![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика социологического исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Логика социологического исследования — последовательность и взаимосвязь познавательных процедур, используя которые социолог может получить научные знания об изучаемых социальных явлениях. К основным исследовательским процедурам (приемам) обычно относят описание, объяснение, понимание и прогнозирование. Здесь будут рассмотрены описание, объяснение, предвидение*. Описание — это процесс закрепления и передачи информации, полученной в результате как эмпирического, так и теоретического изучения объективно существующих социальных явлений. Описание — это первый этап научного изучения социального явления. В ходе описания не ставится задача проникновения в сущность явлений, а производится подробная фиксация внешних сторон объекта. Многие науки (геология, география, зоология, ботаника) по самой своей сути являются описательными. Социология также уделяет много внимания описанию социального явления. Постепенно социология переходит от простых форм описания к более сложным. Каждый ученый должен стремиться к тому, чтобы перейти от обычного повествования к строгой форме описания, ибо описание на базе естественного языка имеет серьезные недостатки (неточность, расплывчатость, многозначность толкований зафиксированных данных). Сегодня социология переходит от описания на основе естественного языка к описанию на основе искусственных языков. Использование искусственных языков позволяет составлять протоколы наблюдений, носящие интерсубъективный характер. Описание включает следующие познавательные действия. 1. Логическое расчленение эмпирических данных. 2. Отбор одних данных и отвлечение (абстрагирование) от других. 3. Сравнение отдельных эмпирических данных с соответствующими понятиями науки (отождествление). 4. Обозначение отобранных данных в научных терминах и интерпретация данных в совокупности научных суждений. * Понимание было описано нами при анализе методологических ориентации социологии IVJ. Вебера. V В состав описания входят три основных компонента: 1) эмпирические данные исследования; 2) система обозначений, которая придаст описанию экономную и строгую форму и наглядность; 3J понятия науки, связанные с этими системами обозначений. Описание упорядочивает эмпирические данные и подготавливает их ля объяснения. В то же время описание, как правило, опирается или должно опираться на содержательные положения тех или иных социологических теорий, которые предназначаются для объяснения. Результатами описания являются различные социальные факты, т. е. единичные социальные факты, сводные социальные факты, сводно-статистические факты и эмпирические связи и закономерности. Сводно-статистические факты и эмпирические связи репрезентируют не свойства индивидуальных объектов, а нечто большее: свойства, присущие множеству однотипных объектов.
Основными методами описания являются: группировка, типологиза-ция, обобщение, систематизация. Группировка представляет собой процедуру упорядочивания данных по признаку подобия или различия. В ходе группировки эмпирические данные строятся в соответствующие группы, каждая из которых обладает специфическими свойствами. Назначение группировки: выявление взаимосвязей между несколькими переменными. Типологизация эмпирических данных —- это процедура поиска устойчивых сочетаний свойств того или иного объекта, позволяющих его идентифицировать и отличить от другого объекта. В ходе типологизации применяются различные математические методы: факторного, латентного, дисперсионного, кластерного анализа. В результате осуществления процедур описания может быть создана эмпирическая модель изучаемого объекта, т. е. такая модель, которая даст исследователю целостное описание закономерностей, относящихся к исследуемому объекту. Если исследователь создаст эмпирическую модель, он получает возможность использовать результаты социологической теории для объяснения зафиксированных в эмпирической модели фактов и закономерностей. Объяснение — это раскрытие на основе теории и эмпирических данных сущности объекта путем демонстрации того, что объект подчиняется определенным закономерностям или их совокупности. Социологическое объяснение — сложное и комбинированное объяснение, так как для объяснения социального явления нужно использовать различные виды объяснений. Объяснение — основная функция социологических исследований. Когда объяснение дано, то тем самым сформулировано знание, раскрыва-
юшее объективные, необходимые связи, присущие отдельно взятому явлению или совокупности взаимодействующих друг с другом явлений. Социологическое объяснение включает в себя следующие компоненты: 1) explanans, т. е. совокупность положений, суждений, объясняющих изучаемый объект; 2) explanandum, т. е. совокупность положений, суждений, отображающих объясняемое явление. Объяснить можно то, что предварительно описано в терминах науки. Между explanans и explanandum существуют логические отношения следования: либо индуктивные, либо дедуктивные. Объяснения различаются в зависимости от характера объясняющих и объясняемых положений. В первом случае выделяются следующие типы объяснений: 1) через факт — исследователь использует всю совокупность социологических фактов, которые получены в ходе описания объекта: 2) на основе сформулированных ранее социологических закономерностей. В этом случае социолог объясняет конкретные явления, подводя их под действие имеющихся в социологической науке суждений о соответствующих закономерностях; 3) через теорию — отдельные социальные явления или отдельные социальные факты, или их совокупности объясняются на основе использования основных положений соответствующих социологических теорий. В зависимости от объясняемых положений выделяются следующие виды объяснений. 1. Причинное, или генетическое. В основании этого объяснения лежат суждения о причинах возникновения, существования и развития тех или иных явлений. 2. Функциональное, или следственное объяснение. В этом случае используются суждения, характеризующие функции или следствия взаимодействия одного явления с другим. 3. Структурные объяснения. Используют суждения, характеризующие устойчивые связи, присущие тому или иному явлению. 4. Телеологические объяснения. Используются суждения, раскрывающие цели и мотивы субъектов социального действия. Выделяют также объяснения в зависимости от связи между объясняющими и объясняемыми положениями. В данном случае для объяснений социальных явлений используются суждения, заимствованные из других наук (биологии, психологии, географии, физики и т. п.). Этот вид объяснения получил название модельных объяснений. В действительности в различных социологических школах и направлениях приоритет отдается, как правило, одному виду объяснения. Сле- довательно, каждым из направлений осуществляется аосолютизация определенного вида и типа объяснения. В западной социологии XIX в. преобладающими были причинные объяснения. В качестве причины использовался один из действительно существующих факторов общественного развития. Существовали, например, объяснения через специфику географической среды, демографические, этнические, расовые, технологические и другие объяснения. В противовес причинным объяснениям в XX в. представители структурализма провозгласили главным видом объяснения социальных явлений функциональное объяснение. Во второй половине XX в. были определены границы каждого типа и вида объяснения и была установлена иерархия между ними. Сегодня многие считают, что высшим уровнем объяснения являются объяснение через теорию и объяснение на основе закономерностей. В то же время утверждается, что всестороннее объяснение социальных явлений может быть получено при условии объединения различных процедур объяснения, сочетания структурного, функционального объяснения с телеологическим объяснением, сочетания телеологического объяснения с генетическим и т. д. Это идеал, к которому должна приближаться социология.
,■ Предвидение — познавательная деятельность, имеющая целью выявление перспектив развития социальных явлений, деятельность, направленная на установление возможных вариантов вмешательства людей в «естественное», неконтролируемое изменение социальных процессов. Таким образом, у предвидения можно выделить две основные функции. Одна связана с ориентацией на будущие состояния социальных явлений, вторая — со стремлением выработать способы решения социальных проблем, обострение или появление которых обусловливается стихийным, спонтанным самодвижением социальных явлений. В основе предвидения лежит способность человеческого разума к «опережающему отражению действительности», предвосхищению возможного развития социальных явлений. Научное предвидение в качестве своей основы имеет знание закономерностей развития социальных явлений, а также теоретические положения, объясняющие необходимость проявления этих закономерностей при определенных условиях. Такое предвидение иногда называют детерминистским. Выделяют так- жеГинтуитивные предвидения, которые не всегда опираются только на точную научную информацию, но включают в себя и «прозрения», «предчувствия». Различают качественную форму предвидения ^количественную. В первой форме отсутствует информация о количественных изменениях социального явления, во второй содержатся сведения о возможных изменениях количественных характеристик явления. Ко- личественное предвидение часто называют прогнозированием социальных явлений. К прогнозированию предъявляются более строгие критерии, нежели к качественному предвидению. И предвидение, и прогнозирование опираются на данные и положения, получаемые в результате описания и объяснения явления. Чем полнее, систематич-нее описание и объяснение явления, тем более совершенным, точным будет предсказание и прогнозирование. Многие трудности в предвидении и прогнозировании социальных явлений обусловлены неполнотой, несовершенством имеющихся описаний и объяснений этих явлений. В литературе выделяют два основных типа социального прогнозирования: поисковое (генетическое) и нормативное (телеологическое). Целью поискового прогноза является установление будущих состояний объекта на основе знаний о динамике его прошлых состояний и настоящего состояния. Нормативный прогноз дает характеристику желаемых будущих состояний объекта и путей и средств, позволяющих придать прогнозируемому объекту желаемые качества.
В зависимости от глубины временного горизонта различают: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы. Современная социология располагает достаточно надежной техникой построения кра-г-косрочных прогнозов. Например, она успешно прогнозирует поведение больших масс людей во время избирательных компаний. Среднесрочное прогнозирование менее успешно, но и здесь имеются сферы общественной жизнедеятельности, где прогноз возможен. Это, например, социально-демографические процессы (рождаемость, смертность, брачность, разводимость, массовые миграции населения), изменения в социальной структуре общества, сфере занятости, труда, образования. Долгосрочное прогнозирование социальных процессов сопряжено со значительными трудностями, которые до сих пор не преодолены. Поэтому достоверность и надежность данного типа прогнозов оставляет желать лучшего. Социальные предвидения и прогнозы могут при определенных условиях стать факторами сознания и поведения отдельных групп и общества в целом; в этом смысле говорят о «самореализации» прогноза, его «самоосуществлении» или «саморазрушении». ОГЛАВЛЕНИЕ О назначении курса «Методология социологии»...............................................5 \ i Методология социологии......................................................................................6 \/Функции методологии...........................................................................................7 Виды методологического анализа........................................................................8 у Социологический реализм и социологический номинализм............................9 у Онтологические и методологические представления Э. Дюркгейма.............10 Онтологическая и социокультурная обусловленности социологического познания...........................................................................11 Основные представления о специфике социологической методологии.........13 Основные парадигмы развития социологического знания..............................14 v Структура социологического знания.................................................................16 Теоретическое исследование и формы теоретизирования...............................1 8 Эмпирическое исследование и структура эмпирического знания..................20 Диалектический подход в социологии...............................................................2 1 Исторический подход..........................................................................................23 Критика исторнцизма К. Понпсром...................................................................25 Сравнительный подход и сравнительные социальные исследования.............25 Системный и комплексный подходы.................................................................29, Методологические установки структурно-функционального анализа...........35 j Гуманитарно-личностная парадигма.................................................................40 f Основные черты социологического мышления............................................... Al. у/ Соотношение чувственного и рационального
в социологическом познании.........................................................................48 v Структура и целостность социологического познания....................................50 Организация социологического исследования.................................................52 V Логика социологического исследования...........................................................53 -Литература ......58
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.100.99 (0.009 с.) |