Психопатология как раздел клинической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психопатология как раздел клинической психологии



Ю.Н. Шувалов

Психопатология

 

Учебное пособие

 

 

Тула, 2010

 

 

Рецензенты:

 

кафедра психологии образования

ТГПУ им. Л.Н. Толстого;

кандидат психологических наук, доцент Ежов И.В.

 

Шувалов Ю.Н.

 

Психопатология: учебное пособие – Тула: издательство Тульского государственного университета 2010. – 169с.

 

 

Пособие предназначено для студентов факультета психологии по специальности 050716.65 «Специальная психология» с доп. специальностью 050715.65 «Логопедия», которые проходят дисциплину «Психопатология» В пособии содержится теоретический материал определенный государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 14.04.2005г., который поможет студентам в будущей профессиональной деятельности.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Психопатология как раздел клинической психологии………5

Раздел 1. История и основные понятия

психопатологиии………………………………………...9

Глава 1. История психопатологии…………………………………………...9

Глава 2. Основные понятия психопатологии……………………………..16

2.1. Понятие нормы и здоровья в психопатологии…………………16

2.2. Понятие психического расстройства…………………………….24

2.3. Понятия онтогенез, дизонтогенез и его формы…………………27

2.4. Понятия «симптом», «синдром» и виды симптомов…………..30

Раздел 2. Психопатология психических процессов…34

Глава 3. Сенсорные расстройства…………………………………………..34

3.1. Ощущения и восприятия как психические процессы…………34

3.2. Количественные и качественные нарушения

чувствительности…………………………………………………..36

3.3. Характеристика расстройства восприятия…………………….38

Глава 4. Расстройства памяти………………………………………………49

4.1. Память как психический процесс……………………………….49

4.2. Причины расстройства памяти………………………………….51

4.3. Характеристика расстройств памяти………………………….. 53

Глава 5. Расстройства внимания…………………………………………...60

5.1. Внимание как психический процесс…………………………….60

5.2. Характеристика расстройств внимания………………………..62

Глава 6. Расстройства мышления………………………………………….65

6.1. Мышление как психический процесс…………………………..65

6.2. Аутическое мышление……………………………………………67

6.3. Характеристика нарушений мышления……………………….69

Глава 7. Расстройства эмоциональной сферы………………………….79

7.1. Понятие эмоциональной сферы…………………………………79

7.2. Эмоциональный стресс…………………………………………...81

7.3. Негативные эмоциональные состояния и реактивные

расстройства……………………………………………………….85

7.4. Устойчивость к эмоциональным ситуациям и

механизмы психологической защиты………………………….89

7.5. Характеристика расстройств эмоциональной сферы………..96

7.5.1. Симптомы и синдромы гипертимии……………………….103

7.5.2. Симптомы и синдромы гипертимии……………………….105

7.5.3. Симптомы и синдромы циклотимии и паратимии……....106

7.5.4. Нарушение динамики эмоций………………………………106

7.5.5. Нарушения эмоций по интенсивности и экстенсивности..106

 

7.5.6. Эмоциональные расстройства, специфические

для детского возраста………………………………………111

Глава 8. Расстройства волевой сферы………………………………….114

8.1. Понятие волевой сферы………………………………………..114

8.2. Классификация расстройств эмоционально-волевой

сферы……………………………………………………………..115

8.3. Характеристика расстройств волевой сферы………………117

8.4. Парабулия и ее клинические формы………………………...119

Раздел 3. Нервные и психические заболевания……...126

Глава 9. Шизофрения……………………………………………………..126

9.1. Общее понятие шизофрении…………………………………..126

9.2. Расстройства психики при шизофрении…………………….126

Глава 10. Эпилепсии……………………………………………………..134

10.1. Общее понятии эпилепсии…………………………………...134

10.2. Нарушения психики при эпилепсии………………………..135

Глава 11. Психопатии…………………………………………………….141

11.1. Общее понятие психопатии………………………………….141

11.2. Психические расстройства при психопатиях……………..143

11.3. Классификация и характеристика психопатий…………..145

Глава 12. Неврозы………………………………………………………...156

12.1. Понятие невроз………………………………………………..156

12.2. Формы неврозов………………………………………………157

Глава 13. Травмы и заболевания центральной нервной системы…165

13.1. Черепно-мозговая травма……………………………………165

13.2. Вирусные инфекции………………………………………….166

13.3. Интоксикации…………………………………………………168

 

Введение

Глава 2. Основные понятия психопатологгии

Без отклонений от нормы.

1. Идеальная или абсолютная норма (полное здоровье). Это нулевая вероятность болезни, которая практически означает невозможность установить предрасположенность к какому-либо заболеванию вообще, что, в частности, может быть связано и с отсутствием
достаточно чувствительных диагностических средств. Идеальная норма предполагает и «чи­стый анамнез», то есть отсутствие тех или иных ограничивающих моментов в прошлом, способных явно или неявно отразиться на душевном состоянии индивида в настоящее время.

2. Диссимуляция отражает реально встречающиеся факты отказа обследуемого от сотрудничества (например, психодиагностическая методика заполняется формальным об­разом). Диссимулятивное поведение может быть направлено и на то, чтобы скрыть явную
патологию.

Типологическая норма.

1. Конституциональная норма устанавливается отнесением индивида к тому или иному конституциональному типу. Отличается от предыдущей группы тем, что означает пред­расположенность к тому или иному достаточно широкому кругу заболеваний, поскольку
всякая конституция — это всегда некоторая уязвимость в отношении одних и устойчивость в отношении других заболеваний. Конституция как почва для развития тех или иных за­болеваний, разумеется, не предполагает фатальной неизбежности их в будущем. Осново­
положниками конституционального подхода являются немецкий психиатр и психолог Эрнст Кречмер и америанский врач и психолог Уильям Шелдон (1898-1977).

2. Акцентуации характера или личности (понятие акцентуаций введено немецким неврологом, психиатром и психологом Карлом Леонгардом (1904-1988). Отличаются особой выраженностью тех или иных психологических черт, что и предопределяет
специфику уязвимости психики и увеличивает по сравнению с конституциональной нормой вероятность того или иного круга заболеваний. Пока акцентуант остается адаптированным,
нет оснований говорить об отклонениях от нормы, которые бы требовали специализированного психопрофилактического вмешательства. Сам К. Леонгард рассматривал наличие
акцентуации как вариант нормы, а никакой вариант нормы не может быть ущербным.

К области акцентуаций следует отнести всевозможные аномалии личности, а также одностороннюю одаренность, если они не сопровождаются снижением адаптации. При не­обходимости они могут стать предметом забот воспитателей или педагогов, но по сути своей — это не медицинская проблема.

Психическая дизадаптация.

1. Непатологическая психическая дизадаптация. Такие состояния, которые могут проявляться как захватывая лишь отдельные формы жизнедеятельности, так и тотально. Обычно эти расстройства проходят сами по себе. Их психологическая картина включает
типичное превалирование проблемы над симптоматикой. Помощь клинического психолога желательна, но вмешательства специального медицинского персонала необязательны. При застревании и неоказании бытовой помощи возможно скатывание в болезнь.

2. Предболезненное психическое расстройство. Здесь симптоматика доминирует над «проблемностью». Симптоматика отличается более тяжелыми формами, но носит мозаич­ный характер с плохо очерченными рамками (невротизация, поведенческие расстройства).
Но человек раньше не обращался за помощью и продолжает трудиться, а также не нужда­ется в больничном листе и не готов к социальной роли больного. Он способен усилием воли подавить имеющиеся у него расстройства. Помощь врача-психиатра делается желательной,
но при согласии самого пациента.

3. Вероятно болезненное состояние. Есть основание предполагать наличие конкрет­ного психического заболевания, но ставить заочный клинический диагноз (без непосред­ственного контакта с человеком, например, по анкетному опросу) некорректно. Сам человек
активно предъявляет жалобы и считает, что он болен, согласен лечиться. В анамнезе часто обращения к врачам иного профиля, у которых был признан здоровым либо переадресован
к другим специалистам. В отличие от всех остальных степеней, пациента можно считать «практически больным».

Верифицированная (подтвержденная) болезнь (патология).

 

Контрольные вопросы

1. Какие теоретические подходы существуют по отношению к понятию нормы в психо­логии?

2. Каковы преимущества и недостатки статистического подхода к норме?

3. Каковы особенности интерпретации нормы в отношении психической деятельности ребенка?

4. Каковы критерии ВОЗ в отношении понятия психического здоровья?

5. Каковы переходные ступени здоровья к подтвержденному психическому расстройству?

 

Глава 5. РАССТРОЙСТВА внимания

Ю.Н. Шувалов

Психопатология

 

Учебное пособие

 

 

Тула, 2010

 

 

Рецензенты:

 

кафедра психологии образования

ТГПУ им. Л.Н. Толстого;

кандидат психологических наук, доцент Ежов И.В.

 

Шувалов Ю.Н.

 

Психопатология: учебное пособие – Тула: издательство Тульского государственного университета 2010. – 169с.

 

 

Пособие предназначено для студентов факультета психологии по специальности 050716.65 «Специальная психология» с доп. специальностью 050715.65 «Логопедия», которые проходят дисциплину «Психопатология» В пособии содержится теоретический материал определенный государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования от 14.04.2005г., который поможет студентам в будущей профессиональной деятельности.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Психопатология как раздел клинической психологии………5

Раздел 1. История и основные понятия

психопатологиии………………………………………...9

Глава 1. История психопатологии…………………………………………...9

Глава 2. Основные понятия психопатологии……………………………..16

2.1. Понятие нормы и здоровья в психопатологии…………………16

2.2. Понятие психического расстройства…………………………….24

2.3. Понятия онтогенез, дизонтогенез и его формы…………………27

2.4. Понятия «симптом», «синдром» и виды симптомов…………..30

Раздел 2. Психопатология психических процессов…34

Глава 3. Сенсорные расстройства…………………………………………..34

3.1. Ощущения и восприятия как психические процессы…………34

3.2. Количественные и качественные нарушения

чувствительности…………………………………………………..36

3.3. Характеристика расстройства восприятия…………………….38

Глава 4. Расстройства памяти………………………………………………49

4.1. Память как психический процесс……………………………….49

4.2. Причины расстройства памяти………………………………….51

4.3. Характеристика расстройств памяти………………………….. 53

Глава 5. Расстройства внимания…………………………………………...60

5.1. Внимание как психический процесс…………………………….60

5.2. Характеристика расстройств внимания………………………..62

Глава 6. Расстройства мышления………………………………………….65

6.1. Мышление как психический процесс…………………………..65

6.2. Аутическое мышление……………………………………………67

6.3. Характеристика нарушений мышления……………………….69

Глава 7. Расстройства эмоциональной сферы………………………….79

7.1. Понятие эмоциональной сферы…………………………………79

7.2. Эмоциональный стресс…………………………………………...81

7.3. Негативные эмоциональные состояния и реактивные

расстройства……………………………………………………….85

7.4. Устойчивость к эмоциональным ситуациям и

механизмы психологической защиты………………………….89

7.5. Характеристика расстройств эмоциональной сферы………..96

7.5.1. Симптомы и синдромы гипертимии……………………….103

7.5.2. Симптомы и синдромы гипертимии……………………….105

7.5.3. Симптомы и синдромы циклотимии и паратимии……....106

7.5.4. Нарушение динамики эмоций………………………………106

7.5.5. Нарушения эмоций по интенсивности и экстенсивности..106

 

7.5.6. Эмоциональные расстройства, специфические

для детского возраста………………………………………111

Глава 8. Расстройства волевой сферы………………………………….114

8.1. Понятие волевой сферы………………………………………..114

8.2. Классификация расстройств эмоционально-волевой

сферы……………………………………………………………..115

8.3. Характеристика расстройств волевой сферы………………117

8.4. Парабулия и ее клинические формы………………………...119

Раздел 3. Нервные и психические заболевания……...126

Глава 9. Шизофрения……………………………………………………..126

9.1. Общее понятие шизофрении…………………………………..126

9.2. Расстройства психики при шизофрении…………………….126

Глава 10. Эпилепсии……………………………………………………..134

10.1. Общее понятии эпилепсии…………………………………...134

10.2. Нарушения психики при эпилепсии………………………..135

Глава 11. Психопатии…………………………………………………….141

11.1. Общее понятие психопатии………………………………….141

11.2. Психические расстройства при психопатиях……………..143

11.3. Классификация и характеристика психопатий…………..145

Глава 12. Неврозы………………………………………………………...156

12.1. Понятие невроз………………………………………………..156

12.2. Формы неврозов………………………………………………157

Глава 13. Травмы и заболевания центральной нервной системы…165

13.1. Черепно-мозговая травма……………………………………165

13.2. Вирусные инфекции………………………………………….166

13.3. Интоксикации…………………………………………………168

 

Введение

Психопатология как раздел клинической психологии

Современная психопатология представляет собой раздел клинической (медицинской) психологии.

Объектом ее исследования являются различные нарушения психической деятельности и свойств личности при психических или соматических заболеваниях, а предметом — за­кономерности этих нарушений или закономерности распада психики в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, «закономерности искажения отражательной деятельности мозга». Иногда в качестве предмета исследования психопатологии выступает то, что в развитии болезни предшествует психопатологическим образованиям.

Последнее определение видится несколько ограниченным, поскольку в реальной практике психопатололгу приходится иметь дело и с начальными эта­пами заболевания, и с уже достаточно оформившимися видами психических расстройств, благодаря которым субъект и попадает в поле зрения специалистов. С другой стороны, весьма часто цитируемое и в том числе приведенное выше «классическое» определение предмета патопсихологии через изучение «закономерностей распада», как представляется Александру Павловичу Бизюку, к сегодняшнему дню также становится узким, хотя бы в силу того, что не все феномены измененной психической деятельности могут быть адекватно описаны именно как продукт или следствие распада, либо как сам его процесс. Прежде всего это имеет отношение к детской психопатологии с ее чрезвычайно широко встречающимся явлением задержанного развития и иными смежными формами дизонтогенеза, включая и психопатическое развитие.

Пси­хопатология, рассматривается как теоретический раздел психиатрии, изучающий признаки психических заболеваний, их динамику в ходе течения болезни, сим­птоматические и синдромологические предпосылки постановки психиатрического диагноза и пользующийся для решения своих информационных задач медицинской семиотикой.

Направленность психопатологии в конечном счете определяется потребностями клиники — решением диагностических задач. При этом сам диагноз в его классическом понимании остается исключительной прерогативой врача-специалиста.

Мысли, сближающие психо- и патопсихологию, можно найти и у известного немецкого психиатра Карла Ясперса (1883-1969).

Он писал: «Предметом исследования психопатологии служат действительные, осознанные события психической жизни. Хотя основная задача состоит в изучении патологических явлений, не­обходимо также знать, что и как человек переживает вообще; иначе говоря, нужно охватить психическую реальность во всем ее много­образии. Психология и психопатология также принадлежат друг другу и способствуют раз­витию друг друга. Между ними нет четкой границы, и многие общие проблемы исследуются психологами и психопатологами на равных правах» (Ясперс, 1997, с. 26).

Подводивший итоги дискуссии 1973-1977 гг. о соотношении предметов психопатоло­гии и патопсихологии Ю.Ф. Поляков (1977) подтвердил, что психопатология традиционно изучает эпифеномены болезни, а сущность должна выясняться благодаря привлечению нейрофизиологии и экспериментальной патопсихологии.

Рассуждая о соотношении психиатрического и психологического видения душевной болезни, Б.С. Братусь (1994) пишет, что клиническое видение (психиатра) должно опи­раться на тонкие приемы наблюдения, на формирующуюся в опыте постоянного общения с больными профессиональную интуицию, на выработанные и зафиксированные в психиатрических трудах представления о смене состояний, симптомах и синдромах болезни.

Основной единицей анализа выступает здесь целостный, представляемый в различных ню­ансах поведения образ больного и отнесение его к той или иной нозологической категории. Психолог же мыслит в категориях потребности, мотива, деятельности, отношения, смысла. Основным инструментом его диагностики является не клиническое наблюдение, а экспе­римент, то или иное тестовое испытание. Иначе говоря, психолог чаще судит о человеке не непосредственно, наблюдая его поведение, привычки и странности, а опосредствованно, орудийно, через данные экспериментов, опросников и тестов.

Таким образом, различия между психопатологией и патопсихологией лежат и в сфере используемых ими методов.

В то время как клинические (психопатологические) исследо­вания обнаруживают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических про­цессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Для психопатологии и психиа­трии типичен клинико-описательный метод (обычно анамнестический, изощренного клини­ческого наблюдения, беседы или те способы описания измененных психических процессов и личности, которые квалифицируются как качественные или идеографические), тогда как для патопсихологии ведущими оказываются психологические методы исследования и, в частности, экспериментально-психологические, обеспечивающие возможность измерять, количественно сравнивать и сопоставлять, то есть использовать тот инструмент, который превращает диагностическое искусство в науку.

Будучи интенсивно развивающейся ветвью клинической психологии, психопатология распространяет свои интересы в основном на контингент психиатрических клиник.

Спектр прикладных задач, которые решает психопатология, сводится к следующим.:

1. Обеспечение дифференцирующих данных для уточнения в сложных случаях нозоло­гического диагноза.

2. Оценка структуры и степени нервно-психических расстройств, что играет самостоятель­ную роль в квалификации состояния больного и при установлении функционального диагноза.

3. Диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения в детских и подростковых учреждениях при решении задач оценки степени и структуры различных форм дизонтогенеза.

4. Исследования личности, социальной среды и социальных позиций больного в целях получения данных для функционального диагноза.

5. Оценка динамики нервно-психических нарушений и контроль эффективности психо- и фармакотерапии.

6. Использование экспериментально-психологических данных для принятия решения в многочисленных формах экспертиз (трудовой, воинской, судебной и т. п.).

7. Информационная поддержка психокоррекционной работы с больным, а также органи­зация психотерапевтической среды в медицинских учреждениях.

Помимо перечисленных задач, психопатология обнаруживает свою полезность в охра­не психического здоровья населения, в оценке интенсивности и характера влияния неблагоприятных экзогенных, экологических и в том числе производственных факторов на
состояние отдельных психических процессов и личности в целом.

Б. В. Зейгарник использовала термин «патопсихология» в значении, которое ему придавал немецкий психиатр Гуго Мюнстерберг [1912] (1863-1916), предложивший рассматривать психические нарушения как ускорения или торможения нормальной психической деятельности без наличия дефекта. По мнению Г. Мюнстерберга, патопсихология может исследовать нарушения психики теми же методами и постулировать те же закономерности, что и в общей психологии. Поэтому в трактовке Б. В. Зейгарник патопсихология представлена как раздел (общей) психологии, который занимается исследованием закономерностей распада психической деятельности и свойств личности, прежде всего для решения общетеоретических вопросов психологи­ческой науки.

По мнению Л. М. Балабановой [1998], важной задачей психопатологии является охрана психического здоровья в связи с изменением окружающей среды, урбанизацией, затрудне­нием общения людей, возникновением новых профессий, требующих большого психиче­ского напряжения. Она включает нахождение мер коррекции по восстановлению трудового и социального статуса, профилактику развития аномальных потребностей (алкоголь).

Психопатологическое исследование имеет большое значение и при решении задач рас­познания и профилактики разных профессиональных заболеваний.

Детская психиатрия и ее основные задачи. Особой, отличающейся своим кругом задач и относительно молодой ветвью общей психопатологии является детская психиатрия. Ее предмет — изучение любых возможных на­рушений психического развития детей (Белопольская, 2000; Максимова, Милютина, 2000), в том числе диагностика психического развития детей с отклонениями.

По мнению Н.В. Зверевой, О.Ю. Казьминой и Е.Г. Каримулиной (2008), в более кон­кретных формулировках детская психопатология изучает следующее:

· основные закономерности нарушенного психического развития детей;

· особенности возрастно-специфических видов отклонений развития;

· психологические характеристики отдельных форм психических расстройств в детском возрасте;

· методы работы в области применения психопатологической диагностики и коррекции в детском и подростковом возрасте.

К числу задач детской психопатологии относятся: исследования проблемы психиче­ской нормы у детей, находящихся на разных ступенях возрастного развития, установление уровня развития ребенка, определение его соответствия или несоответствия возрастным критериям под влиянием социальной ситуации развития (школьная успеваемость и труд­ности в поведении), выявление патологических особенностей развития и раннее выявление симптомов искаженного, дисгармонического развития, дебюта психических заболеваний. Детский психопатолог учитывает данные экспериментальных исследований при проведе­нии коррекционных мероприятий, а также принимает участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий.

Специфика детской психопатологии, в отличие от взрослой, состоит в том, что здесь нарушения психической деятельности рассматриваются в динамике, соответствующей развитию ребенка в процессе онтогенеза. Это значительно осложняет изучение предме­та исследования, поскольку возникает необходимость учитывать сразу две переменные: динамику нарушений психической деятельности и динамику формирования психической деятельности ребенка, детерминируемую созреванием мозговых структур.

Контрольные вопросы

1. Что является объектом и предметом психопатологии?

2. В чем различия между психопатологией и патопсихологией?

3. Раскройте позицию К. Ясперса по вопросу психопатологии.

4. Какие задачи решает психопатология?

5. Что является предметом детской психопатологии?

 

Раздел 1. История и основные понятия психопатологиии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.07 с.)