СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД И СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ



Сравнительный подход — стратегия исследовательской деятельности, Цель которой заключается в выявлении общих и специфических свойств однородных или разнородных социальных явлений. На основе сравни­тельного подхода изучают различные этапы становления и развития од-

ного и того же социального явления или ранных явлений, существующих в одно и то же время.

Сравнительный подход опирается на сравнение — познавательную опе­рацию, в ходе которой на основе определенного критерия или их совокуп­ности устанавливается сходство и(или) различие социальных явлений. Для установления сходства и различия одно социальное явление должно быть сопоставлено с другим или свойства, присущие явлению в одно время, должны быть сопоставлены со свойствами, присущими этому явлению в другое время. Логически операция сопоставления сводится к рассмотре­нию отношений А=В; А<В; А>В. Указанные отношения суть основные

отношения сравнения.

Обращение к сравнительному подходу предполагает постановку и решение ряда специфических вопросов. Один из центральных вопро-^Л сов: возможно ли в принципе сравнение тех или иных социальных явле­ний! Ведь сравнение имеет смысл лишь тогда, когда исследователь уве­рен в том, что те или иные явления в чем-то сходны. Стало быть, положительный или отрицательный ответ на вопрос о возможности и целесообразности обращения к сравнительному подходу зависит от не­которых онтологических представлений исследователя о подлежащих сравнению явлениях. Опираясь на уже имеющиеся знания о явлениях и(или) на собственные представления о них, исследователь должен оп­ределить, имеется ли нечто общее в объектах, которые он намерен срав­нивать. Когда это общее обнаружено, можно переходить к следующе­му этапу подготовки сравнения, а именно ■■— к определению оснований

сравнения.

f^s. Таким образом, второй важнейший вопрос методологической органи­зации сравнительного исследования: каковы критерии, основания буду­щего сопоставления явлений или свойств одного и того же явления? От­вет на этот вопрос также связан с онтологическими представлениями исследователя. Эти представления могут заимствоваться у других, а мо­гут разрабатываться и самостоятельно. Сравниваться должны свойства, в которых выражена сущность (главное, определяющее) в сравниваемых яв­лениях.

л Если предполагаемое сравнительное исследование будет не только ка­чественным, но и количественным, следует определить, что и как (с по­мощью какого измерительного инструмента) будет измеряться. Это тре­тий вопрос методологии сравнительных исследований. Д Четвертый вопрос связан с созданием модели выборки, т. с. с опре­делением качества и количества реально существующих объектов, ко­торые должны быть подвергнуты изучению и которые будут представ­лять (репрезентировать) все множество соответствующего типа объектов.

Сформулированные выше четыре важнейших теоретико-методологи­ческих вопроса и определяют специфику обоснования социального ис­следования на основе сравнительного подхода. В остальном проблемы организации таких исследований сходны с проблемами организации «обычного» социального исследования.

Принимая во внимание вышесказанное, можно определить основные, специфические для сравнительных исследований этапы их организации и осуществления. Йервый этап связан с корректной постановкой вопроса q возможности и целесообразности сравнения тех или иных явлений. hmopou этап предполагает формулирование конкретных целей сравне­ния и поиск, обоснование и создание системы критериев сравнения. Тре гний этап — решение методолргических проблем измерения интересую­щих исследователя явлений. Чвертый этап — построение выборки, определение объектов, подлежащих сопоставлению. Пят.ый этап — соб­ственно исследование, т. е. изучение на основе идейного замысла и гипо­тез исследования ранее отобранных объектов. Остальные этапы органи­зации и осуществления сравнительных исследований идентичны этапам «обычных» исследований.

Обращение к сравнительному подходу в социальных науках было обус­ловлено двумя основными обстоятельствами. Во-первых, стремление со­циологов установить некоторые «универсалии», т. с. повторяемость, регу­лярность в человеческой истории, культуре, в социальном взаимодействии. Во-вторых, желание «удержать», не потерять свойства, присущие различ­ным обществам, культурам. Другими словами, это стремление преодолеть нередко встречавшийся и встречающийся сегодня исследовательский эт­ноцентризм.

Реализация сравнительного подхода требует умения оперировать по­нятиями социального времени и социального пространства. Неумение оперировать этими понятиями или игнорирование их роли в социаль­ном исследовании часто приводило и приводит ученых к неверным или ограниченным выводам и оценкам. Поэтому выводы и оценки, получен­ные на основе изучения специфичных для данной культуры, общества свойств явлений, должны проверяться с помощью результатов межкуль­турных, межнациональных исследований. Сравнительные исследования могут проводиться как по оси социального времени, так и по оси соци­ального пространства. Возможны и сравнительные исследования, где од­новременно осуществляется социально-пространственное и социально-временное измерение социальных явлений.

В зависимости от ориентации сравнительных исследований на соци­альное время обычно выделяют: кросс-секционные, панельные, когорт-ные, трендовые исследования. Кросс-секционные исследования имеют целью сбор и анализ информации о различных группах населения, сосу­ществующих в одно и то же время, но находящихся на разных стадиях

развития или в различных социально-экономических условиях. На осно­ве панельных исследований с определенным интервалом времени изуча­ют одну и ту же группу людей. Объектом когортного исследования высту­пает какая-то возрастная подгруппа населения (когорта), изменения свойств которой изучают в течение определенного отрезка времени. Трсндовыс исследования фиксируют изменения, происходящие в течение конкрет­ных промежутков времени в населении страны, региона (в генеральной совокупности).

В зависимости от ориентации сравнительных исследований на соци­альное пространство выделяют: межнациональные, межгосударственные (межстрановые), межрегиональные исследования. Указанные исследова­ния отличаются друг от друга по ориентации на основной объект анализа: нация, государство (страна), регион, культура. Объединяет эти исследова­ния установка на проведение сравнения двух и более наций, государств, регионов, культур.

Практика организации и проведения социально-пространственных сравнительных исследований не столь богата и многообразна, как прак­тика социально-временных исследований. Последние, как правило, про­водятся в одной стране, что является одним из важнейших условий их осуществимости. Организация международных сравнительных исследо­ваний связана прежде всего с преодолением политических, идеологичес­ких, культурных, языковых, организационных барьеров. Значительные трудности возникают при проведении этих исследований и в теоретико-методологической области научного поиска.

Сравнительные социальные исследования, выходящие за пределы отдельных стран, государств, культур, стали активно организовываться и осуществляться лишь с начала 60-х гг. XX в. Движение за проведение таких исследований было поддержано Международным советом соци­альных наук ЮНЕСКО. В 70-80-с гг. в различных европейских странах были сформированы подразделения, институты, ответственные за вы­работку единых подходов для сбора, обобщения, хранения данных со­циальных исследований. Согласованная по ряду параметров работа раз­личных учреждений привела к формированию межнациональных инфраструктур обслуживания социальных наук и проведению межгосу­дарственных сравнительных исследований. Сегодня научные коллекти­вы Европейского Сообщества, самостоятельно и во взаимодействии с коллегами из других стран, уже реализовали ряд международных срав­нительных проектов. А с начала 90-х гг. ЮНЕСКО приступило к реали­зации первой межправительственной программы в области социальных наук. Официальное название программы — программа управления со­циальными преобразованиями (MOST).





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.135.8 (0.006 с.)