Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманитарно-личностная парадигма
Все социальные теории, рассуждающие о мире человека, о духовности, о смысложизненных ориентациях, о ценностях, могут быть отнесены к гуманитарно-личностной парадигме. Если естественно-историческая парадигма настаивает на использовании объективных методов, то гуманитарно-личностная парадигма подчеркивает необходимость использования в социальном познании, в социологическом исследовании так называемых субъективных методов, т. е. таких, которые позволяют раскрыть индивидуально-личностную, информационную сторону объективной социальной действительности. Использование субъективных методов дает социологу возможность получить человеческую проекцию объективных социальных законов. К гуманитарно-личностной парадигме можно отнести следующие направления: субъективное направление в российской социологии, понимающую социологию, феноменологическую социологию, этнометодологию, конструкционизм. Субъективное направление в российской социологии. Это направление развивали П. Лавров. Н. Михайловский, С. Южаков. Оно возникло в социологии в 60-70-е гг. XIX в. в России. В то время российское общество находилось в состоянии застоя, существовала большая неопределенность по поводу направления и целей развития российского общества. Необходимо было найти те социальные силы, которые могли бы разбудить общество. Исходный тезис направления состоял в утверждении: главный двигатель общественного развития — личность. Сторонники субъективного направления противопоставили два вида реальности: природную и общественную. В природе действуют объективные законы, в обществе — так называемые телеологические закономерности, в основе которых лежит деятельность человека. Данное направление ориентировалось на использование в социальном познании и социальных преобразованиях ценностного подхода, предполагающего свободный выбор идеала, к которому должно стремиться общество. Сторонники субъективного направления считали, что социолог не имеет права занимать отстраненную позицию. Он должен рассматривать все общественные явления на основе нравственных идеалов. Общество — та реальность, которая может становиться воплощением нравственного идеала на основе деятельности широких масс, вдохновляемых на общественные преобразования совокупностью высоконравственных личностей, которой может быть интеллигенция. ГЮжаков утверждал, что социология не должна ограничиваться только констатацией уровня развития тех или иных социальных явлений. Оценка относительной важности явлений на основе нравственного миросозерцания (идеала) — главная основа познавательных действий социолога, на которой строится социологическая теория. Такая теория должна не только объяснять, почему социальные явления имеют конкретные свойства, но и определять, какими должны быть социальные явления. Эти задачи решаются с помощью субъективного метода.
Субъективный метод является дополнением к объективным общенаучным приемам, необходимым усложнением приемов исследования при усложнении самого материала, подлежащего исследованию. V Михайловский утверждал, что социолог не должен отказываться от иеттбльзования объективных методов, но высший контроль над познавательным процессом и над рекомендациями, вытекающими из него, все-таки принадлежит субъективному методу. Субъективный метод заставляет социолога мыслить в особых категориях: желательного и нежелательного, нравственного и безнравственного, сущего и должного, полезного и вредного. По существу, работы представителей субъективного метода предвосхитили теоретические поиски и методологические выводы, сделанные представителями так называемой франкфуртской школы в социологии в XX в., выводы критической теории общества. Представители критической теории общества в 30-40-е гг. XX в. также потребовали от социологии не ограничиваться изучением объективных свойств, присущих обществу. С точки зрения М. Хоркхаймера, Г. Мар-кузе и других ученых, социологическое исследование завершается только тогда, когда социолог показывает, какой должна быть социальная действительность. Сторонники субъективного метода говорили о необходимости социологических объяснений социальной действительности не только с позиции объективности, не только на основе ценностного подхода, но и с позиций различных социальных групп, каждаяиз которых имеет свой собственный взгляд на социальные явления. П.(Лавров писал: «Необходимо
41 <— встать на место страждущих и наслаждающихся членов оощества, а не на место бесстрастного постороннего наблюдателя общественного механизма». Здесь Лавров предвосхитил развитие в западной социологии различных направлений — понимающей и феноменологической социологии. Субъективное направление обогатило социологическую методологию. Оно ввело в правила социологического метода новые требования, а именно, требования оценки социальных явлений с позиции нравственного идеала и рассмотрения социального явления не с точки зрения стороннего наблюдателя, использующего объективные методы, а с точки зрения конкретного коллективного субъекта общественной жизнедеятельности. Понимающая социология. По своим методологическим ориентациям понимающая социология восходит к идеям герменевтики (теория и практика истолкования текстов). Основное понятие герменевтики — понимание. Один из родоначальников герменевтики Ф. Шлейермахер герменевтикой называл понимание смысла текста, которое осуществляется в процессе его грамматической и психологической интерпретации. В соответствии с принципами герменевтики реконструкция смысла текста должна осуществляться через прояснение замысла создателя текста. Понимание направлено на постижение индивидуального, неповторимого. После Шлейермахера герменевтика получила развитие в рамках ба-денской школы неокантианства г. е. она развивалась В. Дильтеем, В. Виндельбандом, Г. Риккертом. Создателем методологии понимающей социологии был М. Вебер (конец XIX - начало XX в.). Методологические представления о специфике социального познания у Вебера формировались баденской школы неокантианства и под воздействием методологических установок герменевтики. М. Вебер, по существу, сформулировал новый предмет социологии. По М. Веберу, предметом социологии должно быть социальное действие, т. е. такая форма человеческого поведения, в которой субъекты ориентируются на смыслы и значения друг друга. Социология, интерпретируя смысл и значения взаимодействующих субъектов, понимает социальное действие и пытается причинно объяснить его течение и результаты. Смысловая связь поведения, по М. Веберу, и является подлинным предметом понимающей социологии. Результатом применения понимающего метода являются особо очевидные каузальные гипотезы. Эти гипотезы необходимо верифицировать объективными данными. Когда гипотезы подтверждаются, они превращаются в научные положения. Понимание в социологии играет вспомогательную роль, оно помогает формулировать гипотезы, на основе которых строится объяснение поведения людей. Объяснение в социологии, по М. Веберу, — это телеологическое объяснение. феноменологическая социология. Создателем феноменологической социологии был А. Шюц. Развивая феноменологическую социологию, он опирался научение Э. Гуссерля. Гуссерль разработал новое направление философии — феноменологическую философию. Это философия сознания. Одним из ключевых понятий феноменологической философии является понятие жизненного мира (Lebenswelt). А. Шюц переосмыслил это исходное понятие и стал понимать под жизненным миром мир, предшествующий объективирующей научной рефлексии. Жизненный мир — мир человеческой непосредственности, мир чувствований, сомнений, утверждений, мир, «не испорченный, не искаженный научной рефлексией». Можно сказать, что жизненный мир — это мир обыденного сознания и здравого смысла.
Феноменологическая социология требует от социолога обращения к понятиям жизненного мира, ибо эти понятия обладают подлинным содержанием, и с их помощью передается подлинное знание о социальной действительности. Задачей социологии становится, прежде всего, анализ донаучных представлений о социальной действительности, анализ взаимодействия и взаимного влияния этих представлений. Феноменологическая социология, говорит Шюц, должна осуществлять феноменологическую редукцию, т. е. выносить как бы за скобки имеющееся научное знание. Она отказывается принять это знание на веру, ее задача — сопоставить конструкты, т. с. понятия разных уровней. Шюц выделял два уровня конструктов: — первого порядка, которые развиты и используются в жизненном мире; — второго порядка, которые разработаны и используются в социальных теориях. Сопоставляя два этих уровня, феноменологический социолог должен осуществить критику социальных понятий, должен осуществить феноменологическое прояснение социальных понятий. В этом смысле феноменологическая социология как новое направление может использоваться как способ критики социального знания, способ его пересмотра. Феноменологическая социология стала одной из родоначальниц особой отрасли социологии. Предметом ее социологического анализа является изучение исходных идей, понятий, суждений, лежащих в основе социологических школ и направлений. Такой поворот феноменологической социологии к истокам социального знания был обусловлен утверждением о том, что все науки, включая и социологию, происходят из жизненного мира, и задача каждой науки — вернуться к этому миру и рассматривать содержание своих теорий исходя из понятий и «теорий» здравого смысла. С точки зрения феноменологической социологии предметом должна быть и сфера здравого смысла, обыденного сознания. Феноменоло- гическая социология, таким образом, заложила основы формирования особого направления, которое получило название «социология повседневности». 4 I Этнометодология. Возникновение этнометодологии связано с именем Г. Гарфинкеля. В 1967 г. он выпустил книгу «Исследования по этнометодологии». Особенностью этнометодологии является стремление использовать в социальных исследованиях методы этнографии и социальной антропологии. В рамках этнометодологии существуют четыре основных течения:
1) анализ разговорной речи, 2) этнометодологическая герменевтика, 3) анализ обыденной повседневной жизни, 4) этнометодологическое исследование науки и изучение процесса достижения согласия в научном сообществе. Предметом этнометодологии являются этнометоды:— методы построения практической деятельности, свойственные определенным культурам. Главная задача социологии, по мысли этнометодологов, заключается в выявлении субстанциональной рациональности общественной жизни. Социология должна заниматься выявлением и изучением смыслов действий. Общепринятое понимание рациональности выведено из специфики научной деятельности, а там рациональность понимается как: 1) анализ правил и процедур построения познавательной деятельности, 2) анализ альтернатив научной деятельности, 3) обоснование выбора действия, 4) определение отношений целей и средств познавательной деятельности. Такое понимание рациональности не может быть использовано при определении рациональности общественной жизни, так как если мы применим критерий научной рациональности к повседневным взаимодействиям, то придем к выводу, что общественная жизнь иррациональна. Отсюда следует, что этнометодология ищет другой тип рациональности в общественной жизни. Этнометодологи утверждают, что основной чертой повседневной деятельности являются фоновые ожидания, т. е. представления об общественном мире, которые выступают в роли правил взаимодействия людей. Сам процесс социального взаимодействия — это процесс обнаружения правил, которым взаимодействие подчиняется. Процесс поддержания правил и есть процесс создания социальных структур. Этнометодологи утверждают, что для объяснения взаимопонимания участников социального взаимодействия надо обнаружить, как они говорят (не что было предметом беседы, а как она была организована). Правила говорения обеспечивают понимание и согласие. В основе этих правил лежит формальное свойство всякого практического действия независимо от его содержания. Структура социальной деятельности существует в той мерс, в какой она понимается. Процесс организации общественной жизни, поддержание социальных структур — это процесс понимания смыслов и значений, которыми руководствуются субъекты действия, процесс обнаружения и поддержания правил взаимодействия. Этнометодология опирается на ряд теоретико-методологических допущений: 1) социальное взаимодействие — это прежде всего речевое взаимодействие; 2) социальное исследование — это истолкование и интерпретация действий и речи участников диалога; 3) в ходе интерпретации социального взаимодействия необходимо выделить два слоя этого взаимодействия: разговор и понимание;
4) структура организации разговора тождественна синтаксису повседневной речи; 5) социальное взаимодействие не может быть сведено только к разговору, в нем содержится больше информации, чем выражается словом. Социальное взаимодействие содержит фоновые знания, подразумеваемые смыслы, которые молчаливо поддерживаются участниками взаимодействия. Этнометодология организует свои исследования таким образом, чтобы помимо высказанного выявить и изучить невысказанное и определить роль этого невысказанного в организации социального взаимодействия. С методологической точки зрения этнометодология выражает два уровня социального познания: 1) познание, осуществленное в повседневном опыте; 2) научное познание. Задачей этнометодологов является прояснение отношений между знанием, содержащимся в повседневном опыте, и знанием, сформированным в терминах социальной науки. Этнометодологи изучают два типа суждений: 1) индексные, 2) объектные. Индексные суждения характеризуют уникальные специфические объекты в их особом контексте. Объектные суждения характеризуют общие свойства объектов, независимо от того контекста, в котором они находятся. По мнению этнометодологов, социальная действительность не обладает объективными характеристиками, напротив, социальная реальность создастся в ходе речевой коммуникации, в ходе онтологизации субъективных смыслов и значений. Основным методом социального познания является описание, такого рода описание, которое ставит изучение общества в зависимость от деятельности его членов, главным образом в зависимость от специфики го- ворения, словоупотребления. В ходе описания осуществляется интерпретация социальных действий и формируются выводы относительно совместимости тех знаний, которые поддерживают социальное взаимодействие и понимание людьми друг друга и создаваемых ими социальных структур. В своей исследовательской практике этнометодологи используют участвующее наблюдение, лабораторный эксперимент, кризисный эксперимент, анализ записанных на пленку высказываний, речевого взаимодействия. Этнометодологическая социология — социология повседневной жизни. Она близка феноменологической социологии. Однако этнометодоло-гия идет дальше, и помимо выявления явного в практической деятельности, она стремится выявить неявное, невысказанное, подразумеваемое. \ Конструкционизм. В последние десятилетия XX в. в западной социологии начал развиваться конструкционизм. Конструкционизм близок символическому интсрактивизму и опирается на его идеи и методологические подходы. Для конструкцпонистов социальная действительность не является объективным явлением, она задана и определена субъектом социального действия. Социальная действительность создается в результате взаимодействия людей друг с другом. В рамках конструкционизма выделяют три направления. 1. Социальный конструкционизм. Его представители: П. Бергер и Т. Лукман, авторы книги «Социальное конструирование реальности». Главный пафос книги связан с выявлением роли «знаний» участников социального взаимодействия в формировании социальной действительности. 2. Социология научного знания. В рамках данного направления изучается процесс достижения согласия в научном сообществе, взаимодействие между учеными, в ходе которого достигается взаимопонимание и признание того, что определенные знания, можно квалифицировать как истинные. Основная идея направления: что реально в обществе, то и научно. Это точка зрения спорна, так как отказывается от установки на использование объективных критериев. 3. Когнитивный конструкционизм. Основная идея этого направления: социальные явления постоянно изменяются, в основе этих изменений лежит деятельность группового сознания. Сторонники направления подчеркивают случайность, фрагментарность социальных событий, их зависимость от изменений в общественном сознании. Например, германская исследовательница К. Кнорр Цетина выявляет роль фикций, вымыслов в развитии различных социальных институтов. Как видно, все направления конструкционизма стремятся к тому, чтобы изучить, как разные типы знаний (научных, вненаучных, ненаучных) определяют социальные взаимодействия и их результаты. Конструкционизм существует в двух вариантах. 1) Так называемый строгий конструкционизм требует от социолога изучать деятельность группового сознания, диалог, дискурс, в ходе которого люди конструируют социальный мир, т. с. формируют свои представления о тех проблемах, которые их волнуют. 2) Контекстуальные конструкционисты считают, что позиции строгих конструкционистов должны быть дополнены анализом не только сознания группы, выдвигающей проблему, но и сознания других социальных групп и общества в целом. Они вводят в анализ социальных проблем дополнительную информацию, характеризующую ту или иную социальную проблему (например статистические документы, данные наблюдений).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.021 с.) |