Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализм и номинализм в социологической теории.

Поиск

 

Раз мы пришли к выводу, что явление взаимодействия представляет коллективное единство, то встает вопрос о реальности этого кол­лективного единства. Этот вопрос гласит: являются ли коллективное единство или общество111 реально существующими, или же они реально не существуют, а реально даны только индивиды, их составляющие?

Как известно, этот вопрос встал давно и вызвал большие споры. Эти споры не утихли и в наше время.

Основные ответы на этот вопрос вылились в два течения. Пер вое из них можно охарактеризовать как течение социологического реализма, второе — как течение социологического номинализма.

Сущность ответа первого течения состоит в утверждении, что общество есть реальность, отличная и даже независимая от реальности составляющих его индивидов; общество имеет свое существование, свои функции, свои органы, короче — оно живет как всякое подлинно существующее явление, говорят нам «реалисты».

Такова суммарная характеристика социологического реализма.

При более детальном рассмотрении его мы видим в нем определенные оттенки и градации.

Крайнюю позицию в социологическом реализме занимали органицисты, т. е. сторонники органической школы в социологии.

Они утверждали, что общество — это не только реально существующее явление, но что реальность его такова же, как и реальность всякого организма, ибо общество само представляет организм. Как всякий организм, общество имеет свое физическое тело, свою энергию и свое коллективное сознание. Как всякий организм, оно рождается, растет, существует и умирает. Как всякий организм, оно имеет свои органы и клетки. Такими клетками являются индивиды. Как в организме каждый орган выполняет свои функции, так и в обществе надлежащие органы выполняют свои. Словом — общество есть подлинно реальное существо, независимое от составляющих его индивидов, имеющее и физическое, и психическое бытие.

 

Центральной идеей социологического реализма Э. Дюркгейма, ко торой было, по существу, посвящено все его научное творчество, высту пает идея общественной солидарности - вопрос о том, каков характер тех связей, которые объединяют, притягивают людей друг к другу.

Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека. К ним относятся: половая (размножения); групповой самозащиты; общения с себе подобными; интеллектуальной деятельности; чувственно-эмоциональных переживаний. Вне контактов удовлетворение этих потребностей невозможно.

Кроме того, именно социальные взаимодействия являются основой группообразующих процессов, первым шагом в образовании социальных групп.

Социальные связи человека представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное число индивидов. В процессе этих взаимодействий могут складываться социальные отношения.

Социологический номинализм, в противоположность социологическому реализму, утверждает: 1) единственно реальны индивиды, составляющие общество; 2) вне индивидов как реальности нет никакой другой реальности; с удалением индивидов от общества не остается ничего; 3) нет общества как реальности ни в смысле физического тела, ни в смысле особого от сознания индивидов надындивидуального сознания или коллективной души.

Таковы основные тезисы социологического номинализма.

Классическое выражение социологический номинализм получил М. Вебер, который считал, что любое социальное образование нужно рассматривать как продукт и способ организации, систему специфических действий отдельных людей, так как только люди могут быть носителями ориентированного действия, имеющего смысл. Такими понятиями, как `общество`, `феодализм` и т. д., социология обозначает определенные виды человеческого совместного действия, и, следовательно, ее задача состоит в том, чтобы свести их к осмысленным действиям, что означает целиком свести их к действиям отдельных индивидов.

В современной социологии номиналистическая ориентация осуществляется прежде всего в `теории социального действия`, где социальная система рассматривается как социальная система действий индивидов, как система мотивированного человеческого поведения. В то же время некоторые интерпретации социального действия, например, структурно-функциональная (Т. Парсонс), связаны с определенным нарушением номиналистических принципов. Это выражается, например, в утверждении, что отдельные деятели могут объединяться в системы, свойства которых невыводимы из свойств самих деятелей или что в сложных социальных системах в качестве единиц структуры (т. е. `деятелей`) выступают не индивиды, а коллективы или `комплексы норм и ценностей`.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.239 (0.006 с.)