Соотношение чувственного и рационального в социологическом познании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение чувственного и рационального в социологическом познании



В трактовке человеческого познания традиционно развивались два кон­курирующих друг с другом направления.-^сенсуализм и рационализм, ^пси­хологизм и логицизм. Каждое из этих направлений делает упор на харак­теристике одной из особенностей научного мышления и научного познания.

Сенсуализм настаивает на том, что в основе научного познания долж­ны лежать сведения, которые субъект получает с помощью чувств, с по­мощью живого созерцания и/или наблюдения. Рационализм, напротив, считает, что чувственные формы познания не могут обеспечить дости­жения объективной истины, такая истина может быть получена только в результате использования теоретических понятий. В каждом из этих на­правлений преувеличивается значение той или иной формы познания.

Чувственное и логическое познание представляют собой две стороны единого познавательного процесса. В ходе познания исследователь мо­жет двигаться от явления к сущности, от менее глубоких сущностей к бо-

лее глубоким сущностям. И наоборот, социальное познание может исхо­дить из предположений о глубинных сущностных характеристиках со­циальных явлений, а при непосредственном наблюдении, в ходе чувствен­ного познания раскрывать проявления, отдельные свойства сущностей.

Чувственное познание предоставляет социологу информацию о вне­шних характеристиках социальных явлений! рациональное обеспечивает получение информации о сущностях социальных явлений. В ходе чувствен­ного познания социолог вступает в непосредственную связь с объектом изучения. В ходе^рационального познания осуществляется опосредован­ная связь с объектом изучения. Если в ходе чувственного познания фикси­руются единичные предметы, объекты, их внешние характеристики, то в ходе (рационального познания социолог проникает во внутренние харак­теристики объектов, формирует суждения, с помощью которых раскрыва­ются закономерности, присущие развитию тех или иных явлений.

В истории социологии акцент на наблюдении -как основном методе познания делали позитивисты. Типичным представителем позитивистс­ки ориентированной социологии был Отто Нейрат) Он представлял на­правление в социальном познании, которое было связано с логическим позитивизмом. Данное направление развивалось в рамках венского круж­ка теоретиков-методологов. Его представляли М. Шлик, Р. Карнап. Это направление ставило своей задачей с помощью логического анализа ос­вободить социологию от метафизики, очистить ее от бессмысленных тер­минов и выражений. Для О. Нейрата критерием определения смыслов социальных высказываний выступала их эмпирическая проверяемость. В основе совокупности высказываний, которыми оперирует социолог, должны лежать базовые высказывания или высказывания наблюдения, описывающие единичные события. О. Нсйрат в работе «Социология и физикализм» обосновал специфическую логику построения социальных высказываний. Он исходил из утверждения о том, что только высказы­вания о единичных явлениях подвергаются строгой верификации-. Ис­пользуя базовые высказывания, социолог обязан сравнивать все после­дующие высказывания с содержанием базовых.

В обязанность социолога входят обоснование и формулировка общих высказываний, или законов социальной науки; подобные общие высказы­вания должны лежать в основе перехода от высказываний наблюдения к предсказаниям. Образцом для социальной науки, по Нсйрату, должен стать язык физики. Такой язык по своей сути является интерсубъективным, т. с. независимым от субъектов, его использующих.

Нейрат приводит два высказывания: 1) «выполняя свою историческую миссию, нация приступила к распространению цивилизации по всей зем­ле»; 2) «одна группа людей убила другую и уничтожила ее дома и книги». Оба высказывания эмпирически эквивалентны, но второе сформулирова-

но в физикалиетском стиле, в терминах наблюдения. В этом смысле в го-рое высказывание проверяемо, оно свободно от туманных непрояснен­ных понятий, следовательно, и от метафизики. В первом высказывании используются такие понятия, как миссия, цивилизация. По Нейрату, они — метафизические. Социология не должна использовать такого рода поня­тия. Задача социологии, по Нейрату, — предсказание единичных собы­тий, при этом социология должна использовать метод, устанавливающий корреляции, возникающие между отдельными величинами в физикалист-ском описании событий. Социология должна быть разновидностью соци­ального бихевиоризма, частью унифицированной науки о человеческом поведении.

Социолог должен изучать корреляции между условиями жизни со­циальных групп и их поведением. Условия жизни — это стимулы, а поведение — реакция на эти стимулы. Нейрат при объяснении соци­альных явлений опирался на марксистскую теорию. В частности, он был сторонником того объяснения возникновения и развития капита­лизма, которое дал Маркс. Нейрат отвергал объяснение возникнове­ния капитализма, данное М. Вебером. Нейрат сформулировал совокуп­ность положений, обязывающих социологию заниматься изучением наблюдаемой сферы социальной действительности. Ненаблюдаемые сферы социальной действительности могут быть предметом социаль­ной философии, других форм сознания, но не социологии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.243.45 (0.02 с.)