Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные парадигмы развития социологического знания
Понятие «парадигма» (от греч. жарадЕГ/fia — пример, образец) ввел американский исследователь Т. Кун, автор книги «Структура научных революций». Парадигма представляет особую форму научной работы, некоторый образец такой работы. Парадигма включает совокупность исходных принципов познания, совокупность подходов и методов изучения реальности, определенные представления о предмете и определенные нормы организации взаимодействия исследователей друг с другом на основе образующих данную парадигму идей. Парадигма создается после появления конкретной научной работы, которая по-новому описывает изучаемую действительность. Например, «Капитал» К. Маркса, «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебсра, «Исследования по этнометодологии» Г. Гарфинкеля. Парадигма, принятая в определенном научном сообществе, выступает для членов данного сообщества в качестве дисциплинарной матрицы, которая удерживает в рамках этой парадигмы ее последователей. Если прекращается приток в парадигму новых представлений, она перестает жить и уходит в историю. Можно выделить грн основные парадигмы развития социологического знания: 1) естественно-историческая, 2) деятельностная, 3) гуманитарно-личностная. Основное содержание первой парадигмы выражено в эволюционистских теориях, марксистской теории, в различных позитивистских концепциях. Представители естественно-исторической парадигмы общественное развитие рассматривают как закономерный, естественно-исторический процесс. Поведение и сознание индивидов и общностей определяется объективными законами, отменить действие которых люди не могут. Поэтому свобода человека здесь трактуется как «осознанная необходимость». Абсолютизация основных положений данной парадигмы ведет к фатализму и к представлениям об однолинейное™ общественного развития. К деятельностной парадигме можно отнести структурно-функциональный анализ, различные версии социального активизма. В данном случае общественное развитие трактуется как определяемое законами человеческой деятельности. Люди — относительно свободны и способны создавать в соответствии со своим проектом новые общественные формы (А. Турен, М. Круазье, А. Этциони). Абсолютизация положений данной парадигмы ведет к волюнтаризму и субъективизму.
К гуманитарно-личностной парадигме тяготеют представители неокантианства, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии, конструкционизма. Сторонники этой парадигмы полагают, что социальная реальность, общественные изменения создаются, порождаются деятельностью группового сознания или конструируются в интерсубъективном мире значений, смыслов, ценностей. В этой парадигме отрицается существование и объективных социальных законов и законов человеческой деятельности. Абсолютизация положений данной парадигмы ведет к идеализму в трактовке социальных изменений. Названные парадигмы, конечно, идеализации. В конкретных направлениях социологической мысли положения отдельных парадигм могут совмещаться. Например, в субъективном направлении российской социологии можно обнаружить положения и деятельностной, и гуманитарно-личностной парадигм. В то же время научное сообщество разделено на несколько групп, каждая из которых действует по преимуществу в одной из выработанных и принятых в качестве образца парадигм. Имеются и группы ученых, которые сознательно стремятся на основе принципа дополнительности сочетать\рнтологические, методологические и содержательные представления разных парадигм. Расчленение парадигм и установление отношений между ними позволяет лучше ориентироваться в истории, настоящем и будущем состоянии социологического знания. Общие социологические теории Эмпирические знания
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.006 с.) |