Основные гипотезы происхождения личностных расстройств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные гипотезы происхождения личностных расстройств



Основные классические и современные теории происхождения личностных расстройств. 1) Психоаналитические и неаналитические теории развития личности детей и подростков. 2) Классическая теория психосексуального развития (З. Фрейд). Модификация классической теории развития и концепции психических расстройств в эго-психологии (А.Фрейд, Х.Хартманн). 3) Теория объектных отношений (М. Кляйн, Дж.Боулби, Д. Винникот и др.). 4) Исследования развития ребенка Р.Спитца, М. Малер. 5) Неаналитические теории: теории научения - Скиннер Б.Ф., Уотсон Д.Б., Бандура и др., когнитивные теории - Ж. Пиаже, Э. Эриксон, Г.К.Ушаков, В.В. Ковалев, Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский, гуманистические теории развития личности - Г.Крайг, А.Маслоу, К. Рождерс

Классическая теория психосексуального развития (З. Фрейд):

Если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней стадии своего психосексуального развития (результат конституционных особенностей ребенка и действий родителей), он будет «фиксирован» на проблемах данной фазы.

Когнитивные теории:

Именно изменение глубинных проблем личности и является основной целью при лечении расстройств личности, считают когнитивисты. По их мнению, эти проблемы являются относительно осознаваемым явлением и при определенных условиях могут стать ещё более доступными для человека.

И если теоретики чисто бихевиорального подхода считали, что причина нарушений личности лечит в нарушении мотивации, то когнитивисты смотрели глубже: "Основная посылка когнитивной модели психотерапии заключается в том, что главным источником дисфункциональных эмоций и поведения у взрослых являются ошибки атрибуции, а не отклонения в мотивации или реакциях" писали Бек и Фримен. Так, Беком была разработана концепция "схемы" личностных расстройств, в которой деятельность психотерапевта направлена на работу именно со схемами: на их выделение из поведения, оценку и изменение.

В современной клинической психологии выделяют три группы факторов, способствующих развитию патохарактерологических особенностей:

– генетические;

– органические;

– социальные.

Говоря о причинах и предпосылках развития психических расстройств, важно вспомнить, что на протяжении всей истории психологии выдвигалось множестве гипотез. Одни из них поддерживали идею того, что все нарушения психики являются исключительно биологически заложенными характеристиками, другие же видели их причину в развитии и воспитании индивида. На данный момент большинство представителей научного мира придерживаются того, что и биологический и социальный фактор имеют большое значение в развитии нарушений психики, в том числе и расстройств личности.

 

Бек и Фримен в своей книге "Когнитивная психотерапия расстройств личности" пишут о том, что вероятными причинами развития личностных расстройств являются своеобразные гипертрофированные и неуместные для жизнедеятельности современного человека формы генетически заложенных стратегий поведения. Такие естественные для человека адаптивные формы, как, допустим, избегание опасности, оборонительное поведение, присутствуют в каждом из нас. При определенных жизненных обстоятельствах, они активизируются, но мы можем контролировать их реализацию. Однако, при расстройствах личности такой контроль невозможен.

 

При реализации поведенческой стратегии у людей с расстройствами личности возникают определенные нарушения в эмоциональной и когнитивной сферах. Все мы прекрасно знаем, что каждый человек уникален: то есть он обладает изначальным определенным набором, комбинацией психологических характеристик, черт. В зависимости от того, какая из этих характеристик доминирует, и будет зависеть то, к какой акцентуации или к какому типу расстройства личности человек наиболее склонен. Однако, если бы всё объяснялось только изначальной предрасположенностью, то каждый из нас имел бы свой диагноз. Однако большое значение в наше развитие вносит детство. Именно в ранний период закладывается фундамент для закрепления дезадаптивных форм поведения.

 

Когда ребенок сталкивается с проблемной ситуацией, то у него автоматически включается соответствующая ей генетически заложенная стратегия поведения. "Паттерн может иметь адаптивное преимущество, только пока частота его проявления ниже определенного критического порога; поэтому его называют частотно-зависимой адаптивной стратегией". Из этого следует, что если данная ситуация имеет тенденцию к повторению, то происходит своеобразное упражнение в использовании данной стратегии поведения, и если эта стратегия подкрепляется (допустим, приводит к желаемому результату), то со временем она становится для данного индивида естественной и привычной, но при этом дезадаптивной.

 

Однако не меньшую роль в развитии расстройств личности играет и когнитивная сфера человека. Каждое психическое расстройство несет с собой определенные дисфункциональные убеждения (установки). Они не всегда являются уникальными, но так же входят в основу развития расстройств личности. Беком и Фрименом били выделены ряд дисфункциональных убеждений, каждое из которых соответствует определенному расстройству личности и приводит к активации конкретной стратегии поведения. Ниже приведена таблица, содержащая данные характеристики.

15. Расстройства влечений. Импульсивные действия и импульсивные влечения.

16. Способность к социальной адаптации как один из базовых критерий психопатии

17. Гипотеза о базовой травме как об основном предикторе формирования того или иного типа личности

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.006 с.)