Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системный и комплексный подходы
Говоря об отношениях системного и комплексного подходов, мы используем несколько критериев: 1) происхождение подходов; 2) их разработанность, развитость; 3) своеобразие методологических установок; 4) своеобразие онтологии подходов, т. е. нацеленность каждого из подходов на специфические объекты; 5) сфера применения. Системный подход разрабатывался на основе принципа системности. Этот принцип был выдвинут еще в XIX в.; к нему обращались и Маркс, и Спенсер, и другие социологи. Тем не менее, основное содержание принципа системности получило развитие во второй половине XX в. Как общенаучный системный подход возник накануне второй мировой войны. Его родоначальником был Людвиг фон Берталанфи, разработавший основные положения системного подхода как общенаучной стратегии. Многие идеи Берталанфи предвосхитил российский ученый А.А. Богданов, основоположник тектологии — учения об организациях (было развито в начале XX в.). Первоначально системный подход применили в биологии, в дальнейшем был распространен на другие отрасли научного знания. Его начали использовать во всех науках, в том числе и в социологии. Комплексный подход возник позже системного. Его формирование проходило на основе положений системного подхода в 70-х гг. XX в. в отечественном обществоведении. Становление комплексного подхода не завершено, он все еще находится в процессе развития. В западной социологии понятие «комплексный подход» пока используется не часто. Западные исследователи оперируют другим понятием: «триангуляция». Оно означает применение различных методов, техник, инструментов, теорий для более успешного приближения к истине. Понятие триангуляции передает идею необходимости объединения в одном исследовании разных идей, методов, однако не дает ответа на вопросы о том, на каких основаниях и как можно произвести это объединение. Комплексный подход отвечает на указанные вопросы. Еоворя об общих свойствах системного и комплексного подходов, надо отметить, что они возникли на основе междисциплинарного движения современной науки, которое получило свое развитие после второй мировой войны. В его основе лежало стремление ученых организовать изучение сложных объектов, сложных научных проблем, которые невозможно было ранее изучить с помощью познавательных средств, присущих отдельной дисциплине.
Системный и комплексный подходы объединяет ориентация на изучение сложных^бъектов на основе мобилизации познавательных средств, присущих отдельным наукам, на основе их объединения в рамках одной коллективно-разработанной и коллективно-реализуемой научно-исследовательской программы. С появлением системного и комплексного подходов объективная тенденция науки к интеграции знаний получила методологически осознанное подкрепление. Обсуждаемые подходы объединяет установка на систематическое отображение объекта в ситуации конкретного исследования объективной реальности и ее различных сфер. Однако механизм реализации этой установки в каждом подходе отличается своеобразием. Системный подход может стремиться к синтезу научных знаний, оставаясь в рамках одной научной дисциплины, а комплексный подход реализует установку на синтетическое отображение действительности на основе мобилизации познавательных средств, присущих разным дисциплинам. Системный подход нацелен на изучение системных объектов или тех, которые исследователи представляют как системы. Онтология комплексного подхода не так однозначно специализирована, как онтология системного подхода. Объектом комплексного исследования могут быть не только системы; комплексно можно изучать любые явления и процессы, состояния, ситуации, отношения. Онтология комплексного подхода так же широка, как и онтология всей науки. Существуют две точки зрения относительно сфер применения анализируемых подходов. Первая утверждает, что системный и комплексный подходы могут применяться во всех областях научного знания и что оба подхода идеологически нейтральны. Вторая точка зрения утверждает, что комплексный подход — это социально-философский метод социального познания, в связи с чем он может быть идеологически ангажированным. Последний взгляд на комплексный подход нельзя признать правильным. Основное содержание системного подхода раскрывается через его основные понятия. Таковыми выступают: система, системообразующие связи и отношения, структура, окружающая среда, уровни системы, иерархия уровней системы и т. д. Основное содержание комплексного подхода раскрывается не с помощью основных понятий, а с помощью основных принципов.
Системный подход и его принципы. Системный подход в социологии главной задачей считает изучение социального явления в виде социальной системы. Система в переводе с греческого означает «состоящее из частей, объединение». Часто под социальной системой в социологии подразумевают целостное образование, основные элементы которого — люди, отношения между ними, нормы поведения и деятельности, роли и ценности. Системный подход исходит из утверждения, что каждая социальная система содержит в себе определенные качества, не сводящиеся к сумме свойств составляющих ее элементов. В качестве основных типов социальных систем в социологии выделяют общественно-экономическую формацию, социальную общность, социальную организацию, социальные институты и личность. Социальные системы бывают гомогенными, т. с. состоящими из одинаковых по своим свойствам элементов, и гетерогенными, т. е. состоящими из элементов разной природы, разного качества. В качестве гомогенных систем выступают малые группы, социальные классы, профессиональные коллективы и т. п. Гетерогенные социальные системы: 1) социально-технические системы (предприятие, город), которые включают материально-вещественные элементы и человеческие ресурсы; 2) эколого-социальные системы (например географический район). Социальным системам присущ высокий уровень сложности по сравнению с другими типами систем. Особенностью социальных систем является их открытость и способность к адаптации на основе разработки и реализации различных стратегий деятельности. Основные требования к использованию системного подхода могут быть представлены в виде последовательности определенных познавательных действий. 1. Необходимо выделить ту или иную систему из окружающей среды и установить взаимосвязи, которые существуют между системой и средой. Не определив среды, нельзя определить границы социальной системы. 2. Когда граница установлена, осуществляется определение состава системы, ее элементов. 3. Рассматриваются отношения между элементами и определяется структура системы. 4. Анализируются функции элементов по отношению к системе. 5. Выявляются системообразующие связи. 6. Определяются механизмы функционирования и развития данной системы. Для овладения объективной сложностью систем можно использовать два приема: 1) декомпозицию, т. е. разбиение системы на элементы; 2) агрегирование, т. с. объединение некоторых классов элементов в общую структуру и систему. Системное описание объекта проводится на разных уровнях: 1) индивидуальном — описываются отношения между индивидуумами, входящими в состав системы; 2) интегральном — надындивидуальный уровень, описываются отношения между различными целостностями. Используя системный подход, социология разработала различные варианты системного представления общества. К ним следует отнести представление общества: — как совокупности специфических общественных отношений;
— как системы деятельностей; — как системы субъектов деятельности (как индивидуальных, так и коллективных); — как системы норм ценностей, идеалов; — как системы социальных институтов и системы социальных организаций. В последние годы начал разрабатываться особый методологический подход, опирающийся на системные идеи, получивший название «методология мягкой системности» — soft systems methodology (не надо путать данную ориентацию с понятиями мягкой и жесткой систем). Речь идет об особой разновидности методологического анализа, опирающегося на принцип системности. Мягкая системность — такой вид системности, в которой она выступает средством не отражения реального мира в идеальных конструкциях, а средством непосредственного конструирования мира, его фрагментов, сфер и т. п. Чекленд (Chakland) — один из основателей мягкой системности, писал, что мы сами превращаем мир в систему с помощью таких понятий, как иерархия, уровни, связи, контроль и т. д. Методология мягкой системности сконцентрирована не на истинных объяснениях объективных явлений, а на сугубо прагматической цели исправления проблемной ситуации. Для мягкой системности единственной реальностью является возникновение проблемной ситуации. Главное ее назначение — моделирование проблемных ситуаций, рассмотрение возможностей вмешательства в эти ситуации, исправление этих ситуаций, придание им тех свойств, которые устраивали бы человека. Мир становится партнером «в диалоге» субъекта с компонентами этого мира. Комплексный подход и его принципы. Комплексный подход в социологии часто понимается неправильно. Например, утверждается, что социология изучает социальные явления комплексно, что основным признаком социологических исследований является комплексность, которая вытекает из требования целостного рассмотрения социального явления. Утверждается также, что комплексность якобы проистекает из необходимости исследования социального явления как единства объективных и субъективных факторов. На самом деле эти характеристики присущи любой науке и не могут быть отнесены только к социологии. Комплексность как особое свойство современной науки проявляется в формировании и развитии комплексного подхода как особой стратегии научно-исследовательской деятельности, в комплексировании, т. е. в особом виде познавательной деятельности, направленной на объединение наук, дисциплинарных знавши и действий различных специалистов в целях многостороннего и целостного изучения сложных объектов. Комплексность проявляется также в организации и осуществлении комплексных исследований, нового типа организации познавательной деятельности.
Назовем принципы комплексного подхода. 1. Принцип многосторонности означает требование в ситуации конкретного исследования изучать одновременно несколько свойств, сторон, аспектов, присущих сложноорганизованному объекту. Каждая из сторон может быть изучена либо отдельной наукой, либо двумя и более науками. Этот принцип опирается на более общий принцип научного познания — принцип всесторонности, который является общеметодологическим идеалом и ориентирует научное познание на целостное отображение изучаемых объектов. Однако принцип всесторонности не может быть реализован в ситуации конкретного исследования. Именно поэтому движение научного познания к всесторонности происходит через отдельные, следующие друг за другом многосторонние исследования. 2. Принцип единства исходных представлений об объекте изучения служит основой взаимного понимания представителей различных дисциплин в рамках единого научного исследования. Различия в познавательной ситуации полидисциплинарных и комплексных исследований показаны на рис. 4 и 5. Д.-МДПр- Д,-МДПр-П, Д.-МДПр,-П. ЧДЗ, чдз. ЧДЗ, Рис. 4. Познавательная ситуация в полидпециплинарном исследовании. Д — дисциплина, МДПр — монодисциплинарные представления о сущности объекта и предмета исследования, П — монодисциплинарный предмет исследования. О — объект исследования, ЧДЗ — частные дисциплинарные знания. д,
Д., Рис. 5. Познавательная ситуация в комплексном исследовании. НИПр -— единые исходные представления о сущности объекта и предмета исследования. СОМП — системно-организованный междисциплинарный предмет исследования, ЕИЗн — единые интегрированные знания. В комплексном исследовании вырабатываются такие представления о предмете, которые включают в себя знания различных наук. Все участвующие в исследовании ученые эти знания переосмысливают с целью построения системно-организованного междисциплинарного предмета. 3. Принцип мобилизации релевантных знаний, требующий от исследователей проведения ретроспективного анализа структуры и содержания имеющихся знаний об объекте и выбора того, что имеет прямое отношение к изучению данного объекта. 4. Принцип базовой дисциплины требует, чтобы в рамках исследований была определена главная наука, в которой содержится наиболее общее представление об изучаемом объекте, раскрывается сущность объекта. Как правило, в комплексных социальных исследованиях базовой дисциплиной, выступающей в роли организатора междисциплинарного взаимодействия, служит социология. Однако базовой дисциплиной могут быть и другие дисциплины, что определяется целями исследования.
5. Принцип системной организации предмета исследования означает, что предмет исследования должен быть построен не как случайное собрание знаний, заимствованных из разных дисциплин, а как новая композиция уже полученных знаний, привносящая в понимание предмета исследования новые качества. 6. Принцип конгруэнтности, совместимости знаний говорит о том, что в комплексные исследования должны вовлекаться знания, которые совмещаются, дополняют друг друга, а знания, не соответствующие единым представлениям, должны отбрасываться, хотя забывать об их существовании нельзя. Иногда к этим знаниям следует возвращаться. 7. Принцип единства познавательного процесса и единомыслия участников конкретного исследования раскрывается с помощью двух других принципов: принципа единства цели исследования, которая разбивается на разнообразные познавательные задачи, согласованные друг с другом, и принципа единства идейного замысла. 8. Принцип интеграции частных результатов в единый целостный результат требует синтезирования отдельных результатов в непротиворечивую конструкцию, дающую целостную характеристику изученному явлению. Из сформулированных принципов следует, что не может быть комплексного социологического исследования, а может быть комплексное социальное исследование, в котором социология, как правило, занимает ведущее место базовой дисциплины, поскольку только социология предлагает наиболее общие представления о всех социальных явлениях. Комплексные социальные исследования реализуются в четырех основных формах. 1. Комплексное междисциплинарное исследование, в котором достаточно двух дисциплин. 2. Комплексное междисциплинарное исследование, включающее отдельные области социогуманитарных дисциплин, а также дисциплин других рядов, например, комплексное социально-биологическое исследование. 3. Междисциплинарные комплексные терминальные программы (временные), как правило, включающие в себя комплекс социогуманитарных и других наук. 4. Междисциплинарные программы-стационары, носящие постоянный характер, которые создаются в целях длительного изучения сложно организованных объектов, в них вовлекается большое количество разнообразных дисциплин.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 8855; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.023 с.) |