Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный подход и сравнительные социальные исследования
Сравнительный подход — стратегия исследовательской деятельности, Цель которой заключается в выявлении общих и специфических свойств однородных или разнородных социальных явлений. На основе сравнительного подхода изучают различные этапы становления и развития од- ного и того же социального явления или ранных явлений, существующих в одно и то же время. Сравнительный подход опирается на сравнение — познавательную операцию, в ходе которой на основе определенного критерия или их совокупности устанавливается сходство и(или) различие социальных явлений. Для установления сходства и различия одно социальное явление должно быть сопоставлено с другим или свойства, присущие явлению в одно время, должны быть сопоставлены со свойствами, присущими этому явлению в другое время. Логически операция сопоставления сводится к рассмотрению отношений А=В; А<В; А>В. Указанные отношения суть основные отношения сравнения. Обращение к сравнительному подходу предполагает постановку и решение ряда специфических вопросов. Один из центральных вопро-^Л сов: возможно ли в принципе сравнение тех или иных социальных явлений! Ведь сравнение имеет смысл лишь тогда, когда исследователь уверен в том, что те или иные явления в чем-то сходны. Стало быть, положительный или отрицательный ответ на вопрос о возможности и целесообразности обращения к сравнительному подходу зависит от некоторых онтологических представлений исследователя о подлежащих сравнению явлениях. Опираясь на уже имеющиеся знания о явлениях и(или) на собственные представления о них, исследователь должен определить, имеется ли нечто общее в объектах, которые он намерен сравнивать. Когда это общее обнаружено, можно переходить к следующему этапу подготовки сравнения, а именно ■■— к определению оснований сравнения. f^s. Таким образом, второй важнейший вопрос методологической организации сравнительного исследования: каковы критерии, основания будущего сопоставления явлений или свойств одного и того же явления? Ответ на этот вопрос также связан с онтологическими представлениями исследователя. Эти представления могут заимствоваться у других, а могут разрабатываться и самостоятельно. Сравниваться должны свойства, в которых выражена сущность (главное, определяющее) в сравниваемых явлениях.
л Если предполагаемое сравнительное исследование будет не только качественным, но и количественным, следует определить, что и как (с помощью какого измерительного инструмента) будет измеряться. Это третий вопрос методологии сравнительных исследований. Д Четвертый вопрос связан с созданием модели выборки, т. с. с определением качества и количества реально существующих объектов, которые должны быть подвергнуты изучению и которые будут представлять (репрезентировать) все множество соответствующего типа объектов. Сформулированные выше четыре важнейших теоретико-методологических вопроса и определяют специфику обоснования социального исследования на основе сравнительного подхода. В остальном проблемы организации таких исследований сходны с проблемами организации «обычного» социального исследования. Принимая во внимание вышесказанное, можно определить основные, специфические для сравнительных исследований этапы их организации и осуществления. Йервый этап связан с корректной постановкой вопроса q возможности и целесообразности сравнения тех или иных явлений. hmopou этап предполагает формулирование конкретных целей сравнения и поиск, обоснование и создание системы критериев сравнения. Тре гний этап — решение методолргических проблем измерения интересующих исследователя явлений. Чвертый этап — построение выборки, определение объектов, подлежащих сопоставлению. Пят.ый этап — собственно исследование, т. е. изучение на основе идейного замысла и гипотез исследования ранее отобранных объектов. Остальные этапы организации и осуществления сравнительных исследований идентичны этапам «обычных» исследований. Обращение к сравнительному подходу в социальных науках было обусловлено двумя основными обстоятельствами. Во-первых, стремление социологов установить некоторые «универсалии», т. с. повторяемость, регулярность в человеческой истории, культуре, в социальном взаимодействии. Во-вторых, желание «удержать», не потерять свойства, присущие различным обществам, культурам. Другими словами, это стремление преодолеть нередко встречавшийся и встречающийся сегодня исследовательский этноцентризм.
Реализация сравнительного подхода требует умения оперировать понятиями социального времени и социального пространства. Неумение оперировать этими понятиями или игнорирование их роли в социальном исследовании часто приводило и приводит ученых к неверным или ограниченным выводам и оценкам. Поэтому выводы и оценки, полученные на основе изучения специфичных для данной культуры, общества свойств явлений, должны проверяться с помощью результатов межкультурных, межнациональных исследований. Сравнительные исследования могут проводиться как по оси социального времени, так и по оси социального пространства. Возможны и сравнительные исследования, где одновременно осуществляется социально-пространственное и социально-временное измерение социальных явлений. В зависимости от ориентации сравнительных исследований на социальное время обычно выделяют: кросс-секционные, панельные, когорт-ные, трендовые исследования. Кросс-секционные исследования имеют целью сбор и анализ информации о различных группах населения, сосуществующих в одно и то же время, но находящихся на разных стадиях развития или в различных социально-экономических условиях. На основе панельных исследований с определенным интервалом времени изучают одну и ту же группу людей. Объектом когортного исследования выступает какая-то возрастная подгруппа населения (когорта), изменения свойств которой изучают в течение определенного отрезка времени. Трсндовыс исследования фиксируют изменения, происходящие в течение конкретных промежутков времени в населении страны, региона (в генеральной совокупности). В зависимости от ориентации сравнительных исследований на социальное пространство выделяют: межнациональные, межгосударственные (межстрановые), межрегиональные исследования. Указанные исследования отличаются друг от друга по ориентации на основной объект анализа: нация, государство (страна), регион, культура. Объединяет эти исследования установка на проведение сравнения двух и более наций, государств, регионов, культур. Практика организации и проведения социально-пространственных сравнительных исследований не столь богата и многообразна, как практика социально-временных исследований. Последние, как правило, проводятся в одной стране, что является одним из важнейших условий их осуществимости. Организация международных сравнительных исследований связана прежде всего с преодолением политических, идеологических, культурных, языковых, организационных барьеров. Значительные трудности возникают при проведении этих исследований и в теоретико-методологической области научного поиска. Сравнительные социальные исследования, выходящие за пределы отдельных стран, государств, культур, стали активно организовываться и осуществляться лишь с начала 60-х гг. XX в. Движение за проведение таких исследований было поддержано Международным советом социальных наук ЮНЕСКО. В 70-80-с гг. в различных европейских странах были сформированы подразделения, институты, ответственные за выработку единых подходов для сбора, обобщения, хранения данных социальных исследований. Согласованная по ряду параметров работа различных учреждений привела к формированию межнациональных инфраструктур обслуживания социальных наук и проведению межгосударственных сравнительных исследований. Сегодня научные коллективы Европейского Сообщества, самостоятельно и во взаимодействии с коллегами из других стран, уже реализовали ряд международных сравнительных проектов. А с начала 90-х гг. ЮНЕСКО приступило к реализации первой межправительственной программы в области социальных наук. Официальное название программы — программа управления социальными преобразованиями (MOST).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.005 с.) |