Логика социологического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика социологического исследования



Логика социологического исследования — последовательность и вза­имосвязь познавательных процедур, используя которые социолог может получить научные знания об изучаемых социальных явлениях. К основ­ным исследовательским процедурам (приемам) обычно относят описание, объяснение, понимание и прогнозирование. Здесь будут рассмотрены опи­сание, объяснение, предвидение*.

Описание — это процесс закрепления и передачи информации, полу­ченной в результате как эмпирического, так и теоретического изучения объективно существующих социальных явлений. Описание — это пер­вый этап научного изучения социального явления. В ходе описания не ставится задача проникновения в сущность явлений, а производится под­робная фиксация внешних сторон объекта. Многие науки (геология, гео­графия, зоология, ботаника) по самой своей сути являются описательны­ми. Социология также уделяет много внимания описанию социального явления. Постепенно социология переходит от простых форм описания к более сложным. Каждый ученый должен стремиться к тому, чтобы перей­ти от обычного повествования к строгой форме описания, ибо описание на базе естественного языка имеет серьезные недостатки (неточность, расплывчатость, многозначность толкований зафиксированных данных). Сегодня социология переходит от описания на основе естественного язы­ка к описанию на основе искусственных языков. Использование искусст­венных языков позволяет составлять протоколы наблюдений, носящие ин­терсубъективный характер.

Описание включает следующие познавательные действия.

1. Логическое расчленение эмпирических данных.

2. Отбор одних данных и отвлечение (абстрагирование) от других.

3. Сравнение отдельных эмпирических данных с соответствующими понятиями науки (отождествление).

4. Обозначение отобранных данных в научных терминах и интерпре­тация данных в совокупности научных суждений.

* Понимание было описано нами при анализе методологических ориентации со­циологии IVJ. Вебера.

V

В состав описания входят три основных компонента:

1) эмпирические данные исследования;

2) система обозначений, которая придаст описанию экономную и стро­гую форму и наглядность;

3J понятия науки, связанные с этими системами обозначений. Описание упорядочивает эмпирические данные и подготавливает их ля объяснения. В то же время описание, как правило, опирается или дол­жно опираться на содержательные положения тех или иных социологи­ческих теорий, которые предназначаются для объяснения. Результатами описания являются различные социальные факты, т. е. единичные соци­альные факты, сводные социальные факты, сводно-статистические фак­ты и эмпирические связи и закономерности. Сводно-статистические фак­ты и эмпирические связи репрезентируют не свойства индивидуальных объектов, а нечто большее: свойства, присущие множеству однотипных объектов.

Основными методами описания являются: группировка, типологиза-ция, обобщение, систематизация.

Группировка представляет собой процедуру упорядочивания данных по признаку подобия или различия. В ходе группировки эмпирические данные строятся в соответствующие группы, каждая из которых обладает специфическими свойствами. Назначение группировки: выявление взаи­мосвязей между несколькими переменными.

Типологизация эмпирических данных —- это процедура поиска устой­чивых сочетаний свойств того или иного объекта, позволяющих его иден­тифицировать и отличить от другого объекта. В ходе типологизации при­меняются различные математические методы: факторного, латентного, дисперсионного, кластерного анализа.

В результате осуществления процедур описания может быть создана эмпирическая модель изучаемого объекта, т. е. такая модель, которая даст исследователю целостное описание закономерностей, относящихся к ис­следуемому объекту. Если исследователь создаст эмпирическую модель, он получает возможность использовать результаты социологической тео­рии для объяснения зафиксированных в эмпирической модели фактов и закономерностей.

Объяснение — это раскрытие на основе теории и эмпирических дан­ных сущности объекта путем демонстрации того, что объект подчиняется определенным закономерностям или их совокупности.

Социологическое объяснение — сложное и комбинированное объяс­нение, так как для объяснения социального явления нужно использовать различные виды объяснений.

Объяснение — основная функция социологических исследований. Когда объяснение дано, то тем самым сформулировано знание, раскрыва-

юшее объективные, необходимые связи, присущие отдельно взятому яв­лению или совокупности взаимодействующих друг с другом явлений.

Социологическое объяснение включает в себя следующие компо­ненты:

1) explanans, т. е. совокупность положений, суждений, объясняющих изучаемый объект;

2) explanandum, т. е. совокупность положений, суждений, отображаю­щих объясняемое явление.

Объяснить можно то, что предварительно описано в терминах науки. Между explanans и explanandum существуют логические отношения сле­дования: либо индуктивные, либо дедуктивные.

Объяснения различаются в зависимости от характера объясняющих и объясняемых положений. В первом случае выделяются следующие типы объяснений:

1) через факт — исследователь использует всю совокупность социоло­гических фактов, которые получены в ходе описания объекта:

2) на основе сформулированных ранее социологических закономерно­стей. В этом случае социолог объясняет конкретные явления, подводя их под действие имеющихся в социологической науке суждений о соответ­ствующих закономерностях;

3) через теорию — отдельные социальные явления или отдельные социальные факты, или их совокупности объясняются на основе исполь­зования основных положений соответствующих социологических тео­рий.

В зависимости от объясняемых положений выделяются следующие виды объяснений.

1. Причинное, или генетическое. В основании этого объяснения лежат суждения о причинах возникновения, существования и развития тех или иных явлений.

2. Функциональное, или следственное объяснение. В этом случае ис­пользуются суждения, характеризующие функции или следствия взаимо­действия одного явления с другим.

3. Структурные объяснения. Используют суждения, характеризующие устойчивые связи, присущие тому или иному явлению.

4. Телеологические объяснения. Используются суждения, раскрываю­щие цели и мотивы субъектов социального действия.

Выделяют также объяснения в зависимости от связи между объясняю­щими и объясняемыми положениями. В данном случае для объяснений социальных явлений используются суждения, заимствованные из других наук (биологии, психологии, географии, физики и т. п.). Этот вид объясне­ния получил название модельных объяснений.

В действительности в различных социологических школах и направ­лениях приоритет отдается, как правило, одному виду объяснения. Сле-

довательно, каждым из направлений осуществляется аосолютизация оп­ределенного вида и типа объяснения.

В западной социологии XIX в. преобладающими были причинные объяснения. В качестве причины использовался один из действительно существующих факторов общественного развития. Существовали, на­пример, объяснения через специфику географической среды, демогра­фические, этнические, расовые, технологические и другие объяснения.

В противовес причинным объяснениям в XX в. представители струк­турализма провозгласили главным видом объяснения социальных явле­ний функциональное объяснение. Во второй половине XX в. были опре­делены границы каждого типа и вида объяснения и была установлена иерархия между ними.

Сегодня многие считают, что высшим уровнем объяснения являются объяснение через теорию и объяснение на основе закономерностей. В то же время утверждается, что всестороннее объяснение социальных явле­ний может быть получено при условии объединения различных процедур объяснения, сочетания структурного, функционального объяснения с те­леологическим объяснением, сочетания телеологического объяснения с генетическим и т. д. Это идеал, к которому должна приближаться социо­логия.

,■ Предвидение — познавательная деятельность, имеющая целью вы­явление перспектив развития социальных явлений, деятельность, на­правленная на установление возможных вариантов вмешательства лю­дей в «естественное», неконтролируемое изменение социальных процессов. Таким образом, у предвидения можно выделить две основ­ные функции. Одна связана с ориентацией на будущие состояния соци­альных явлений, вторая — со стремлением выработать способы реше­ния социальных проблем, обострение или появление которых обусловливается стихийным, спонтанным самодвижением социальных явлений.

В основе предвидения лежит способность человеческого разума к «опережающему отражению действительности», предвосхищению воз­можного развития социальных явлений. Научное предвидение в каче­стве своей основы имеет знание закономерностей развития социальных явлений, а также теоретические положения, объясняющие необходи­мость проявления этих закономерностей при определенных условиях. Такое предвидение иногда называют детерминистским. Выделяют так- жеГинтуитивные предвидения, которые не всегда опираются только на точную научную информацию, но включают в себя и «прозрения», «предчувствия». Различают качественную форму предвидения ^коли­чественную. В первой форме отсутствует информация о количествен­ных изменениях социального явления, во второй содержатся сведения о возможных изменениях количественных характеристик явления. Ко-

личественное предвидение часто называют прогнозированием соци­альных явлений. К прогнозированию предъявляются более строгие кри­терии, нежели к качественному предвидению. И предвидение, и про­гнозирование опираются на данные и положения, получаемые в результате описания и объяснения явления. Чем полнее, систематич-нее описание и объяснение явления, тем более совершенным, точным будет предсказание и прогнозирование. Многие трудности в предвиде­нии и прогнозировании социальных явлений обусловлены неполнотой, несовершенством имеющихся описаний и объяснений этих явлений.

В литературе выделяют два основных типа социального прогнозиро­вания: поисковое (генетическое) и нормативное (телеологическое). Це­лью поискового прогноза является установление будущих состояний объек­та на основе знаний о динамике его прошлых состояний и настоящего состояния. Нормативный прогноз дает характеристику желаемых будущих состояний объекта и путей и средств, позволяющих придать прогнозиру­емому объекту желаемые качества.

В зависимости от глубины временного горизонта различают: крат­косрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Современная со­циология располагает достаточно надежной техникой построения кра-г-косрочных прогнозов. Например, она успешно прогнозирует поведение больших масс людей во время избирательных компаний. Среднесроч­ное прогнозирование менее успешно, но и здесь имеются сферы обще­ственной жизнедеятельности, где прогноз возможен. Это, например, со­циально-демографические процессы (рождаемость, смертность, брачность, разводимость, массовые миграции населения), изменения в социальной структуре общества, сфере занятости, труда, образования. Долгосрочное прогнозирование социальных процессов сопряжено со зна­чительными трудностями, которые до сих пор не преодолены. Поэтому достоверность и надежность данного типа прогнозов оставляет желать лучшего.

Социальные предвидения и прогнозы могут при определенных усло­виях стать факторами сознания и поведения отдельных групп и общества в целом; в этом смысле говорят о «самореализации» прогноза, его «само­осуществлении» или «саморазрушении».

ОГЛАВЛЕНИЕ

О назначении курса «Методология социологии»...............................................5

\ i Методология социологии......................................................................................6

\/Функции методологии...........................................................................................7

Виды методологического анализа........................................................................8

у Социологический реализм и социологический номинализм............................9

у Онтологические и методологические представления Э. Дюркгейма.............10

Онтологическая и социокультурная обусловленности

социологического познания...........................................................................11

Основные представления о специфике социологической методологии.........13

Основные парадигмы развития социологического знания..............................14

v Структура социологического знания.................................................................16

Теоретическое исследование и формы теоретизирования...............................1 8

Эмпирическое исследование и структура эмпирического знания..................20

Диалектический подход в социологии...............................................................2 1

Исторический подход..........................................................................................23

Критика исторнцизма К. Понпсром...................................................................25

Сравнительный подход и сравнительные социальные исследования.............25

Системный и комплексный подходы.................................................................29,

Методологические установки структурно-функционального анализа...........35 j

Гуманитарно-личностная парадигма.................................................................40 f

Основные черты социологического мышления............................................... Al.

у/ Соотношение чувственного и рационального

в социологическом познании.........................................................................48

v Структура и целостность социологического познания....................................50

Организация социологического исследования.................................................52

V Логика социологического исследования...........................................................53

-Литература

......58

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.019 с.)