Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диалектический подход в социологии
Часто подход отождествляется с методом, однако их необходимо различать. Подход — это особая форма стратегии научно-исследовательской деятельности, он включает специальные принципы, характерные для данного подхода. Одновременно в подход включаются методологичес- кие ориентации. Подход —• это предпосылка деятельности, а метод — познавательные действия, которые совершаются по определенному алгоритму, в определенной последовательности, обусловленной особенностями конкретного метода. Конкретный подход может опираться на один метод или на их совокупность. Понятие подхода более широкое, чем понятие метода. Обычно говорят о диалектическом методе. Исходя из сформулированных представлений о различиях подхода и метода, мы будем говорить о диалектическом подходе. Первоначально понятие dialektike (греч.) означало искусство вести беседу. Сократ имел в виду под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений. Платон под диалектикой подразумевал логический метод, при помощи которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание сущего. Софисты понятию «диалектика» придавали дурной оттенок: они считали, что диалектика представляет собой способ выдавать ложное за истинное. В дальнейшем произошло переосмысление понятия. Философы нового времени, в особенности представители немецкого классического идеализма, пришли к выводу, что диалектика должна выступать в роли учения о всеобщих формах бытия, движения и развития, действительности и познания. Дальше диалектика стала развиваться как учение о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. В то же время диалектику как учение о всеобщих законах начали рассматривать в качестве особого подхода (метода) к организации познавательной деятельности. При этом диалектика выступает как способ изучения самодвижения различных явлений на основе анализа внутренних противоречий, присущих данному явлению. Диалектика требует анализировать социальные явления в постоянном развитии, отличать простые изменения от тех, которые переводят определенное социальное явление от его низших форм к более высоким, от относительно простых к более сложным. Диалектика настаивает на том, чтобы социальное явление рассматривалось также в терминах социального прогресса. Диалектика предоставляет любому исследователю знание об основных законах, которым подчиняются объективный мир и человеческое познание. Таких законов три.
1. Закон единства и борьбы противоположностей. 2. Закон перехода количественных изменений в качественные. 3. Закон отрицания отрицания. В первом законе выражаются внутренние источники развития социального явления. Второй закон указывает на механизм формирования новых качеств у данного явления. Третий закон объясняет, каким образом при всей изменчивости данного явления сущность его остается относи- тельно постоянной. При отрицании отрицания развитие осуществляется не путем пустого, зряшнего отбрасывания имеющихся свойств, а путем сохранения в новых свойствах, в изменяющейся сущности позитивного старого. Диалектика также оперирует парными категориями, которые фиксируют отдельные закономерности, присущие объективному миру и познанию: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; возможность и действительность и др. Диалектический подход включает ряд принципов, важнейшие из которых следующие. 1. Принцип конкретности истины. 2. Принцип единства логического и исторического, абстрактного и конкретного. 3. Практика — основной критерий истины. Маркс считал, что диалектика в позитивное понимание существующего включает и понимание его необходимой гибели (отрицание). Каждую форму диалектика рассматривает в движении, т. е. с преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по существу критична и революционна. Французский социолог Георг Гурвич разработал свои представления о месте диалектики в организации социологического познания. Он предложил соединить диалектику с эмпиризмом. В отличие от многих философов, Гурвич отрицает существование диалектики в природном мире, но настаивает на том, что в отличие от естественно-научного познания социологическое познание должно быть диалектичным, так как социальная действительность по сути своей диалектична. Гурвич полагал, что диалектические процедуры необходимы, но они способны обеспечить только описание социального явления, а не его объяснение. По Гурвичу, диалектика — санитарная служба социально-научного познания. Гурвич не без основания считал, что трудности, переживаемые социологией в XX в., во многом связаны с неспособностью социологов использовать диалектические процедуры и что кризис в мировой социологии может быть преодолен с помощью использования диалектических процедур.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД По указанным выше причинам предпочтительнее говорить об историческом подходе, а не о методе. Определим онтологическую основу исторического подхода. 1. Существование и развитие социальной действительности в пространстве и времени. 2. Постоянство изменения социальной действительности. 3. Обусловленность социальных изменений сложным взаимодействием объективных и субъективных факторов. Исторический подход требует изучения социальной действительности как изменяющейся во времени и пространстве, как процесса, который подчинен объективным закономерностям. Исторический подход возник в новое время (XV1I-XVIII вв.) и был развит представителями французской философской и исторической мысли, а также представителями немецкого классического идеализма (Дж. Вико, Вольтер, Г. Гер-дер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Фихте и Г.В.Ф. Гегель). Развернутое обоснование необходимости использовать исторический подход было осуществлено в рамках так называемой философии истории в XVIII и первой половине XIX в. Исторический подход был реакцией на недостатки, присущие подавляющему большинству исторических и социально-философских работ в прежнее время: — бессодержательный эмпиризм исторической науки, ее оперирование отдельными фактами и неспособность их объяснить; — провиденциализм — предустановленность развития истории в соответствии с божественной волей. С точки зрения представителей философии истории, общество необходимо понимать как часть и продолжение природы. Общественные явления в своем развитии подчиняются естественным закономерностям. В общее i вс должна быть выявлена специфическая социальная причинность. Исторический процесс предполагает собственное единство. Одна из главных особенностей исторического подхода — утверждение идеи социального прогресса. Социальные явления развиваются по объективным законам, от низших форм к высшим. Немецкий классический идеализм привнес новые моменты в методологию социального познания, основы которых были заложены представителями философии истории. Гегель утверждал, что историческое развитие подвержено, прежде всего, внутренним закономерностям, присущим самой истории и отдельным социальным явлениям. Развитие — это не искусственно принесенные извне изменения, а объективная необходимость существования истории и всех социальных явлений. По существу исторический подход представляет собой форму организации познавательного процесса, в ходе которого осуществляется изучение социального явления посредством воспроизведения его причинно-обусловленного и закономерного становления и развития. К историческому подходу необходимо обращаться, когда существует потребность объяснить наличие свойств, присущих данному явлению в данное время, при определении исторического места и роли данного явления и для понимания прошлого через настоящее. Используя исторический подход, исследователи отвечают на вопрос: как возникло явление, какие
этапы прошло в развитии, каковы причины перехода данного явления от одного состояния в другое и чем стало данное явление на последующей стадии своего развития? Исторический подход должен опираться на диалектический подход. Исторический подход предполагает анализ качественных изменений в структуре явления и анализ развития данного явления в форме его самодвижения, т. е. через анализ единства и борьбы противоположностей, которые характерны для данного явления. При использовании исторического подхода следует избегать двух крайностей: архаизации и модернизации. Архаизация — способ рассмотрения явления, при котором для объяснения свойств, присущих данному явлению в новое время, используются категории, отражающие свойства, которыми явление обладало в прошлом. Модернизация — способ рассмотрения социальных явлений, при котором формы описания современного состояния общественного явления применяются для объяснения того же явления на раннем этапе его существования.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.008 с.) |