Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды методологического анализа↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ Понятие «методология» образовано от греческих слов methodos -■-■ путь познания и logos ----- слово, мысль. Методология — учение о путях научного исследования. Однако содержание методологии шире. Оно включает изложение основных принципов, онтологических предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения. Выделяются несколько уровней методологии. 1. Философская методология изучает наиболее общие законы развития человеческого мышления, познания, включая и познание научное. Философская методология в основном совпадает с гносеологией. Гносеология концентрирует внимание на анализе знания. Методология делает акцент на процессуальных характеристиках познавательного процесса. 2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках. 3. Специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук: биологии, физики, истории, социологии и т. д. Специально-научная методология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной научной дисциплины. Социологическая методология — учение о системе онтологических предпосылок, принципов, подходов, методов, объясняющих структуру социологического знания, способы его получения, его приращение, развитие и применение. Она является способом самосознания социологии как науки, представляет собой особый вид рефлексии по поводу сущности, назначения, возможности и границ научного социологического познания. Необходимость выделения методологического анализа в особую область научной деятельности является обшей закономерностью развития всех видов человеческой деятельности, в том числе и научной. Чем сложнее научная деятельность, тем острее потребность в ее анализе. Первоначально методологические разработки в социологии осуществлялись в рамках развития социологических теорий, в рамках обоснования объекта и субъекта социологических теорий. У классиков социологической мысли, кроме Э. Дюркгейма. нет специальных работ по анализ}1 методологических проблем. Социологическая методология как специальная область социологического знания начала формироваться уже в XX в. И к середине века в социологической методологии сложились различные направления. Они различались по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходу, который в них использовался, по ме- тодам, котрые становились предметом самой социологической методологии. Специфика методологии и се направлений определяется тем, как социолог определяет онтологию, т. е. формы существования социальной действительности. Онтология является исходным пунктом формирования социологических методов и социологического знания. Понятие «онтология» образовано от двух греческих слов: ontos — бытие, существование и logos — слово. Онтология — учение о бытии, о форме существования тех или иных явлений. I Структура социологической методологии состоит из семи основных "{Разделов. 1. Онтологические и гносеологические основания и предпосылки социологического познания. 2. Принципы социологического познания. 3. Основные способы понимания и объяснения социальной действительности, т. е. основные парадигмы развития социологического знания. 4. Основные подходы и методы, используемые в социологическом познании. 5. Структура социологического знания, виды социологических знаний. 6. Логика социологических исследований, последовательность и взаимосвязь процедур получения социальных знаний. 7. Проблемы использования знаний в общественной практике. Различаются три группы понятай_мстодологии. I. Понятия, фиксирующие результаты позтавательной деятельности, — идея, концепция, гипотеза, теория, факт и др. 2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания познающего субъекта. — картина мира, образ социальной действительности, онтологические представления,- подход и др. 3. Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя, ее отдельные аспекты, — парадигма, метод, эксперимент и т. д. ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ Методология существует не только как абстрактная область рефлексии научной деятельности,' но и как область, устанавливающая правила организации деятельности, призванная подвергнуть анализу существующую и будущую практику. Методология ■-- это помощник социолога, который выполняет задачи разгребания завалов на пути к объективному научному знанию. Социологическая методология выполняет несколько функций: описательную, объяснительную, предсказательную, контрольную, критическую и самокритическую. В этих функциях выражается практическая направленность социологической методологии. Методология собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной практ икс. Она также считает своей задачей понять и объяс- нить, почему и в каких условиях социолюги использовали те или иные познавательные средства. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности. Методология, опираясь на анализ прошлого и настоящего в социологии, определяет перспективные пути эффективного использования всей гаммы познавательных средств, которыми располагает современная социология. Методология осуществляет методический контроль за организацией познавательного процесса, в том числе с точки зрения того, насколько правильно в нем используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тотг или иной объект. Используя методологические знания, каждый социолог может осуществлять контроль за собственной познавательной деятельностью и за деятельностью предшественников и современников. Рефлексируя над осуществлением научного поиска, методология проводит анализ познавательных действий, дает оценку их правильности,, выявляет недостатки, проблемы и трудности познавательного процесса, вырабатывает рекомендации по его улучшению, устанавливает шормы и правила научной деятельности. Э. ДЮРКГЕЙМА Дюркгейм предполагал, что социальная действительность столь же устойчива, как и другие действительности. Дюркгейм считает, что общество — реальность особого рода, не сводимая к другим реальностям. Он решительно выступает против методологического редукционизма, т. с. такой методологической установки, которая допускает возможность объяснения одних видов реальности, одних явлений с помощью закономерностей и свойств, присущих другим видам реальностей, или других явлений. Он считает необходимым различать индивидуальные факты и социальные факты, индивидуальные представления и коллективные представления, индивидуальное сознание и коллективное сознание. Дюркгейм считает, что социальная реальность по отношению к отдельным индивидуумам выступает в роли принудительной силы. Социальная реальность также характеризуется внешним существованием по отношению к индивидуумам. Эта реальность — вне- и надындивидуальная. Из этих онтологических представлений Дюркгейм вывел правила социологического метода и обосновал логику социологических исследований. По Дюркгейму, социальное познание ничем принципиально не отличается от изучения несоциальных реальностей. В методологическом плане социология должна быть подобна наукам о природе. Основной задачей социолога является изучение причинно-следственных связей, существующих в социальной действительности, и установление объективных закономерностей, которым подчиняется развитие социальной действительности. Социолог должен использовать объективные методы, которые доказали свою эффективность при изучении природной действительности. Основной принцип социального познания, по Дюркгейму: социология должна изучать социальные факты как вещи. При этом изучать нсобхо- димо нс понятия о реальности, а ее саму. Чтобы социология приобрела статус самостоятельной науки, она должна решительным образом избавляться от протопонятий (нредпонятий), т. с. понятий, заимствованных из здравого смысла и других форм общественного сознания. Дюркгейм считает, что право на самостоятельное существование социологии может быть обосновано характеристикой своеобразия социальной действительности, объекта и предмета социальной науки, которые отличаются от других наук. Дюркгейм усматривает в социологии науку наук. Он полагал, что социология должна эмансипироваться от философии. По Дюркгейму, социологические объяснения — единственно правильные объяснения социальных явлений. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД По указанным выше причинам предпочтительнее говорить об историческом подходе, а не о методе. Определим онтологическую основу исторического подхода. 1. Существование и развитие социальной действительности в пространстве и времени. 2. Постоянство изменения социальной действительности. 3. Обусловленность социальных изменений сложным взаимодействием объективных и субъективных факторов. Исторический подход требует изучения социальной действительности как изменяющейся во времени и пространстве, как процесса, который подчинен объективным закономерностям. Исторический подход возник в новое время (XV1I-XVIII вв.) и был развит представителями французской философской и исторической мысли, а также представителями немецкого классического идеализма (Дж. Вико, Вольтер, Г. Гер-дер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Фихте и Г.В.Ф. Гегель). Развернутое обоснование необходимости использовать исторический подход было осуществлено в рамках так называемой философии истории в XVIII и первой половине XIX в. Исторический подход был реакцией на недостатки, присущие подавляющему большинству исторических и социально-философских работ в прежнее время: — бессодержательный эмпиризм исторической науки, ее оперирование отдельными фактами и неспособность их объяснить; — провиденциализм — предустановленность развития истории в соответствии с божественной волей. С точки зрения представителей философии истории, общество необходимо понимать как часть и продолжение природы. Общественные явления в своем развитии подчиняются естественным закономерностям. В общее i вс должна быть выявлена специфическая социальная причинность. Исторический процесс предполагает собственное единство. Одна из главных особенностей исторического подхода — утверждение идеи социального прогресса. Социальные явления развиваются по объективным законам, от низших форм к высшим. Немецкий классический идеализм привнес новые моменты в методологию социального познания, основы которых были заложены представителями философии истории. Гегель утверждал, что историческое развитие подвержено, прежде всего, внутренним закономерностям, присущим самой истории и отдельным социальным явлениям. Развитие — это не искусственно принесенные извне изменения, а объективная необходимость существования истории и всех социальных явлений. По существу исторический подход представляет собой форму организации познавательного процесса, в ходе которого осуществляется изучение социального явления посредством воспроизведения его причинно-обусловленного и закономерного становления и развития. К историческому подходу необходимо обращаться, когда существует потребность объяснить наличие свойств, присущих данному явлению в данное время, при определении исторического места и роли данного явления и для понимания прошлого через настоящее. Используя исторический подход, исследователи отвечают на вопрос: как возникло явление, какие этапы прошло в развитии, каковы причины перехода данного явления от одного состояния в другое и чем стало данное явление на последующей стадии своего развития? Исторический подход должен опираться на диалектический подход. Исторический подход предполагает анализ качественных изменений в структуре явления и анализ развития данного явления в форме его самодвижения, т. е. через анализ единства и борьбы противоположностей, которые характерны для данного явления. При использовании исторического подхода следует избегать двух крайностей: архаизации и модернизации. Архаизация — способ рассмотрения явления, при котором для объяснения свойств, присущих данному явлению в новое время, используются категории, отражающие свойства, которыми явление обладало в прошлом. Модернизация — способ рассмотрения социальных явлений, при котором формы описания современного состояния общественного явления применяются для объяснения того же явления на раннем этапе его существования. Д., Рис. 5. Познавательная ситуация в комплексном исследовании. НИПр -— единые исходные представления о сущности объекта и предмета исследования. СОМП — системно-организованный междисциплинарный предмет исследования, ЕИЗн — единые интегрированные знания. В комплексном исследовании вырабатываются такие представления о предмете, которые включают в себя знания различных наук. Все участвующие в исследовании ученые эти знания переосмысливают с целью построения системно-организованного междисциплинарного предмета. 3. Принцип мобилизации релевантных знаний, требующий от исследователей проведения ретроспективного анализа структуры и содержания имеющихся знаний об объекте и выбора того, что имеет прямое отношение к изучению данного объекта. 4. Принцип базовой дисциплины требует, чтобы в рамках исследований была определена главная наука, в которой содержится наиболее общее представление об изучаемом объекте, раскрывается сущность объекта. Как правило, в комплексных социальных исследованиях базовой дисциплиной, выступающей в роли организатора междисциплинарного взаимодействия, служит социология. Однако базовой дисциплиной могут быть и другие дисциплины, что определяется целями исследования. 5. Принцип системной организации предмета исследования означает, что предмет исследования должен быть построен не как случайное собрание знаний, заимствованных из разных дисциплин, а как новая композиция уже полученных знаний, привносящая в понимание предмета исследования новые качества. 6. Принцип конгруэнтности, совместимости знаний говорит о том, что в комплексные исследования должны вовлекаться знания, которые совмещаются, дополняют друг друга, а знания, не соответствующие единым представлениям, должны отбрасываться, хотя забывать об их существовании нельзя. Иногда к этим знаниям следует возвращаться. 7. Принцип единства познавательного процесса и единомыслия участников конкретного исследования раскрывается с помощью двух других принципов: принципа единства цели исследования, которая разбивается на разнообразные познавательные задачи, согласованные друг с другом, и принципа единства идейного замысла. 8. Принцип интеграции частных результатов в единый целостный результат требует синтезирования отдельных результатов в непротиворечивую конструкцию, дающую целостную характеристику изученному явлению. Из сформулированных принципов следует, что не может быть комплексного социологического исследования, а может быть комплексное социальное исследование, в котором социология, как правило, занимает ведущее место базовой дисциплины, поскольку только социология предлагает наиболее общие представления о всех социальных явлениях. Комплексные социальные исследования реализуются в четырех основных формах. 1. Комплексное междисциплинарное исследование, в котором достаточно двух дисциплин. 2. Комплексное междисциплинарное исследование, включающее отдельные области социогуманитарных дисциплин, а также дисциплин других рядов, например, комплексное социально-биологическое исследование. 3. Междисциплинарные комплексные терминальные программы (временные), как правило, включающие в себя комплекс социогуманитарных и других наук. 4. Междисциплинарные программы-стационары, носящие постоянный характер, которые создаются в целях длительного изучения сложно организованных объектов, в них вовлекается большое количество разнообразных дисциплин. ОГЛАВЛЕНИЕ О назначении курса «Методология социологии»...............................................5 \ i Методология социологии......................................................................................6 \/Функции методологии...........................................................................................7 Виды методологического анализа........................................................................8 у Социологический реализм и социологический номинализм............................9 у Онтологические и методологические представления Э. Дюркгейма.............10 Онтологическая и социокультурная обусловленности социологического познания...........................................................................11 Основные представления о специфике социологической методологии.........13 Основные парадигмы развития социологического знания..............................14 v Структура социологического знания.................................................................16 Теоретическое исследование и формы теоретизирования...............................1 8 Эмпирическое исследование и структура эмпирического знания..................20 Диалектический подход в социологии...............................................................2 1 Исторический подход..........................................................................................23 Критика исторнцизма К. Понпсром...................................................................25 Сравнительный подход и сравнительные социальные исследования.............25 Системный и комплексный подходы.................................................................29, Методологические установки структурно-функционального анализа...........35 j Гуманитарно-личностная парадигма.................................................................40 f Основные черты социологического мышления............................................... Al. у/ Соотношение чувственного и рационального в социологическом познании.........................................................................48 v Структура и целостность социологического познания....................................50 Организация социологического исследования.................................................52 V Логика социологического исследования...........................................................53 -Литература ......58
МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ Понятие «методология» образовано от греческих слов methodos -■-■ путь познания и logos ----- слово, мысль. Методология — учение о путях научного исследования. Однако содержание методологии шире. Оно включает изложение основных принципов, онтологических предпосылок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы получения научного знания, его приращения, развития и применения. Выделяются несколько уровней методологии. 1. Философская методология изучает наиболее общие законы развития человеческого мышления, познания, включая и познание научное. Философская методология в основном совпадает с гносеологией. Гносеология концентрирует внимание на анализе знания. Методология делает акцент на процессуальных характеристиках познавательного процесса. 2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках. 3. Специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук: биологии, физики, истории, социологии и т. д. Специально-научная методология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной научной дисциплины. Социологическая методология — учение о системе онтологических предпосылок, принципов, подходов, методов, объясняющих структуру социологического знания, способы его получения, его приращение, развитие и применение. Она является способом самосознания социологии как науки, представляет собой особый вид рефлексии по поводу сущности, назначения, возможности и границ научного социологического познания. Необходимость выделения методологического анализа в особую область научной деятельности является обшей закономерностью развития всех видов человеческой деятельности, в том числе и научной. Чем сложнее научная деятельность, тем острее потребность в ее анализе. Первоначально методологические разработки в социологии осуществлялись в рамках развития социологических теорий, в рамках обоснования объекта и субъекта социологических теорий. У классиков социологической мысли, кроме Э. Дюркгейма. нет специальных работ по анализ}1 методологических проблем. Социологическая методология как специальная область социологического знания начала формироваться уже в XX в. И к середине века в социологической методологии сложились различные направления. Они различались по онтологическим основаниям социологических исследований, по подходу, который в них использовался, по ме- тодам, котрые становились предметом самой социологической методологии. Специфика методологии и се направлений определяется тем, как социолог определяет онтологию, т. е. формы существования социальной действительности. Онтология является исходным пунктом формирования социологических методов и социологического знания. Понятие «онтология» образовано от двух греческих слов: ontos — бытие, существование и logos — слово. Онтология — учение о бытии, о форме существования тех или иных явлений. I Структура социологической методологии состоит из семи основных "{Разделов. 1. Онтологические и гносеологические основания и предпосылки социологического познания. 2. Принципы социологического познания. 3. Основные способы понимания и объяснения социальной действительности, т. е. основные парадигмы развития социологического знания. 4. Основные подходы и методы, используемые в социологическом познании. 5. Структура социологического знания, виды социологических знаний. 6. Логика социологических исследований, последовательность и взаимосвязь процедур получения социальных знаний. 7. Проблемы использования знаний в общественной практике. Различаются три группы понятай_мстодологии. I. Понятия, фиксирующие результаты позтавательной деятельности, — идея, концепция, гипотеза, теория, факт и др. 2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания познающего субъекта. — картина мира, образ социальной действительности, онтологические представления,- подход и др. 3. Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя, ее отдельные аспекты, — парадигма, метод, эксперимент и т. д. ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ Методология существует не только как абстрактная область рефлексии научной деятельности,' но и как область, устанавливающая правила организации деятельности, призванная подвергнуть анализу существующую и будущую практику. Методология ■-- это помощник социолога, который выполняет задачи разгребания завалов на пути к объективному научному знанию. Социологическая методология выполняет несколько функций: описательную, объяснительную, предсказательную, контрольную, критическую и самокритическую. В этих функциях выражается практическая направленность социологической методологии. Методология собирает, систематизирует, каталогизирует сведения о научной практ икс. Она также считает своей задачей понять и объяс- нить, почему и в каких условиях социолюги использовали те или иные познавательные средства. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности. Методология, опираясь на анализ прошлого и настоящего в социологии, определяет перспективные пути эффективного использования всей гаммы познавательных средств, которыми располагает современная социология. Методология осуществляет методический контроль за организацией познавательного процесса, в том числе с точки зрения того, насколько правильно в нем используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тотг или иной объект. Используя методологические знания, каждый социолог может осуществлять контроль за собственной познавательной деятельностью и за деятельностью предшественников и современников. Рефлексируя над осуществлением научного поиска, методология проводит анализ познавательных действий, дает оценку их правильности,, выявляет недостатки, проблемы и трудности познавательного процесса, вырабатывает рекомендации по его улучшению, устанавливает шормы и правила научной деятельности. ВИДЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Методология как общее учение о путя>х познания свои функции реализует в нескольких видах методологического анализа. 1. Анализ онтологических представлений о социальной действительности и вытекающих из них гносеологических основ. 2. Анализ принципов познания, главными из которых являются объективность, всесторонность, причинность, историзм, развитие, системность, комплексность. 3. Анализ подходов и методов, которые используются в практике социологического исследования. 4. Анализ применимости в социологических исследованиях общенаучных методов и понятий (вещь, свойствю, отношение и т. д.). 5. Анализ отдельных специфических,для предметной области социологии понятий, теоретических схем и наручных теорий, а также фактов. 6. Логика научного исследования, анализ познавательного процесса. 7. Анализ отношений исследователей при организации коллективного научного поиска. 8. Анализ типов отношений между социологом и различными видами общественной практики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1755; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.120.59 (0.011 с.) |