ТОП 10:

Понятия «симптом», «синдром» и виды симптомов



 

Понятие патопсихологического симптома и синдрома в отечественную практическую патопсихологию было введено Б.Ф. Зейгарник. Под симптомами понимались конкретные нару­шения психических функций и эмоционально-личностной сферы, наблюдаемые у больных при экспериментально-психологическом исследовании. При этом сам симптом не специ­фичен для того или иного заболевания (может быть обусловлен разными механизмами), но оказывается индикатором разных заболеваний и должен быть оценен только в комплексе с другими проявлениями расстройства, данными целостного патопсихологического иссле­дования, то есть с помощью большого числа диагностических инструментов.

Под синдромом понимают совокупность взаимосвязанных признаков (симптомов) показывающих происхождение, течение и характерную форму какого-либо расстройства. Синонимом синдрома является симптомокомплекс.

Внешне регистрируемые признаки заболевания традиционно классифицируются на первичные и вторичные, что позволяет правильно понять механизмы патологического процесса и грамотно построить лечебные или коррекционные мероприятия. Еще К. Ясперс (1997) указывал на разнообразие смыслов, вкладываемых в понятия первичности и вторичности, что побудило его вычленить наиболее существенные стороны этих двух явлений.

Он писал, что первично то, что непосредственно обусловливается болезненным про­цессом, а вторично то, что уже затем обусловливается этими первыми, непосредственными воздействиями и носит побочный по отношению к ним характер.

В современной трактовке отношения между первичными и вторичными симптомами объясняются причинно-след­ственными отношениями, существующими между функциональными системами или их звеньями, которые обеспечивают протекание психического процесса или их комплексов. Признак побочности при этом утрачивает свою смысловую нагрузку, поскольку регистри­руемые вторичные нарушения и их симптомы также являются органической составляющей общего патологического контекста. Наличие сложных взаимоотношений внутри организ­ма и центральной нервной системы во многих случаях позволяет говорить и о третичных симптомах, которые своеобразно надстраиваются над вторичными и часто отсрочены во времени. В некоторых случаях третичные симптомы рассматриваются как попытки организ­ма и психики адаптироваться к возникшей патологии и как-то ее компенсировать.

Под несколько иным углом зрения первичность и вторичность трактуется Л.С. Вы­готским, который применительно к дефектологии выдвинул идею о сложной структуре аномального развития ребенка, в соответствии с которой наличие дефекта какого-либо одного анализатора либо интеллектуального дефекта вызывает не только выпадение одной локальной функции, а приводит к целому ряду изменений, формирующих целостную карти­ну своеобразного атипичного развития.

Сложность структуры аномального развития заклю­чается в наличии первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, и вторичных, часто социально ориентированных нарушений, имеющих отношение к высшим психиче­ским функциям и возникающих под влиянием первичного дефекта в ходе последующе­го развития (как чувство малоценности). Например, интеллектуальная недостаточность, появляющаяся в результате первичного дефекта — органического поражения головного мозга, порождает вторичное нарушение высших познавательных процессов, определяю­щих социальное развитие ребенка.

Л.С. Выготский в «Основах дефектологии» писал, что слепота или глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого или глухого ребенка, и указанный порок ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. При этом вторичному недо­развитию у ребенка подвергаются те функции, которые непосредственно связаны с исходно поврежденной (например, глухота порождает нарушения в развитии речи), и те, которые на момент повреждения находились в сенситивном периоде своего развития.

Механизмы, стоящие за первичными и вторичными симптомами, могут взаимодейство­вать друг с другом, то есть вторичные дефекты, в свою очередь, могут накладывать отпе­чаток на протекание первичных. Например, при ранних поражениях слухового анализатора недостаточное использование вторично недоразвитой речи будет приводить к ослаблению первично остаточного слуха.

По мнению Н.Ю. Максимовой и Е.Л. Милютиной (2000), особое место в группе вто­ричных дефектов занимают следующие личностные реакции на первичный дефект:

· Игнорирование часто встречается при олигофрении (умственной отсталости), оно связа­но с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

· Вытеснение относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, нако­плении негативных эмоций.

· Компенсация - такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта замещение утраченной функции за счет более сохранных.

· Гиперкомпенсация -усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стрем­лением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

· Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня при­тязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Кроме деления на первичные и вторичные, психопатологические симптомы делятся на позитивные и негативные. Позитивные обозначают признаки патологической продукции психической деятельности, появление признаков, которые не встречаются при нормальной психической деятельности (сенестопатии, галлюцинации, бред и т. д.). Негативные соответствуют признакам обратимого или стойкого ущерба, изъяна, потери, дефекта, утраты того или иного психического процесса из целостной психической деятельности (амнезия, абулия, апатия и т. п.). Позитивные и негативные симптомы в клинической картине болезни выступают в единстве и сочетании, а иногда их противопоставление вообще ставится под сомнение — и позитивные и негативные расстройства не только переплетаются между собой, но и имеют целый ряд общих свойств: могут быть обратимыми, стойкими, стационарными и прогрессирующими, относительно простыми и сложными.

Концепция первичности-вторичности может быть рассмотрена и под углом зрения работы мозга. Гипотезу об устойчивом патологическом состоянии при различных заболе­ваниях мозга выдвинула Н.П. Бехтерева с сотрудниками. В соответствии с предлагаемой концепцией, адаптация организма к изменившимся в результате болезни «внутренним условиям» происходит не только путем «восполнения» пораженных систем мозга его «здоровыми резервами», но и за счет формирования нового гомеостаза, нового устойчивого патологического состояния. Последнее формируется путем функциональной перестройки многих систем мозга, как пораженных болезнью, так и здо­ровых. Если патологический процесс прогрессирует, то функциональные системы вначале претерпевают количественные изменения, а затем, пройдя фазу дестабилизации, — каче­ственные, вызывающие поражение новых структур мозга и истощение компенсаторно-гипе­активных систем. Так возникает новое (вторичное) устойчивое патологическое состояние.

Очевидно, что разные симптомы в структуре синдрома играют различную роль — одни оказываются ведущими, обязательными, а другие встречаются вероятностно.

Применительно к детям чрезвычайно важным также представляется различение сим­птомов, связанных с повреждением, и симптомов, связанных с недостаточной функцио­нальной зрелостью того или иного участка мозга.

Контрольные вопросы

1. Что такое патопсихологический симптом и патопсихологический синдром?

2. Дайте краткое описание основных патопсихологических регистр-симптомов.

3. В чем суть первичных, вторичных и третичных симптомов?

4. В чем особенности трактовки первичности и вторичности симптомов по Л С. Выготскому?

5. Каковы основные типы психического реагирования на первичный дефект?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.005 с.)