ВИДЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВИДЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ

Понятие «методология» образовано от греческих слов methodos -■-■ путь познания и logos ----- слово, мысль. Методология — учение о путях научного исследования. Однако содержание методологии шире. Оно включает изложение основных принципов, онтологических предпосы­лок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы по­лучения научного знания, его приращения, развития и применения.

Выделяются несколько уровней методологии.

1. Философская методология изучает наиболее общие законы разви­тия человеческого мышления, познания, включая и познание научное. Философская методология в основном совпадает с гносеологией. Гно­сеология концентрирует внимание на анализе знания. Методология де­лает акцент на процессуальных характеристиках познавательного про­цесса.

2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принци­пиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках.

3. Специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук: биологии, физики, истории, социологии и т. д. Специально-научная мето­дология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной науч­ной дисциплины.

Социологическая методология — учение о системе онтологических предпосылок, принципов, подходов, методов, объясняющих структуру социологического знания, способы его получения, его приращение, раз­витие и применение. Она является способом самосознания социологии как науки, представляет собой особый вид рефлексии по поводу сущно­сти, назначения, возможности и границ научного социологического по­знания.

Необходимость выделения методологического анализа в особую об­ласть научной деятельности является обшей закономерностью разви­тия всех видов человеческой деятельности, в том числе и научной. Чем сложнее научная деятельность, тем острее потребность в ее анализе.

Первоначально методологические разработки в социологии осуществ­лялись в рамках развития социологических теорий, в рамках обоснова­ния объекта и субъекта социологических теорий. У классиков социологи­ческой мысли, кроме Э. Дюркгейма. нет специальных работ по анализ}1 методологических проблем. Социологическая методология как специаль­ная область социологического знания начала формироваться уже в XX в. И к середине века в социологической методологии сложились различные направления. Они различались по онтологическим основаниям социоло­гических исследований, по подходу, который в них использовался, по ме-

тодам, котрые становились предметом самой социологической методо­логии.

Специфика методологии и се направлений определяется тем, как со­циолог определяет онтологию, т. е. формы существования социальной дей­ствительности. Онтология является исходным пунктом формирования социологических методов и социологического знания.

Понятие «онтология» образовано от двух греческих слов: ontos — бы­тие, существование и logos — слово. Онтология — учение о бытии, о форме существования тех или иных явлений.

I Структура социологической методологии состоит из семи основных "{Разделов.

1. Онтологические и гносеологические основания и предпосылки со­циологического познания.

2. Принципы социологического познания.

3. Основные способы понимания и объяснения социальной действи­тельности, т. е. основные парадигмы развития социологического знания.

4. Основные подходы и методы, используемые в социологическом по­знании.

5. Структура социологического знания, виды социологических знаний.

6. Логика социологических исследований, последовательность и взаи­мосвязь процедур получения социальных знаний.

7. Проблемы использования знаний в общественной практике.

Различаются три группы понятай_мстодологии. I. Понятия, фиксирую­щие результаты позтавательной деятельности, — идея, концепция, гипоте­за, теория, факт и др. 2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания познающего субъекта. — картина мира, образ социальной дей­ствительности, онтологические представления,- подход и др. 3. Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя, ее отдельные аспекты, — парадигма, метод, эксперимент и т. д.

ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ

Методология существует не только как абстрактная область рефлек­сии научной деятельности,' но и как область, устанавливающая правила организации деятельности, призванная подвергнуть анализу существу­ющую и будущую практику. Методология ■-- это помощник социолога, который выполняет задачи разгребания завалов на пути к объективному научному знанию. Социологическая методология выполняет несколько функций: описательную, объяснительную, предсказательную, конт­рольную, критическую и самокритическую. В этих функциях выражает­ся практическая направленность социологической методологии.

Методология собирает, систематизирует, каталогизирует сведения

о научной практ

икс. Она также считает своей задачей понять и объяс-

нить, почему и в каких условиях социолюги использовали те или иные познавательные средства. Она объясняет, как надо использовать по­знавательные средства в исследовательской деятельности. Методоло­гия, опираясь на анализ прошлого и настоящего в социологии, опреде­ляет перспективные пути эффективного использования всей гаммы познавательных средств, которыми располагает современная социоло­гия. Методология осуществляет методический контроль за организа­цией познавательного процесса, в том числе с точки зрения того, на­сколько правильно в нем используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тотг или иной объект. Используя методологические знания, каждый социолог может осуществлять кон­троль за собственной познавательной деятельностью и за деятельнос­тью предшественников и современников. Рефлексируя над осуществ­лением научного поиска, методология проводит анализ познавательных действий, дает оценку их правильности,, выявляет недостатки, пробле­мы и трудности познавательного процесса, вырабатывает рекоменда­ции по его улучшению, устанавливает шормы и правила научной дея­тельности.

Э. ДЮРКГЕЙМА

Дюркгейм предполагал, что социальная действительность столь же устойчива, как и другие действительности. Дюркгейм считает, что об­щество — реальность особого рода, не сводимая к другим реальностям. Он решительно выступает против методологического редукционизма, т. с. такой методологической установки, которая допускает возможность объяснения одних видов реальности, одних явлений с помощью законо­мерностей и свойств, присущих другим видам реальностей, или других явлений. Он считает необходимым различать индивидуальные факты и социальные факты, индивидуальные представления и коллективные пред­ставления, индивидуальное сознание и коллективное сознание. Дюрк­гейм считает, что социальная реальность по отношению к отдельным индивидуумам выступает в роли принудительной силы. Социальная ре­альность также характеризуется внешним существованием по отноше­нию к индивидуумам. Эта реальность — вне- и надындивидуальная.

Из этих онтологических представлений Дюркгейм вывел правила со­циологического метода и обосновал логику социологических исследо­ваний. По Дюркгейму, социальное познание ничем принципиально не отличается от изучения несоциальных реальностей. В методологичес­ком плане социология должна быть подобна наукам о природе. Основ­ной задачей социолога является изучение причинно-следственных свя­зей, существующих в социальной действительности, и установление объективных закономерностей, которым подчиняется развитие социаль­ной действительности. Социолог должен использовать объективные методы, которые доказали свою эффективность при изучении природ­ной действительности.

Основной принцип социального познания, по Дюркгейму: социология должна изучать социальные факты как вещи. При этом изучать нсобхо-

димо нс понятия о реальности, а ее саму. Чтобы социология приобрела статус самостоятельной науки, она должна решительным образом избав­ляться от протопонятий (нредпонятий), т. с. понятий, заимствованных из здравого смысла и других форм общественного сознания. Дюркгейм счи­тает, что право на самостоятельное существование социологии может быть обосновано характеристикой своеобразия социальной действительности, объекта и предмета социальной науки, которые отличаются от других наук. Дюркгейм усматривает в социологии науку наук. Он полагал, что социо­логия должна эмансипироваться от философии. По Дюркгейму, социоло­гические объяснения — единственно правильные объяснения социальных явлений.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

По указанным выше причинам предпочтительнее говорить об истори­ческом подходе, а не о методе. Определим онтологическую основу исто­рического подхода.

1. Существование и развитие социальной действительности в простран­стве и времени.

2. Постоянство изменения социальной действительности.

3. Обусловленность социальных изменений сложным взаимодействи­ем объективных и субъективных факторов.

Исторический подход требует изучения социальной действительнос­ти как изменяющейся во времени и пространстве, как процесса, кото­рый подчинен объективным закономерностям. Исторический подход возник в новое время (XV1I-XVIII вв.) и был развит представителями французской философской и исторической мысли, а также представите­лями немецкого классического идеализма (Дж. Вико, Вольтер, Г. Гер-дер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Фихте и Г.В.Ф. Гегель).

Развернутое обоснование необходимости использовать исторический подход было осуществлено в рамках так называемой философии истории в XVIII и первой половине XIX в. Исторический подход был реакцией на недостатки, присущие подавляющему большинству исторических и со­циально-философских работ в прежнее время:

— бессодержательный эмпиризм исторической науки, ее оперирова­ние отдельными фактами и неспособность их объяснить;

— провиденциализм — предустановленность развития истории в со­ответствии с божественной волей.

С точки зрения представителей философии истории, общество необ­ходимо понимать как часть и продолжение природы. Общественные яв­ления в своем развитии подчиняются естественным закономерностям. В общее i вс должна быть выявлена специфическая социальная причинность. Исторический процесс предполагает собственное единство. Одна из глав­ных особенностей исторического подхода — утверждение идеи социаль­ного прогресса. Социальные явления развиваются по объективным зако­нам, от низших форм к высшим.

Немецкий классический идеализм привнес новые моменты в мето­дологию социального познания, основы которых были заложены пред­ставителями философии истории. Гегель утверждал, что историческое развитие подвержено, прежде всего, внутренним закономерностям, при­сущим самой истории и отдельным социальным явлениям. Развитие — это не искусственно принесенные извне изменения, а объективная не­обходимость существования истории и всех социальных явлений.

По существу исторический подход представляет собой форму орга­низации познавательного процесса, в ходе которого осуществляется изучение социального явления посредством воспроизведения его при­чинно-обусловленного и закономерного становления и развития. К ис­торическому подходу необходимо обращаться, когда существует потреб­ность объяснить наличие свойств, присущих данному явлению в данное время, при определении исторического места и роли данного явления и для понимания прошлого через настоящее. Используя исторический подход, исследователи отвечают на вопрос: как возникло явление, какие

этапы прошло в развитии, каковы причины перехода данного явления от одного состояния в другое и чем стало данное явление на последующей стадии своего развития?

Исторический подход должен опираться на диалектический подход. Исторический подход предполагает анализ качественных изменений в структуре явления и анализ развития данного явления в форме его само­движения, т. е. через анализ единства и борьбы противоположностей, ко­торые характерны для данного явления. При использовании историческо­го подхода следует избегать двух крайностей: архаизации и модернизации.

Архаизация — способ рассмотрения явления, при котором для объяс­нения свойств, присущих данному явлению в новое время, используют­ся категории, отражающие свойства, которыми явление обладало в про­шлом. Модернизация — способ рассмотрения социальных явлений, при котором формы описания современного состояния общественного явле­ния применяются для объяснения того же явления на раннем этапе его существования.

Д.,

Рис. 5. Познавательная ситуация в комплексном исследовании.

НИПр -— единые исходные представления о сущности объекта и предмета исследования. СОМП — системно-организованный междисциплинарный предмет исследования, ЕИЗн — единые интегрированные знания.

В комплексном исследовании вырабатываются такие представления о предмете, которые включают в себя знания различных наук. Все уча­ствующие в исследовании ученые эти знания переосмысливают с це­лью построения системно-организованного междисциплинарного пред­мета.

3. Принцип мобилизации релевантных знаний, требующий от исследо­вателей проведения ретроспективного анализа структуры и содержания имеющихся знаний об объекте и выбора того, что имеет прямое отноше­ние к изучению данного объекта.

4. Принцип базовой дисциплины требует, чтобы в рамках исследова­ний была определена главная наука, в которой содержится наиболее общее представление об изучаемом объекте, раскрывается сущность объекта. Как правило, в комплексных социальных исследованиях ба­зовой дисциплиной, выступающей в роли организатора междисципли­нарного взаимодействия, служит социология. Однако базовой дисцип­линой могут быть и другие дисциплины, что определяется целями исследования.

5. Принцип системной организации предмета исследования означает, что предмет исследования должен быть построен не как случайное собра­ние знаний, заимствованных из разных дисциплин, а как новая компози­ция уже полученных знаний, привносящая в понимание предмета иссле­дования новые качества.

6. Принцип конгруэнтности, совместимости знаний говорит о том, что в комплексные исследования должны вовлекаться знания, которые совме­щаются, дополняют друг друга, а знания, не соответствующие единым представлениям, должны отбрасываться, хотя забывать об их существо­вании нельзя. Иногда к этим знаниям следует возвращаться.

7. Принцип единства познавательного процесса и единомыслия учас­тников конкретного исследования раскрывается с помощью двух других принципов: принципа единства цели исследования, которая разбивается на разнообразные познавательные задачи, согласованные друг с другом, и принципа единства идейного замысла.

8. Принцип интеграции частных результатов в единый целостный результат требует синтезирования отдельных результатов в непротиворе­чивую конструкцию, дающую целостную характеристику изученному яв­лению.

Из сформулированных принципов следует, что не может быть ком­плексного социологического исследования, а может быть комплексное социальное исследование, в котором социология, как правило, зани­мает ведущее место базовой дисциплины, поскольку только социоло­гия предлагает наиболее общие представления о всех социальных яв­лениях.

Комплексные социальные исследования реализуются в четырех основ­ных формах.

1. Комплексное междисциплинарное исследование, в котором доста­точно двух дисциплин.

2. Комплексное междисциплинарное исследование, включающее от­дельные области социогуманитарных дисциплин, а также дисциплин дру­гих рядов, например, комплексное социально-биологическое исследова­ние.

3. Междисциплинарные комплексные терминальные программы (вре­менные), как правило, включающие в себя комплекс социогуманитарных и других наук.

4. Междисциплинарные программы-стационары, носящие постоянный характер, которые создаются в целях длительного изучения сложно орга­низованных объектов, в них вовлекается большое количество разнооб­разных дисциплин.

ОГЛАВЛЕНИЕ

О назначении курса «Методология социологии» ...............................................5

\ i Методология социологии......................................................................................6

\/Функции методологии...........................................................................................7

Виды методологического анализа........................................................................8

уСоциологический реализм и социологический номинализм ............................9

у Онтологические и методологические представления Э. Дюркгейма.............10

Онтологическая и социокультурная обусловленности

социологического познания...........................................................................11

Основные представления о специфике социологической методологии.........13

Основные парадигмы развития социологического знания..............................14

v Структура социологического знания .................................................................16

Теоретическое исследование и формы теоретизирования...............................1 8

Эмпирическое исследование и структура эмпирического знания ..................20

Диалектический подход в социологии...............................................................2 1

Исторический подход..........................................................................................23

Критика исторнцизма К. Понпсром...................................................................25

Сравнительный подход и сравнительные социальные исследования.............25

Системный и комплексный подходы .................................................................29,

Методологические установки структурно-функционального анализа...........35 j

Гуманитарно-личностная парадигма.................................................................40 f

Основные черты социологического мышления...............................................Al.

у/ Соотношение чувственного и рационального

в социологическом познании.........................................................................48

v Структура и целостность социологического познания....................................50

Организация социологического исследования .................................................52

V Логика социологического исследования ...........................................................53

-Литература

......58

 

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИИ

Понятие «методология» образовано от греческих слов methodos -■-■ путь познания и logos ----- слово, мысль. Методология — учение о путях научного исследования. Однако содержание методологии шире. Оно включает изложение основных принципов, онтологических предпосы­лок, подходов, методов, обосновывающих и объясняющих способы по­лучения научного знания, его приращения, развития и применения.

Выделяются несколько уровней методологии.

1. Философская методология изучает наиболее общие законы разви­тия человеческого мышления, познания, включая и познание научное. Философская методология в основном совпадает с гносеологией. Гно­сеология концентрирует внимание на анализе знания. Методология де­лает акцент на процессуальных характеристиках познавательного про­цесса.

2. Общенаучная методология, в которой рассматриваются принци­пиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках.

3. Специально-научная методология, т. е. методология конкретных наук: биологии, физики, истории, социологии и т. д. Специально-научная мето­дология получила свое развитие и конкретизацию в методике и технике научных исследований, характерных для той или иной конкретной науч­ной дисциплины.

Социологическая методология — учение о системе онтологических предпосылок, принципов, подходов, методов, объясняющих структуру социологического знания, способы его получения, его приращение, раз­витие и применение. Она является способом самосознания социологии как науки, представляет собой особый вид рефлексии по поводу сущно­сти, назначения, возможности и границ научного социологического по­знания.

Необходимость выделения методологического анализа в особую об­ласть научной деятельности является обшей закономерностью разви­тия всех видов человеческой деятельности, в том числе и научной. Чем сложнее научная деятельность, тем острее потребность в ее анализе.

Первоначально методологические разработки в социологии осуществ­лялись в рамках развития социологических теорий, в рамках обоснова­ния объекта и субъекта социологических теорий. У классиков социологи­ческой мысли, кроме Э. Дюркгейма. нет специальных работ по анализ}1 методологических проблем. Социологическая методология как специаль­ная область социологического знания начала формироваться уже в XX в. И к середине века в социологической методологии сложились различные направления. Они различались по онтологическим основаниям социоло­гических исследований, по подходу, который в них использовался, по ме-

тодам, котрые становились предметом самой социологической методо­логии.

Специфика методологии и се направлений определяется тем, как со­циолог определяет онтологию, т. е. формы существования социальной дей­ствительности. Онтология является исходным пунктом формирования социологических методов и социологического знания.

Понятие «онтология» образовано от двух греческих слов: ontos — бы­тие, существование и logos — слово. Онтология — учение о бытии, о форме существования тех или иных явлений.

I Структура социологической методологии состоит из семи основных "{Разделов.

1. Онтологические и гносеологические основания и предпосылки со­циологического познания.

2. Принципы социологического познания.

3. Основные способы понимания и объяснения социальной действи­тельности, т. е. основные парадигмы развития социологического знания.

4. Основные подходы и методы, используемые в социологическом по­знании.

5. Структура социологического знания, виды социологических знаний.

6. Логика социологических исследований, последовательность и взаи­мосвязь процедур получения социальных знаний.

7. Проблемы использования знаний в общественной практике.

Различаются три группы понятай_мстодологии. I. Понятия, фиксирую­щие результаты позтавательной деятельности, — идея, концепция, гипоте­за, теория, факт и др. 2. Понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания познающего субъекта. — картина мира, образ социальной дей­ствительности, онтологические представления,- подход и др. 3. Понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя, ее отдельные аспекты, — парадигма, метод, эксперимент и т. д.

ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ

Методология существует не только как абстрактная область рефлек­сии научной деятельности,' но и как область, устанавливающая правила организации деятельности, призванная подвергнуть анализу существу­ющую и будущую практику. Методология ■-- это помощник социолога, который выполняет задачи разгребания завалов на пути к объективному научному знанию. Социологическая методология выполняет несколько функций: описательную, объяснительную, предсказательную, конт­рольную, критическую и самокритическую. В этих функциях выражает­ся практическая направленность социологической методологии.

Методология собирает, систематизирует, каталогизирует сведения

о научной практ

икс. Она также считает своей задачей понять и объяс-

нить, почему и в каких условиях социолюги использовали те или иные познавательные средства. Она объясняет, как надо использовать по­знавательные средства в исследовательской деятельности. Методоло­гия, опираясь на анализ прошлого и настоящего в социологии, опреде­ляет перспективные пути эффективного использования всей гаммы познавательных средств, которыми располагает современная социоло­гия. Методология осуществляет методический контроль за организа­цией познавательного процесса, в том числе с точки зрения того, на­сколько правильно в нем используются познавательные средства и насколько полно и целостно изучен тотг или иной объект. Используя методологические знания, каждый социолог может осуществлять кон­троль за собственной познавательной деятельностью и за деятельнос­тью предшественников и современников. Рефлексируя над осуществ­лением научного поиска, методология проводит анализ познавательных действий, дает оценку их правильности,, выявляет недостатки, пробле­мы и трудности познавательного процесса, вырабатывает рекоменда­ции по его улучшению, устанавливает шормы и правила научной дея­тельности.

ВИДЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Методология как общее учение о путя>х познания свои функции реали­зует в нескольких видах методологического анализа.

1. Анализ онтологических представлений о социальной действитель­ности и вытекающих из них гносеологических основ.

2. Анализ принципов познания, главными из которых являются объек­тивность, всесторонность, причинность, историзм, развитие, системность, комплексность.

3. Анализ подходов и методов, которые используются в практике соци­ологического исследования.

4. Анализ применимости в социологических исследованиях общена­учных методов и понятий (вещь, свойствю, отношение и т. д.).

5. Анализ отдельных специфических ,для предметной области социо­логии понятий, теоретических схем и наручных теорий, а также фактов.

6. Логика научного исследования, анализ познавательного процесса.

7. Анализ отношений исследователей при организации коллективного научного поиска.

8. Анализ типов отношений между социологом и различными видами общественной практики.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1055; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.132.40 (0.011 с.)