Методика социологического исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика социологического исследования.



Вопрос

Объект науки социологии – общество. Его изучают множество других наук: антропология, история, социальная философия, политология, этнография, экономика и др. В чем состоит отличие социологического подхода к изучению общества от подходов других общественных наук?

1. Социология изучает Современное общество. Это отличает ее от таких, например, наук, как антропология, история.

2. Социология изучает не только отдельные сферы, объекты общества (например, исследует социологические проблемы экономики или политики), но и общество как целостность, в то время как другие науки исследуют прежде всего отдельные части, сферы общества.

3. Общество – явление многоуровневое. Объектом исследования в социологии выступают структурные элементы общества: социальные институты, социальные общности, группы, личность.

4. В отличие от других гуманитарных наук, социология является одновременно эмпирической и теоретической наукой, т. е. она, с одной стороны, собирает, описывает, изучает социальные факты – не зависящие от отдельного наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события. Понятие «социальный факт» было введено в социологию Э. Дюркгеймом, который подразделял социальные факты на материальные (например, плотность населения) и нематериальные (например, коллективные мнения, представления). С другой стороны, социология обобщает факты, создает модели социальных процессов, выявляет тенденции и закономерности их функционирования и развития.

Характеризуя предмет социологии, нужно отметить, что существует множество разнообразных подходов к его определению. В истории социологии прослеживаются две конкурирующие парадигмы: парадигма американской социологии, для которой главным предметом изучения было поведение людей, и парадигма западноевропейской социологии, для которой предметом исследования выступало общество, а также закономерности его функционирования и развития.

В целом предметом социологии выступают массовые, типичные формы группового поведения людей в данном обществе. Предмет социологии фиксирует и субъективную компоненту поведения (деятельности) социальных групп и личностей, т. е. интересы, мнения, взгляды, стереотипы, потребности людей. Предметом науки социологии также выступают и многообразные взаимосвязи, взаимодействия, возникающие между группами людей, между личностью и обществом в процессе их функционирования и развития.

Известный российский социолог В. А. Ядов дает следующее определение: «Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях, преобразованиях социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур, институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом».

Социологи обычно избегают слова «закон», говорят о социологических тенденциях и закономерностях, поскольку они носят статистический, вероятностный характер, действуют не тысячелетиями, а обычно на протяжении нескольких десятков лет, т. е. не похожи на «железные» законы природы. Социологические закономерности – результат деятельности множества наделенных сознанием, свободой выбора личностей. Они проявляются как устойчивые, преобладающие виды и способы деятельности людей. Отдельные события социальной деятельности, как правило, являются элементарными частичками массового процесса. Задача социологии – выявить индивидуальные различия, имеющие постоянный системный характер, отделить их от случайных и тем самым описать устойчивые свойства того или иного процесса. Для этого применяется аппарат теории вероятности, основа которой – закон больших чисел.

Современная социология – это бурно развивающаяся наука, включающая в себя около 40 относительно самостоятельных научных дисциплин, выделяемых по самым разным принципам. Обобщая предлагаемые в социологической литературе классификации социологических теорий, можно структурировать их:

1. По конкретному предмету изучения:

а) социология труда;

б) социология семьи;

в) социологии образования;

г) социология науки;

д) социология политики и т. п.

2. По уровню изучения общества:

а) микросоциология – «изучение общества лицом к лицу», изучение небольших социальных групп (например, производственных, учебных коллективов и т. п.);

б) макросоциология – изучение больших социальных групп (напри – мер, профессиональных групп, аудиторий СМИ), целых подсистем общества;

в) мегасоциология – изучение общества в целом, глобальных проблем современной цивилизации.

3. По глубине полученного знания:

а) эмпирическая социология;

б) теории среднего уровня;

в) теоретическая социология.

4. По способу использования знания:

а) фундаментальная социология (ее цель – получение теоретического значения);

б) прикладная социология – (ее цель – разработка программ и рекомендаций по совершенствованию каких-либо объектов, систем).

В современном обществе наука социология выполняет ряд функций: познавательную, прогностическую и управленческую.

Вопрос

1) Социология – социальная философия Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни сточки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Если у философии основной метод познания – это умозрительный анализ на основе цепи логических заключений, то для социологии – это эмпирические методы данных статистики, демографии и других дисциплин.
2) Социология и психология Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психика человека как неповторимый уникальный мир, а также иррациональное бессознательное. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодейтвие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностей ориентации, его социальные позиции, ролевые ожидания.
3) Социология и история Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных неповторимых процессов, которые влияют на направление развития общества. Специфика заключается в следующем: науки разделяют на две группы: a) номотеические, которые ищут в социуме общие законы функционирования и изменения общества исследует повторяющееся, неизменное в событиях, это науки о законах, и к которым относятся социология. Главный метод социологии – обобщающий, отыскивающий главные тенденции. б) Идиографические – это науки о событиях, которые описывают единичные, с точки зрения его неповторимых индивидуальных характеристик.
4) Экономика и социология Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическую деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.
5) Социология и политология Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.

Вопрос


Что изучает социология, что составляет ее предмет. Прежде всего, посмотрим, как отвечали на этот вопрос основатели социологии, труды которых и образовали ее раннюю теоретическую классику.

Имя Годы жизни Страна Основные идеи
Огюст Конт 1798-1857 Франция Основатель социологии и позитивизма; социология должна быть точной наукой
Карл Маркс 1818-1883 Германия Задача ученых не только объяснять, но и изменить мир - путём революции
Герберт Спенсер 1820-1903 Англия Путь развития обществ - эволюция, т.е. постепенное и естественное движение
Эмиль Дюркгейм 1858-1917 Франция Задача социологии – строгое и объективное изучение социальных фактов
Макс Вебер 1864-1920 Германия Основатель «понимающей социологии»; сторонник идеи всеобщей рационализации


Огюст Конт – основоположник социологии и позитивизма

КОНТ (Comte) Огюст (Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье) (19 января 1798, Монпелье – 5 сентября 1857, Париж), французский философ и социолог, один из основоположников позитивизма.

Современное Конту образованное человечество находилось, на его взгляд, в критическом состоянии умственной анархии и дезорганизации, после того как теологические и метафизические попытки духовного объединения потерпели бесповоротное крушение. Из такого бедственного состояния человечество не могло быть выведено отдельными науками; каждая из них, имея свой специальный предмет, не могла браться за общую задачу духовной реорганизации. Разрешить с успехом эту задачу была бы в состоянии только такая система, которая с всеобъемлющим характером прежней теологии и метафизики соединяла бы достоверность точной науки. Такая система и есть положительная философия, то есть основанная не на фантазии и отвлеченном мышлении, как теология и метафизика, а на бесспорном фактическом материале наук, как последнее обобщение их данных. Каждая наука в своей частной области объясняет неопределенное множество наблюдаемых фактов, сводя их к известным единообразиям, называемым законами и выражающим постоянную связь явлений, в их совместности или сосуществовании и в их последовательности. Распространяя тот же познавательный процесс на всю область научного ведения, философия должна установить связь между предметами отдельных наук и, следовательно, между самими науками. Философия не имеет своего особенного содержания; она только приводит в общий систематический порядок содержание всех наук. Основание положительной философии есть, таким образом, классификация или «иерархия» наук. Начиная с самой общей или широкой по объёму и простой по содержанию науки — математики, — Конт располагает все прочие области знания в порядке убывающей общности и простоты, или возрастающей спецификации и сложности. В этом порядке Конт отмечает шесть главных ступеней, которым соответствуют шесть основных наук: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология. При дальнейшем расчленении этих наук Конт руководится ещё двумя относительными точками зрения: противоположением

1) между абстрактным и конкретным и

2) между пребыванием и изменением, или статической и динамической сторонами явлений.

Научное знание, по мнению Конта — высшая ступень развития знания. Самым ценным видом знания является научное (позитивное) — достоверное, точное, полезное. Метафизика (классическая философия) — наоборот неточное, недостоверное, бесполезное. Сравнивая многочисленные утопические проекты создания идеального общества с точными предсказаниями физики, он пришёл к заключению, что необходимо и в общественных науках отказаться от утопий и начать изучение конкретных фактов социальной жизни, тщательно их описывать, систематизировать и обобщать. Отвергал философию как навязывающую свои принципы. Поэтому задачей позитивной философии считал описание, систематизацию и классификацию конкретных результатов и выводов научного познания. Наука не должна задаваться вопросом, почему происходит явление, а лишь ограничиваться описанием того, как оно происходит. Такой отказ от исследования конечных причин и сущностей явлений в дальнейшем стал одним из важнейших постулатов позитивизма.

Главной работой Конта, в которой изложены основы его учения, стал 6-томный Курс позитивной философии (1830–1842) В нем разработаны принципы классификации наук, позитивной философии и социологии.

В основу Курса позитивной философии положен «закон трех стадий», которые переживает общество:

· Теологическая [с древности до 1300 г.] (фиктивная, состояние вымысла) — необходимый, исходный пункт развития человеческого мышления; все явления объясняются на основе религиозных представлений; имеет место господство сверхъестественного, поскольку оно объясняет всё, что представляется аномальным и невозможным; нет самостоятельной идеологии, отличной от религиозной, в мировоззрении слиты светское и религиозное, жизнь проникнута духом насилия, завоеваний.

· Метафизическая [1300-1800 гг.] (абстрактная, состояние отвлечённое) — теологические идеи вытесняются отвлеченными философско-спекулятивные понятиями, «мнимыми сущностями» и выдуманными «первопричинами» — «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и т. д. Также на этой стадии возникают и получают широкое распространение идеи альтруизма, социальности, позитивной философии, индивидуализма, либерализма и демократии, которые в совокупности с развитием промышленности и науки приводят к разложению и разрушению традиционных верований и прежних порядков. Эта стадия включает Реформацию, Просвещение и Революцию.

· Научная [XIX в.] (положительная, состояние позитивное) — на этой стадии главенствует научное познание, возникает социология и начинают изучаться законы функционирования социальных систем; на основе позитивной философии по-новому реорганизуется общество; на этой стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал, и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений, находя «неизменные отношения последовательности и подобия»; из общества уходит агрессивность; вместо аристократов и анархистов приходят социократы.

Согласно Конту, в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся система, где каждый элемент выполняет свою функцию.

· носители концентрированной силы — патрициат (банкиры, купцы, фабриканты, землевладельцы). Патрициат обеспечивает последовательность развития, осуществляет финансовое и экономическое управление.

· священники-позитивисты; в их ведении — образование, воспитание, исправление преступников.

· рассеянная сила — пролетариат; осуществляет переход к промышленному строю.

· женщины — олицетворение нравственности, воплощение чувства.

Во взаимодействии этих четырёх сил будут обеспечены порядок и прогресс, нравственное совершенствование общества. В государстве, построенном на позитивных принципах, должны главенствовать обязанности, а не права. По мнению Конта, права только подрывают спокойствие общества.

Основной закон социологии Конта — «любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель». В таком обществе революции излишни, они вроде патологии, в нём царит солидарность различных групп и классов, поскольку общество гармонично, все классы стремятся сохранить материальное и духовное благоденствие.

По мнению Конта, социология изучает наиболее общие законы, по которым живет человеческое общество как единое целое. Эта наука состоит из двух частей – социальной статики и социальной динамики:

социальная статика — раздел позитивной науки об обществе — изучает условия его стабильного существования, конкретный состав и взаимосвязь частей, а также основные общественные институты — семью, религию, государство; имеет дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого общественного строя; институты и условия — семья, разделение труда, кооперация…, которые общи и одинаковы для обществ любой эпохи; основной закон социальной статики состоит в том, что он исследует взаимосвязь различных аспектов жизни (экономической, политической, культурной); изучает законы порядка.

социальная динамика — теория исторического социального развития, базирующаяся на вере в прогресс умственного развития человечества и признании закономерного прохождения стадий его развития; изучает законы развития общества — законы прогресса, смены эволюционных стадий.

На основе этого разделения Конт обосновывал органическую связь порядка и прогресса. В поздний период своей деятельности Конт пытался превратить теоретическую социологию в «практическую науку» преобразования общества. При этом человек рассматривался не как отдельно взятый индивид, не как изолированный атом, а в контексте всего Человечества как огромного организма, составленного из совокупности ушедших, ныне живущих и будущих поколений людей. На основе этой идеи Конта возникли разнообразные варианты гуманистического направления в социологии.

Хотя в 19 в. Эмиль Дюркгейм и Герберт Спенсер оспаривали у Конта роль основоположника социологии, современные ученые называют «первым социологом» именно его.

Маркс (MarxMarx) Карл(05.05.1818, Трир - 14.03.1883, Лондон) - выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).
Свое понимание сущности человека и общества Карл Маркс назвал историческим материализмом, чтобы подчеркнуть две основные его характеристики: историчность и материалистичность.
Карл Маркс утверждал, что предпосылка всякой истории человеческого общества - люди, которые живут и, в отличие от животных, производят необходимые для своей жизни средства. Существование людей как живых существ в определенном окружении их географической среде и определенный способ их деятельности, в котором проявляется их образ жизни, способ их производства и воспроизводства, представляют собой два основных условия всей человеческой истории. По сути люди являются не просто природными существами, но природными существами особого вида, специфика которых проявляется в их активном и присваивающем отношении к природе, отношении, посредством которого они обеспечивают свое материальное и человеческое существование. Таким образом, люди как действительные индивиды и их материальная жизнь являются, с точки зрения исторического материализма, отправным пунктом человеческой истории.
В основе общества, согласно Карлу Марксу, лежат не идеи, как считали Г.Гегель и Б.Бауэр, а материальные производственные силы и производственные отношения, характер которых проявляется в разделении труда и форме собственности. Поэтому человеческое общество в своей основе представляет собой систему, этих факторов производства и вместе с их изменением изменяется само, ибо качественное изменение производительных сил приводят к новому разделению труда и новым формам собственности.

Марксистское понимание движущих сил развития человеческого общества основывается на признании материальности и единстве мира. Оно включает элементы объективности и необходимости. А именно, события в обществе разворачиваются независимо от сознания людей, их желаний, мнений и ожиданий. Человек может осознать ход общественного развития, согласовать с ним свою деятельность, но не может с успехом действовать против него, не может остановить или повернуть вспять колесо истории.
Марксистское учение об обществе видит движущие силы социального развития в самом обществе, причем в основном общественном процессе - процессе материального производства. Движущие силы развития общества марксистская наука усматривает в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие выражается в различных интересах общественных групп.

Маркс обладал выдающимися исследовательскими способностями. Скорее всего, их появление вызвано тем, что он хотел быть не просто ученым, а пророком, вещающим неведомую остальным Истину.

Давид Эмиль Дюркгейм (15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.

Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

Онтологическая сторона социологизма, т.е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях:

1. Социальная реальностьвключена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

3. Онтологическая сторона «социологии» не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности.Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение, и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным.

Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» - это «социальный реализм», хотя у Дюркгейма он и не выражен в столь экстремистской форме, как, например, у Гумпловича. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Здесь сказалось, в частности, влияние Э. Бугру и В. Вундта. Аналогичные идеи применительно к поведению толпы развивал во Франции Г. Лебон.

Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Отсюда множество биологических и физических аналогий и понятий в его работах, особенно ранних.

Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т.е. понятия, образовавшиеся вне науки.

Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько онтологический, сколько методологический смысл. «Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», - писал он. Это обстоятельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма.

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

3. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поэтому происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом.


Макс Вебер (1864—1920) - немецкий социолог, основоположник « понимающей» социологии и теории социального действия. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».

В качестве необходимой предпосылки социологии Вебер ставит не «целое» (общество), а отдельного осмысленно действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты — право, государство, религия и т. д. — должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов. Он отрицал идею, что общество первичнее составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действий отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.

Но Вебер не остановился на крайнем индивидуализме. Неотъемлемым моментом социального действия он считает «ориентацию действующего лица на другого индивида или окружающих его других индивидов». Без этого введения, т. е. ориентации на другое действующего лицо или социальные институты общества, его бы теория осталась классической «моделью робинзонады», где в действиях индивида нет никакой «ориентации на другого». В этой «ориентации на другого» получает свое «признание» и «социально общее», в частности «государство», «право», «союз» и т.д. Отсюда «признание» — «ориентация на другого» — становится одним из центральных методологических принципов социологии Вебера.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия человека обретают характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Понимание мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей — необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечал Вебер.

Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.

1. Целерациональное действие характеризуется ясным пониманием деятелем того, чего он хочет добиться, какие пути, средства для этого наиболее пригодны. Деятель рассчитывает возможные реакции окружающих, как и в какой мере их можно использовать для своей цеди и т.д.

2. Ценностно-рациональное действие подчинено сознательной вере в этическую, эстетическую, религиозную или какую-либо другую, иначе понимаемую, безусловно, собственную ценность (самоценность) определенного поведения, взятого просто как таковое независимо от успеха.

3. Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществляется в состоянии аффекта.

4. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Оно осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения.

Описанные четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения. Однако их можно считать самыми характерными.

Стержнем веберовской «понимающей» социологии является идея рациональности, нашедшая свое конкретное и последовательное выражение в современном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием, рациональной политической властью, рациональной религией.

 

Вопрос

История социологии в России стала зарождаться в 60-х годах 19века. Именно в это время читающая публика и научная общественность впервые начали знакомство с переводами статей и книг О. Конта. Широкое распространение российской социологии всячески сдерживала цензура на идеи Конта, а также спад интереса за рубежом к позитивизму после его смерти. Волна «второго прочтения» О. Конта, охватившая развитые страны и Францию, захватила и Россию. В журналах «Русское слово», «Современник», «Отечественные записки» и т.д. стали появляться статьи о социологии и О. Конте, написанные В. В. Лесевичем, П. Л. Лавровым, Д. И. Писаревым.

Огромный вклад в развитие социологии в России внесли первые русские социологи: зачинатели этой науки Кареев, Южаков, Михайловский, Лавров и др. Они внесли свой вклад в развитие социологии в России формированием собственного подхода к познанию и исследованию социальных явлений. Они рассматривали общество сквозь призму поведения его индивидов, особенно людей целеустремленных, развитых, активных - субъективный метод. Одна из работ Н. К. Михайловского носила название — «Герои и толпа». Развитие социологии в России было ознаменовано следующей проблематикой: возникновения человеческой личности из животной особи, прогресс общества и разделения труда, соотношение природного и социального на развитие общества, влияние на прогресс экономической сферы.

Социология в России к началу 20-го века уже имела определенные достижения. Развитие социологии в России к тому времени было ознаменовано расширением спектра изучаемых проблем, проявляются следующие направления: психологическое, географическое, материалистическое. В это время российская социология начинает влиять на развитие давно существующих наук: историю, право, философию и иные социальные науки.

Если говорить про этапы развития социологии в России, то к первому этапу вполне можно отнести становление, зарождение социологии в России, который продолжался с 60-х до 90 годов 19 века. Именно в это время распространялись социологические идеи, образовывались направления социологической мысли, которые укоренялись в российских науках.

История социологии в России промежуток времени с 90 годов 19 века до 20-х годов 20-го века рассматривает в качестве второго этапа развития - происходит институциализация, т. е. признание ее со стороны общества и государства, создание научных учреждений, кафедр и отделений, основание обществ и научных журналов и т.д.

На этом этапе развитие социологии в России происходило в тесном взаимодействии с зарубежной, а именно с европейской социологией.

К огромному сожалению, в 1920-е гг. формируется все более настороженное и враждебно отношение к социологической науке со стороны советской власти начинает. Завершился этот этап закрытием социологических учреждений, а социологи с немарксистскими взглядами и учениями были изгнаны из России или отправлены в лагеря на «перевоспитание». С 1922 г. закрывают кафедры и прекращают обучение в социологии в вузах, закрывается Социологическое общество, основанное М. М. Ковалевским.

Третий этап в российской социологии был самым «черным» и длился с 1920-х гг. до 1950-х годов. В этот период социология получает ярлык «буржуазной науки» и вытесняется марксистско-ленинской философией и научным коммунизмом.

Новая частичная институциализация началась лишь после того, как осудили «культ личности» Сталина, но развитие социологии сдерживалось КПСС и она не получила в обществе широкого распространения.

Современный, четвертый этап наступил в 1980-х годах и ознаменован бурным развитием российской социологии. Социология получает статус самостоятельной науки и преподается во всех российских вузах.

Пройдя сквозь все этапы развития социологии в России видим, что она имеет более чем полуторавековую историю. Благодаря тому, что это одна из стремительно развивающихся наук, постепенно ликвидируются пробелы наших знаний об социальных отношениях и обществе, мы постепенно догоняем национальные школы социологии развитых стран, ушедшие вперед.

Вопрос

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития

Социологическое исследование включает следующие этапы:

  1. разработка программы и инструментария;
  2. сбор информации;
  3. подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;
  4. анализ полученной информации,
  5. подведение итогов исследования,
  6. формулировка выводов и рекомендаций

Социологические исследования многообразны. Их можно классифицировать по разным критериям

По целям проведения исследования различаются:

  1. разведывательные (пилотажные, зондажные);
  2. описательные;
  3. аналитические

1) Разведывательные исследования проводятся для предварительного обследования нового общественного процесса или явления, когда проблема или мало, или вообще не изучена; либо для получения дополнительной информации о предмете и объекте; охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; дает возможность получить первичную социологическую информацию, т.е. необобщенные сведения, подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

2) Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой; в его ходе устанавливается, есть ли связь между характерист



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.055 с.)