МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА



Структурно-функциональный анализ — самостоятельное направление методологической мысли -— стал развиваться после второй мировой вой­ны в США. Несколько десятилетий он был господствующим в американ­ской социологии. Истоки структурно-функционального анализа как мето­да восходят к идеям Дюркгенма, социального антрополога А. Рэдклифа-Брауна, Б. Малиновского, В. Парсто. Классиками американ­ского структурно-функционального анализа считают Т. Парсонса, Р. Мср-тона, К. Девпса.

В социологии структурно-функциональный анализ существует в двух формах: в форме метода и в форме содержательной теории. Как особый метод структурно-функциональный анализ был разработан Р. Мертоном, как содержательная теория получил развитие в работах Т. Парсонса. Струк­турно-функциональный анализ в своем развитии прошел три этапа. Пер­вый этап характеризовался отказом от рассмотрения истории общества. На этом этапе он развивался как альтернатива социологии XIX в., которая уделяла недостаточно внимания разработке представлений о механизмах, обеспечивающих стабильность, устойчивость социальных систем, о ме­ханизмах преемственности в развитии общества. На втором этапе струк­турно-функциональный анализ сосредоточил свое внимание на обосно­вании механизмов, закономерностей, обеспечивающих стабильность, устойчивость социальных систем. Третий этап связан с возвращением к проблематике развития социальных систем, но па новой основе — на ос-

нове использования структурных механизмов, вызывающих изменения в социальных системах. Структурно-функциональный анализ выводил пред­ставления о социальных изменениях из представлений о структурной диф­ференциации общества и социальных систем, из анализа процессов, кото­рые обеспечивают преобразование отдельных элементов, подсистем и целостных структур.

В основе структурно-функционального анализа как метода лежат три

тезиса.

1. Социальная система представляет собой единство, а функция — то, что способствует сохранению социальной системы как целого.

2. Функционирование общества обеспечивается благодаря тому, что оно удовлетворяет определенным функциональным требованиям. По Парсонсу, такими требованиями выступают процессы социальной адап­тации, процессы целедостижения, процессы интеграции и поддержания образцов. Это так называемые функциональные императивы, т. е. тако­го рода состояния и процессы, без которых нормальное функционирова­ние социальных систем невозможно. Уже в самих названиях функцио­нальных требований можно обнаружить тенденцию к акцентированию внимания на процессе устойчивости социальной системы.

3. Поведение индивидуума и группы обусловливается нормативными представлениями, ценностями, выступающими в роли высшего регулято­ра социального процесса. При объяснении устойчивости социальных си­стем функционализм требует обращения к изучению и анализу системы социальных норм и ценностей в обществе. Данная ориентация получила название «нормативизм».

Кроме основных тезисов, социально-функциональный анализ опира­ется на ряд постулатов.

1. Функциональное единство общества. Утверждается, что целостность общества поддерживается особыми механизмами выполнения основных функций, которые и позволяют, постоянно сохраняясь, обществу интег­рироваться в целостность.

2. Универсальность функционализма. Постулат связан с утверждени­ем того, что все элементы общества должны быть рассмотрены с точки зрения их функциональных свойств, т. е. тех свойств, которые формиру­ют общество как целостность.

3. Постулат необходимости. Он означает, что определенные функции не могут не выполняться и обладают принудительной силой, что приво­дит к функциональной детерминированности всех общественных инсти­тутов. Но функциональная детерминированность отдельных институтов не исключает возможности появления функциональных альтернатив и заместителей. Одна и та же функция может обеспечиваться разными спо­собами.

Кроме постулатов выделяются основные требования для функцио­нального анализа (здесь приводятся шесть из одиннадцати требований Мертона).

1. Функциональный анализ базируется на рассмотрении стандартизи­рованных объектов, а именно, на анализе социальных ролей, статусов, социальной структуры, средств социального контроля и др.

2. Функциональный анализ может исследовать субъективную мотива­цию актеров, действующих в стандартных ситуациях.

3. Функция — это объективные следствия человеческой деятельности, это объективная категория.

4. Функции должны соотноситься с социальными единицами или от­дельными группами и социальными системами, которые обслуживаются функциями.

5. Каждая функция выполняется особым образом, задача социолога состоит в том, чтобы вскрыть этот механизм.

6. Функция может иметь альтернативы или функциональные эквива­ленты.

Понятие функции имеет несколько значений.

1. Роль, которую выполняет элемент социальной системы в ее органи­зации как целого.

2. Зависимость между социальными явлениями, выражаемая функци­ональной зависимостью переменных.

3. Социальное действие, ставшее стандартным, регулируемое норма­ми и контролируемое социальными институтами.

4. Механизм социального действия.

5. Продукт социального действия.

Функционализм использует понятие функции в пятом значении, как объективное следствие человеческой деятельности. Сначала функциона­листы под функцией понимали только «положительные» результаты че­ловеческой деятельности, в том смысле, что они способствуют устойчи­вости социальной системы. Приверженность функционалистов на раннем этапе к узкой трактовке последствий человеческой деятельности служила препятствием для развития функциональной теории, так как узкая трак­товка понятия функции не позволяла дать объяснение социальных изме­нений. Функционализм в этом смысле широко критиковался. И только Р. Мертон ввел такие новшества, которые позволили функционализму уйти от упреков в консерватизме, ангажированности.

Кроме понятия функция Мертон ввел понятие дисфункция. Это новше­ство позволило функционализму перейти к анализу механизмов, вызыва­ющих социальные изменения. Понятие дисфункции определяет тс объек­тивные последствия человеческой деятельности, которые приводят к дезадаптации социальной системы, нарушают ее устойчивость и, аккуму­лируясь, вызывают социальные изменения. Введя это понятие. Мертон

уточнил понятие функции и предложил под результатами, способствую­щими устойчивости социальных систем, иметь в виду эуфункции, проти­воположностью которых является дисфункция. Мертон ввел также нов­шество, состоящее в делении результатов человеческой деятельности на два типа: явные функции, т. е. результаты человеческой деятельности, ко­торые были предусмотрены субъектами деятельности, и скрытые функ­ции, т. е. результаты человеческой деятельности, которые являются по­бочным непредусмотренным продуктом человеческой деятельности.

Приведем пример функционального анализа участия молодых людей в вечеринке. В табл. 2 зафиксированы как эуфункции, так и дисфункции, как явные, так и скрытые функции участия в вечеринке, а также уровень проявления различных функций. Предложенная таблица может помочь провести функциональный анализ любого явления.

Таблица 2

  Явные функции Скрытые функции
  Следствие участия Уровень Следствие участия Уровень
  в вечеринке проявления в вечеринке проявления
    функции   функции
  1. Расслабиться Личность 1. Поддержание Социальная
  2. Найти друзей Социальная торговли структура
    структура 2. Получение новой Социальная
X 3. Найти полезных Социальная информации об структура.
  людей структура интересующих личность
Г) 4. Поесть Организм организациях  
  5. Немного выпить Личность,    
    организм    
  1. Растревожили Социальная 1. Или много Организм
  покой соседей структура 2. Выпили лишнего Личность
а 2. Уронили Личность 3. Смешно выглядели Личность,
X пирожное на   в глазах социальная
-& колени соседа   окружающих структура
о —г 3. Разбили часть Социальная 4. Поссорились с Личность,
  посуды структура друзьями социальная
        структура

Мертон утверждал, что социология должна заниматься прежде всего выявлением и прогнозированием дисфункций и скрытых функций, так как это является самым трудным и важным в изучении социальных процес­сов. Если социология будет заниматься анализом дисфункций и скрытых функций, она перестанет быть наукой, которая объясняет общественные явления постфактум, наукой, которая оправдывает человеческую историю. Она станет наукой, которая может критически анализировать процессы, происходящие в социальной действительности, и указывать на различ­ные опасности, угрожающие устойчивости и целостности социальных си-

стсм. Социология станет не только описательной, но и объясняющей нау­кой, способной на основании прогноза предложить обществу социальные технологии, использование которых позволит двигаться в направлении со­циального прогресса.

Функции как объективные последствия человеческой деятельности соотносятся с различными компонентами социальной системы, разными уровнями социальных систем, при этом одна и та же функция может иметь разные значения для разных социальных систем. Учитывая эти сложные взаимосвязи между объективными последствиями человеческой деятель­ности и различными социальными системами, Мертон сформулировал требование завершения функционального анализа чистым балансовым итогом совокупности последствий. Это требование означает, что функци­ональный анализ можно считать завершенным, когда рассмотрены все связи между объективными результатами человеческой деятельности и различными социальными структурами, социальными институтами, со­циальными системами.

Мертоновский функциональный анализ не делает упора на статике. Используя понятие дисфункции, можно изучать динамику общества. Мертон предложил схему функционального анализа в форме совокуп­ности познавательных действий, которые должен совершить соци­альный ученый.

1. Объектом функционального анализа должны быть стандартизиро­ванные явления, т. е. повторяющиеся явления, и для их описания должны использоваться структурные понятия (стандартные образцы поведения, деятельности, социальные роли, социальные нормы, социальные струк­туры и т. п.).

2. Необходимо рассматривать альтернативные образцы поведения.

3. Необходимо выявлять значение деятельности в стандартных фор­мах для членов групп.

4. Необходимо устанавливать различие между мотивами участия в по­ведении и его объективной стороной.

5. Необходимо обнаружить и зафиксировать непроизвольно проявля­ющиеся закономерности в социальном взаимодействии.

Т. Парсонс (теоретик, исповедующий методологию структурно-функ­ционального анализа) создал волюнтаристскую теорию действия, кото­рая ставила своей задачей объединить в одной системе все типы факторов социального развития, ранее рассматривавшиеся в качестве независимых элементов.

Центральное звено теории действия — это представление о деятеле, действующем в соответствии с нормами. Будучи нормативно обусловлен­ным, действие предполагает свободу выбора. Ценности, нормы, идеи вы­ступают в этой теории наравне с материальными факторами обществен­ного бытия. Отдельные деятели объединяются и определенные системы.

свойства которых не сводятся к свойствам деятелей. Система действия состоит из четырех подсистем.

1. Система культуры, се функция: поддержание образцов деятельнос­ти, придание действиям смысла.

2. Социальная система, ее функция: интеграция действий деятелей.

3. Система личности, ее функция: целедостижение.

4. Организм, его функция: адаптация.

Парсонс, создавая свою систему действия, использовал как идеи Э. Дюркгейма, так и подход М. Вебера, и ставил своей задачей преодо­леть недостатки, присущие естественно-исторической и деятельностной парадигмам.





Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.165.101 (0.009 с.)