Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие онтогенез, дизонтогенез и его формы

Поиск

 

Особое место среди нежелательных психических феноменов занимают те их формы, которые возникают на почве различных отклонений онтогенеза.

Онтогенез — в основном постепенное индивидуальное развитие организма и психики от менее совершенного к более совершенному структурному устройству и функциониро­ванию. Онтогенез в широком понимании должен быть отнесен ко всему периоду жизни человека от рождения до смерти, а это значит, что он должен включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения, на определенном этапе жизни сочетающиеся между собой. Каждая ступень онтогенеза представляет собой качественные и количественные преобразования функционирования, в том числе и психики, которые предусматривают не только выработку новых форм интеграции отдельных ее ветвей, но и надстраивание над частично сохраняющимися более ранними вариантами.

Онтогенез как процесс находится под влиянием двух основных факторов: исходно биологически заданной генетической программы, в основном выражающейся видовыми и конституциональными особенностями индивида, и столь же мощными прижизненными влияниями как природной, так и социальной среды.

Анализ онтогенеза применительно к дет­скому возрасту, когда динамика изменений наиболее интенсивна, должен учитывать факт «закономерной неравномерности» в развитии психических процессов и соответствующих им систем головного мозга, обозначаемый в литературе как гетерохронность развития. Кроме того, наличие относительно кратковременных критических (сенситивных) периодов возрастного становления. В критические периоды, с одной стороны, происходит накопление дисгармоничных изменений, требующих революционных перестроек в сторону качественно нового уровня функционирования, а с другой — исключительно высокой чувствительности к усвоению новых стратегий психической деятельности, и высокой податливости в отношении патогенных факто­ров. Гетерохрония в этом отно­шении выступает как один из механизмов, обусловливающих формирование критических периодов. Разработка основных понятий и представлений, связанных с онтогенезом и его расстройствами, принадлежит Л.С. Выготскому.

Сам Л.С. Выготский обращает внимание на следующие возрастные кризы — кризис новорожденности, кризис 1-го года, кризис 3 лет, кризис 7, 13 и 17 лет.

Если понятия «расстройство» и «болезнь» в строгом значении уместны в отношении тех случаев, когда повреждается и перестает нормально осуществляться функция, то отклонения в онтогенезе, нарушения индивидуального развития (дизонтогенез) в полной мере под этот критерий не подпадают. В последнем случае имеет место не разрушение «построенного», а исходно неверное «строительство».

Психический дизонтогенез выдяляется как компонент общего дизонтогенеза, связанный с реализацией таких механизмов, как:

· ретардация (незавершенность, запаздывание отдельных периодов развития, перехода от простых, преимущественно природно-психических свойств к более сложным — социально-психическим, что сочетается с отсутствием инволюции более ранних форм),

· акселерация (избыточно раннее, ускоренное, не соответствующее возрасту развитие функции)

· асинхрония (диспропорциональное, ис­каженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании темпа и сроков развития других функций и свойств).

Ретардацию и акселерацию обычно рассматривают как частные случаи асинхронии, хотя последняя может приобретать и качественно новые черты, выражающиеся в особом способе органи­зации психических процессов и соответствующих им клинических проявлений.

Для характеристики общих форм дизонтогенеза чаще всего пользуются их эмпириче­ской по характеру классификацией, предложенной Виктором Васильевичем Лебединским (1927-2008). В соответствии с этой классификацией выделяются:

1. общее стойкое недоразвитие на почве генетических пороков развития и ранних диф­фузных повреждений мозга (умственная отсталость);

2. задержанное развитие, причиной которого могут являться разнообразные факторы как органического, так и социально-психологического происхождения (хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, инфекции, интокси­кации, травмы мозга внутриутробного, катального и раннего постнатального периода и т.п.); психика такого ребенка характеризуется мозаичностью, парциальностью по­ражения, сохранностью многих высших регуляторных систем, что и позволяет, при соответствующих условиях воспитания и обучения, рассчитывать на благоприятный прогноз (задержка психического развития);

3. поврежденное развитие — основное отличие данной категории детей от предыдущих групп связано с более поздним (после 2-3 лет) патологическим воздействием на мозг, когда большая часть мозговых систем в значительной степени уже сформирована и их
недостаточность проявляется в признаках повреждения; в подобных случаях в первую очередь фиксируются разрушения уже сложившихся функций и недоразвитие онто­генетически более молодых новообразований, имеющих отношение к работе поздно
созревающей лобной коры (деменция);

4. дефицитарное развитие возникает на основе дефектов зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата, а также хронических инвалидизирующих соматических заболева­ний, порождающих депривацию и вторично приводящих к недоразвитию более поздних
и зависимых от этих систем функций (депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельно­стью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения
возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей;

5. искаженное развитие — наблюдается сложное сочетание общего недоразвития, за­держанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований, не присущих
каждому из входящих в клиническую картину виду нарушенного развития (синдром раннего детского аутизма);

6. дисгармоническое развитие своей основой имеет врожденную либо рано приобретен­ную и стойкую диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере, смещающую акцент данного нарушения развития в социальную плоскость при отсутствии заметных прогрессирующих нарушений развития (психопатии
и так называемые патологические формирования личности
).

Данные клинического анализа показывают, что перечисленные выше варианты дизон­тогенеза не являются абсолютно самостоятельными образованиями, а нередко выступают как синдромы аномального развития, которые могут сочетаться друг с другом при преоб­ладании какого-либо ведущего. Важную роль, определяющую характер психического дизонтогенеза, играют следующие факторы, выделяемые еще Л.С. Выготским:

· соотношение между повреждением частных, конкретных функций (гнозиса, праксиса, речи, сложных эмоциональных образований) и общих (энергорегулирующих, инстин­ктивных), что во многом отражает два вектора деятельности корковых и подкорковых
структур мозга;

· время поражения мозговых морфофункциональных систем, от которого зависит пре­обладание в картине дизонтогенеза явлений недоразвития или повреждения — чем раньше произошло поражение, тем более вероятно явление недоразвития и чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции;

· взаимоотношения между первичными (непосредственно вытекающими из биологиче­ского характера болезни) и вторичными дефектами (возникающими в процессе аномального социального развития), совпадение времени воздействия повреждающего
фактора с сенситивным периодом;

· нарушения межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза, обусловленные различными отклонениями в естественной гетерохронии (упо­минавшимися выше ретардации, акселерации и асинхронии), при которых одна из функций в процессе своего развития либо лишается необходимого воздействия со стороны других психических функций, либо оказывается под фактически вредным влиянием патологически рано созревшей.

Пограничными между симптомами болезни и проявлениями дизонтогенеза выступают так называемые «возрастные» симптомы, отражающие патологически искаженные и утри­рованные проявления нормального возрастного развития. Данные симптомы нередко более специфичны для возраста, чем для самого заболевания, и могут наблюдаться при самой разнообразной патологии.

Уточняющие изменения в классификацию В.В. Лебединского были внесены Н.Я. Сема­го и М.М. Семаго (2003), которые при ее пересмотре опирались и на нейропсихологические подходы к отклоняющемуся развитию. Понимая достаточную условность предлагаемой классификации, авторы предусматривают в ней четыре больших класса: недостаточное, асинхронное, поврежденное и дефицитарное развитие, каждый из которых включает в себя виды или подгруппы этих расстройств.

Контрольные вопросы

1. Что такое онтогенез и под влиянием каких факторов находится его реализация?

2. Через какие механизмы может реализовываться дизонтогенез?

3. Характеризуйте основные формы дизонтогенеза по В.В. Лебединскому.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.012 с.)