подпадает под категорию импульсивных личностей. Сублимация Сублимация является “хорошей” защитой, благодаря которой можно находить креативные, здоровые, социально приемлемые или конструктивные решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами, т.е. некоторые драйвы или конфликты приобретают особое значение и могут быть направлены на полезную созидательную деятельность. Данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам: во-первых, она благоприятствует конструктивному поведению, полезному для группы, во-вторых, она разряжает импульс вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое или на противодействие ему противоположно направленной силой. Позволяет человеческому организму поддерживать необходимый гомеостаз.
12. Специфика психотерапевтической работы с клиентами пограничного уровня Внутри категории пограничного существует широкий диапазон тяжести состояния, простирающийся от невроза, с одной стороны, до психоза, с другой.Чем ближе психология пациента к невротической, тем более положительно он будет реагировать на более “неприкрытое” лечение, в то время как клиенты, находящиеся на грани психоза, лучше реагируют на более поддерживающую терапию. Люди не одномерны: каждая невротическая личность обладает некоторыми тенденциями пограничной, и наоборот. Но в целом для людей с организацией личности пограничного уровня следует выбирать экспрессивную психотерапию
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.11 (0.015 с.) |