Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социологический реализм и социологический номинализмСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе социологического исследования лежат явные или неявные предположения социолога о действительности, которую он изучает. В социологии сформировались два онтологических представления о социальной действительности: социологический реализм и социологический номинализм. Социологический реализм исходит из представления о том, что в социальной действительности существует множество социальных целостнос-тей различного уровня. Каждая из этих целостностей обладает своим качественным своеобразием, свойство целого нельзя свести к свойствам частей, составляющих это целое. Социологический реализм утверждает, что если мы используем «коллективные понятия», то под ними подразумеваем реальное существование надындивидуальных явлений: общество, социальные классы, социальные институты, организации, государство, право и т. д. Сторонники реализма полагают, что в социальной действительности имеют место объективные закономерности, которые действуют независимо от воли и сознания людей, подчиняя себе поведение отдельных индивидуумов и коллективов. В социальной действительности различные целостности взаимодействуют друг с другом на основе различных форм детерминизма, т. е. причинности. Реалисты утверждают, что формы причинности на различных уровнях социальной организации реализуются по-разному. Сторонниками реализма были О. Конт, Г. Спенсер, М. Ковалевский, Э. Дюркгейм. Социологическому реализму как онтологической ориентации соответствует методологический холизм (от английского whole — целое) — ориентация, которая исходит из признания приоритета целого над частью. Социологический номинализм возник позже и стал формироваться во второй половине XIX в. в Германии, а также в России. Его представители: Г. Зиммель, Л. фон Визе, М Вебср, П. Новгородцев, Л. Пстражицкий. Для номиналистов характерно представление об обществе как о совокупности отдельных субъектов. Номиналисты утверждают, что в социальной действительности нет ничего сверх того, что можно обнаружить в отдельных индивидуумах. Знание свойств отдельных индивидуумов, их целей, мотивов, ценностных ориентации достаточно для научного познания общества. Номиналисты также утверждают, что введение в социологию коллективных понятий является глубоким заблуждением и грубой ошибкой. Они настаивают на том. чтобы социология отказалась от коллективных понятий или чтобы она не онтологизировала их, т. е. чтобы не придавала этим понятиям статус реально существующих явлений. Номиналисты отрицают объективные социальные законы. По мнению номиналистов, в социальной действительности могут существовать закономерности, определяемые целями действующего субъекта, т. е. телеологические закономерности. Социологическому номинализму соответствует методологическая ориентация, получившая название методологического индивидуализма. Абсолютизация основных положений сторонников реализма и сторонников номинализма ведет к крайностям и искажениям представлений о самой социальной действительности и обедняет возможности целостного отображения всего богатства свойств социальной действительности. Объединение, синтез положительных сторон, достоинств реализма и номинализма позволяет правильно понять общественную действительность и правильно организовать познавательный процесс. ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯЭ. ДЮРКГЕЙМА Дюркгейм предполагал, что социальная действительность столь же устойчива, как и другие действительности. Дюркгейм считает, что общество — реальность особого рода, не сводимая к другим реальностям. Он решительно выступает против методологического редукционизма, т. с. такой методологической установки, которая допускает возможность объяснения одних видов реальности, одних явлений с помощью закономерностей и свойств, присущих другим видам реальностей, или других явлений. Он считает необходимым различать индивидуальные факты и социальные факты, индивидуальные представления и коллективные представления, индивидуальное сознание и коллективное сознание. Дюркгейм считает, что социальная реальность по отношению к отдельным индивидуумам выступает в роли принудительной силы. Социальная реальность также характеризуется внешним существованием по отношению к индивидуумам. Эта реальность — вне- и надындивидуальная. Из этих онтологических представлений Дюркгейм вывел правила социологического метода и обосновал логику социологических исследований. По Дюркгейму, социальное познание ничем принципиально не отличается от изучения несоциальных реальностей. В методологическом плане социология должна быть подобна наукам о природе. Основной задачей социолога является изучение причинно-следственных связей, существующих в социальной действительности, и установление объективных закономерностей, которым подчиняется развитие социальной действительности. Социолог должен использовать объективные методы, которые доказали свою эффективность при изучении природной действительности. Основной принцип социального познания, по Дюркгейму: социология должна изучать социальные факты как вещи. При этом изучать необходимо нс понятия о реальности, а ее саму. Чтобы социология приобрела статус самостоятельной науки, она должна решительным образом избавляться от протопонятий (нредпонятий), т. с. понятий, заимствованных из здравого смысла и других форм общественного сознания. Дюркгейм считает, что право на самостоятельное существование социологии может быть обосновано характеристикой своеобразия социальной действительности, объекта и предмета социальной науки, которые отличаются от других наук. Дюркгейм усматривает в социологии науку наук. Он полагал, что социология должна эмансипироваться от философии. По Дюркгейму, социологические объяснения — единственно правильные объяснения социальных явлений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 3785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.008 с.) |