Системный и комплексный подходы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный и комплексный подходы



Говоря об отношениях системного и комплексного подходов, мы ис­пользуем несколько критериев: 1) происхождение подходов; 2) их разра­ботанность, развитость; 3) своеобразие методологических установок; 4) своеобразие онтологии подходов, т. е. нацеленность каждого из подхо­дов на специфические объекты; 5) сфера применения.

Системный подход разрабатывался на основе принципа системности. Этот принцип был выдвинут еще в XIX в.; к нему обращались и Маркс, и Спенсер, и другие социологи. Тем не менее, основное содержание прин­ципа системности получило развитие во второй половине XX в.

Как общенаучный системный подход возник накануне второй миро­вой войны. Его родоначальником был Людвиг фон Берталанфи, разра­ботавший основные положения системного подхода как общенаучной стратегии. Многие идеи Берталанфи предвосхитил российский ученый А.А. Богданов, основоположник тектологии — учения об организациях (было развито в начале XX в.). Первоначально системный подход при­менили в биологии, в дальнейшем был распространен на другие отрас­ли научного знания. Его начали использовать во всех науках, в том числе и в социологии.

Комплексный подход возник позже системного. Его формирование проходило на основе положений системного подхода в 70-х гг. XX в. в отечественном обществоведении. Становление комплексного подхода не завершено, он все еще находится в процессе развития. В западной социо­логии понятие «комплексный подход» пока используется не часто. Запад­ные исследователи оперируют другим понятием: «триангуляция». Оно оз­начает применение различных методов, техник, инструментов, теорий для более успешного приближения к истине. Понятие триангуляции передает идею необходимости объединения в одном исследовании разных идей, методов, однако не дает ответа на вопросы о том, на каких основаниях и как можно произвести это объединение. Комплексный подход отвечает на указанные вопросы.

Еоворя об общих свойствах системного и комплексного подходов, надо отметить, что они возникли на основе междисциплинарного движения современной науки, которое получило свое развитие после второй миро­вой войны. В его основе лежало стремление ученых организовать изуче­ние сложных объектов, сложных научных проблем, которые невозможно было ранее изучить с помощью познавательных средств, присущих от­дельной дисциплине.

Системный и комплексный подходы объединяет ориентация на изуче­ние сложных^бъектов на основе мобилизации познавательных средств, присущих отдельным наукам, на основе их объединения в рамках одной

коллективно-разработанной и коллективно-реализуемой научно-исследо­вательской программы. С появлением системного и комплексного подхо­дов объективная тенденция науки к интеграции знаний получила методо­логически осознанное подкрепление.

Обсуждаемые подходы объединяет установка на систематическое ото­бражение объекта в ситуации конкретного исследования объективной ре­альности и ее различных сфер. Однако механизм реализации этой уста­новки в каждом подходе отличается своеобразием. Системный подход может стремиться к синтезу научных знаний, оставаясь в рамках одной научной дисциплины, а комплексный подход реализует установку на син­тетическое отображение действительности на основе мобилизации позна­вательных средств, присущих разным дисциплинам. Системный подход нацелен на изучение системных объектов или тех, которые исследовате­ли представляют как системы. Онтология комплексного подхода не так однозначно специализирована, как онтология системного подхода. Объек­том комплексного исследования могут быть не только системы; комплек­сно можно изучать любые явления и процессы, состояния, ситуации, от­ношения. Онтология комплексного подхода так же широка, как и онтология всей науки.

Существуют две точки зрения относительно сфер применения анали­зируемых подходов. Первая утверждает, что системный и комплексный подходы могут применяться во всех областях научного знания и что оба подхода идеологически нейтральны. Вторая точка зрения утверждает, что комплексный подход — это социально-философский метод социаль­ного познания, в связи с чем он может быть идеологически ангажиро­ванным. Последний взгляд на комплексный подход нельзя признать пра­вильным.

Основное содержание системного подхода раскрывается через его ос­новные понятия. Таковыми выступают: система, системообразующие связи и отношения, структура, окружающая среда, уровни системы, иерархия уровней системы и т. д. Основное содержание комплексного подхода рас­крывается не с помощью основных понятий, а с помощью основных прин­ципов.

Системный подход и его принципы. Системный подход в социоло­гии главной задачей считает изучение социального явления в виде соци­альной системы. Система в переводе с греческого означает «состоящее из частей, объединение». Часто под социальной системой в социологии под­разумевают целостное образование, основные элементы которого — люди, отношения между ними, нормы поведения и деятельности, роли и ценно­сти. Системный подход исходит из утверждения, что каждая социальная система содержит в себе определенные качества, не сводящиеся к сумме свойств составляющих ее элементов.

В качестве основных типов социальных систем в социологии выделя­ют общественно-экономическую формацию, социальную общность, со­циальную организацию, социальные институты и личность.

Социальные системы бывают гомогенными, т. с. состоящими из оди­наковых по своим свойствам элементов, и гетерогенными, т. е. состоящи­ми из элементов разной природы, разного качества. В качестве гомогенных систем выступают малые группы, социальные классы, профессиональные коллективы и т. п. Гетерогенные социальные системы: 1) социально-техни­ческие системы (предприятие, город), которые включают материально-вещественные элементы и человеческие ресурсы; 2) эколого-социальные системы (например географический район).

Социальным системам присущ высокий уровень сложности по срав­нению с другими типами систем. Особенностью социальных систем яв­ляется их открытость и способность к адаптации на основе разработки и реализации различных стратегий деятельности.

Основные требования к использованию системного подхода могут быть представлены в виде последовательности определенных познавательных действий.

1. Необходимо выделить ту или иную систему из окружающей среды и установить взаимосвязи, которые существуют между системой и средой. Не определив среды, нельзя определить границы социальной системы.

2. Когда граница установлена, осуществляется определение состава си­стемы, ее элементов.

3. Рассматриваются отношения между элементами и определяется структура системы.

4. Анализируются функции элементов по отношению к системе.

5. Выявляются системообразующие связи.

6. Определяются механизмы функционирования и развития данной си­стемы.

Для овладения объективной сложностью систем можно использовать два приема: 1) декомпозицию, т. е. разбиение системы на элементы; 2) аг­регирование, т. с. объединение некоторых классов элементов в общую структуру и систему.

Системное описание объекта проводится на разных уровнях: 1) инди­видуальном — описываются отношения между индивидуумами, вхо­дящими в состав системы; 2) интегральном — надындивидуальный уровень, описываются отношения между различными целостностями.

Используя системный подход, социология разработала различные ва­рианты системного представления общества. К ним следует отнести пред­ставление общества:

— как совокупности специфических общественных отношений;

— как системы деятельностей;

— как системы субъектов деятельности (как индивидуальных, так и коллективных);

— как системы норм ценностей, идеалов;

— как системы социальных институтов и системы социальных орга­низаций.

В последние годы начал разрабатываться особый методологический подход, опирающийся на системные идеи, получивший название «мето­дология мягкой системности» — soft systems methodology (не надо путать данную ориентацию с понятиями мягкой и жесткой систем). Речь идет об особой разновидности методологического анализа, опирающегося на прин­цип системности.

Мягкая системность — такой вид системности, в которой она высту­пает средством не отражения реального мира в идеальных конструкциях, а средством непосредственного конструирования мира, его фрагментов, сфер и т. п. Чекленд (Chakland) — один из основателей мягкой системно­сти, писал, что мы сами превращаем мир в систему с помощью таких по­нятий, как иерархия, уровни, связи, контроль и т. д. Методология мягкой системности сконцентрирована не на истинных объяснениях объектив­ных явлений, а на сугубо прагматической цели исправления проблемной ситуации. Для мягкой системности единственной реальностью является возникновение проблемной ситуации. Главное ее назначение — модели­рование проблемных ситуаций, рассмотрение возможностей вмешатель­ства в эти ситуации, исправление этих ситуаций, придание им тех свойств, которые устраивали бы человека. Мир становится партнером «в диалоге» субъекта с компонентами этого мира.

Комплексный подход и его принципы. Комплексный подход в соци­ологии часто понимается неправильно. Например, утверждается, что со­циология изучает социальные явления комплексно, что основным при­знаком социологических исследований является комплексность, которая вытекает из требования целостного рассмотрения социального явления. Утверждается также, что комплексность якобы проистекает из необходи­мости исследования социального явления как единства объективных и субъективных факторов. На самом деле эти характеристики присущи лю­бой науке и не могут быть отнесены только к социологии.

Комплексность как особое свойство современной науки проявляется в формировании и развитии комплексного подхода как особой стратегии научно-исследовательской деятельности, в комплексировании, т. е. в осо­бом виде познавательной деятельности, направленной на объединение наук, дисциплинарных знавши и действий различных специалистов в це­лях многостороннего и целостного изучения сложных объектов. Комплекс­ность проявляется также в организации и осуществлении комплексных ис­следований, нового типа организации познавательной деятельности.

Назовем принципы комплексного подхода.

1. Принцип многосторонности означает требование в ситуации кон­кретного исследования изучать одновременно несколько свойств, сто­рон, аспектов, присущих сложноорганизованному объекту. Каждая из сторон может быть изучена либо отдельной наукой, либо двумя и бо­лее науками. Этот принцип опирается на более общий принцип науч­ного познания — принцип всесторонности, который является общеме­тодологическим идеалом и ориентирует научное познание на целостное отображение изучаемых объектов. Однако принцип всесторонности не может быть реализован в ситуации конкретного исследования. Имен­но поэтому движение научного познания к всесторонности происхо­дит через отдельные, следующие друг за другом многосторонние ис­следования.

2. Принцип единства исходных представлений об объекте изучения служит основой взаимного понимания представителей различных дисцип­лин в рамках единого научного исследования.

Различия в познавательной ситуации полидисциплинарных и комплек­сных исследований показаны на рис. 4 и 5.

Д.-МДПр-

Д,-МДПр-П,

Д.-МДПр,-П.

ЧДЗ,

чдз.

ЧДЗ,

Рис. 4. Познавательная ситуация в полидпециплинарном исследовании.

Д — дисциплина, МДПр — монодисциплинарные представления о сущности объекта и предмета исследования, П — монодисциплинарный предмет исследования. О — объект иссле­дования, ЧДЗ — частные дисциплинарные знания.

д,

ЕИПр   COMII   О ------» ЕИЗн

Д.,

Рис. 5. Познавательная ситуация в комплексном исследовании.

НИПр -— единые исходные представления о сущности объекта и предмета исследования. СОМП — системно-организованный междисциплинарный предмет исследования, ЕИЗн — единые интегрированные знания.

В комплексном исследовании вырабатываются такие представления о предмете, которые включают в себя знания различных наук. Все уча­ствующие в исследовании ученые эти знания переосмысливают с це­лью построения системно-организованного междисциплинарного пред­мета.

3. Принцип мобилизации релевантных знаний, требующий от исследо­вателей проведения ретроспективного анализа структуры и содержания имеющихся знаний об объекте и выбора того, что имеет прямое отноше­ние к изучению данного объекта.

4. Принцип базовой дисциплины требует, чтобы в рамках исследова­ний была определена главная наука, в которой содержится наиболее общее представление об изучаемом объекте, раскрывается сущность объекта. Как правило, в комплексных социальных исследованиях ба­зовой дисциплиной, выступающей в роли организатора междисципли­нарного взаимодействия, служит социология. Однако базовой дисцип­линой могут быть и другие дисциплины, что определяется целями исследования.

5. Принцип системной организации предмета исследования означает, что предмет исследования должен быть построен не как случайное собра­ние знаний, заимствованных из разных дисциплин, а как новая компози­ция уже полученных знаний, привносящая в понимание предмета иссле­дования новые качества.

6. Принцип конгруэнтности, совместимости знаний говорит о том, что в комплексные исследования должны вовлекаться знания, которые совме­щаются, дополняют друг друга, а знания, не соответствующие единым представлениям, должны отбрасываться, хотя забывать об их существо­вании нельзя. Иногда к этим знаниям следует возвращаться.

7. Принцип единства познавательного процесса и единомыслия учас­тников конкретного исследования раскрывается с помощью двух других принципов: принципа единства цели исследования, которая разбивается на разнообразные познавательные задачи, согласованные друг с другом, и принципа единства идейного замысла.

8. Принцип интеграции частных результатов в единый целостный результат требует синтезирования отдельных результатов в непротиворе­чивую конструкцию, дающую целостную характеристику изученному яв­лению.

Из сформулированных принципов следует, что не может быть ком­плексного социологического исследования, а может быть комплексное социальное исследование, в котором социология, как правило, зани­мает ведущее место базовой дисциплины, поскольку только социоло­гия предлагает наиболее общие представления о всех социальных яв­лениях.

Комплексные социальные исследования реализуются в четырех основ­ных формах.

1. Комплексное междисциплинарное исследование, в котором доста­точно двух дисциплин.

2. Комплексное междисциплинарное исследование, включающее от­дельные области социогуманитарных дисциплин, а также дисциплин дру­гих рядов, например, комплексное социально-биологическое исследова­ние.

3. Междисциплинарные комплексные терминальные программы (вре­менные), как правило, включающие в себя комплекс социогуманитарных и других наук.

4. Междисциплинарные программы-стационары, носящие постоянный характер, которые создаются в целях длительного изучения сложно орга­низованных объектов, в них вовлекается большое количество разнооб­разных дисциплин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 8855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.023 с.)