О понятии социологического закона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О понятии социологического закона.



Воспроизводство жизни общества и общественной жизни человека осуществляется в соответствие основным объективным законам, нашедшим свое отражение и сформулированным в творчестве К. Маркса, П.А. Сорокина, Э. Дюркгейма и других выдающихся социологов. Закон социальный это объективная, устойчивая и повторяющаяся причинная связь между социальными явлениями и процессами общественной жизни, возникающая и реализующаяся в общественной деятельности и через деятельность конкретных людей.

Основные законы существования общества заключаются:

в единстве и борьбе индивидуального и общественного, личности и общества;

в единстве и борьбе личности, социальной общности и окружающей их среды.

Основные законы функционирования общества:

Закон определяющей роли производственных отношений в развитии общественных систем: для того, чтобы что-то потреблять, что-то распределять или обменивать, надо что-то произвести или воспроизвести;

Закон взаимосвязи общественного разделения труда от роста народонаселения и уровня развития производительных сил и производственных отношений - разделение труда развивается прямо пропорционально объему и плотности (как материальной, так и моральной) обществ, уровню производительных сил и производственных отношений. Если оно прогрессирует непрерывно в процессе социального развития, то потому, что общества становятся постоянно более плотными и, как правило, более объемистыми, потому, что происходит кооперация производительных сил, повышается качественно их интеллектуальное состояние, потому, что в производственных отношениях реализуются новые достижения научно-технического прогресса;

Закон необходимого и прибавочного рабочего времени - на воспроизводство своей общественной жизни личность затрачивает необходимое рабочее время, а для воспроизводства жизни общества - прибавочное рабочее время, в свою очередь общество (общность) затрачивает соответственно свое рабочее время для воспроизводства своей жизни и общественной жизни человека;

Закон неравномерности распределения благ и ценностей: от каждого по способностям - каждому по его труду. Труд есть не потребность, он является средством удовлетворения потребностей.

Основные законы развития общества:

Закон возрастания потребностей - удовлетворенная потребность рождает новую потребность;

Закон общественной организации труда (взаимосвязи общественного разделения и кооперации труда): с углублением общественного разделения труда возрастает значение коллективного труда, кооперации, происходит объединение специализировавшихся форм труда, для удовлетворения возрастающих потребностей личности и общества. Общество движется в направлении обобществления средств производства;

Закон взаимосвязи структуры и функций: изменения в структуре общества не могут происходить без изменения функций и наоборот - изменение размеров социальных единиц неизбежно побуждает в них прогрессирующую дифференциацию или объединение социальной активности, естественное разделение или объединение труда.

Основные законы, определяющие состояния общества и общественных отношений:

Закон соответствия уровня развития производительных сил уровню производственных отношений;

Закон соответствия организации гражданского общества уровню развития производительных сил и производственных отношений;

Закон соответствия политического строя, государственного устройства уровню развития гражданского общества и уровню развития производительных сил и производственных отношений.

 

Социология О. Конта.

Социология (или, как Конт называл её сначала – социальная физика) обязана именно Конту своим названием. Хотя некоторые отмечают, что идею науки об обществе Конт мог подхватить от Сен-Симона, чьим секретарём был долгое время.

Считал, что:

1. Социология – наука, которая должна развиваться по образцу естественных наук.

2. Главный метод – описание (не копание вглубь)

О. Конт – основоположник позитивизма. Принципы позитивистской социологии:

- эмпиризм (единственным источником знания должен являться опыт)

- верификация (знание обязательно должно пройти проверку на истинность)

- физикализм (это – дань времени, = естественно-научная редукция, попытка перенесения схем исследования из естественных наук на изучение общества)

 

Конт анализировал социальную статику и социальную динамику. Для изучения социальной динамики предложил закон трех стадий (необходимо отметить, что это противоречит проповедуемой им самим установке на эмпиризм, так как этот закон - ни что иное, как умозрительно сконструированная схема)

 

 

Выделение стадий развития общества

(критерий – развитие человеческого сознания)

1 стадия теологическая

Сознание человека при объяснении происходящих явлений ограничено ссылками и отсылками к высшим неведомым силам

Социальный порядок – военное общество – держится на вере в то, что руководители выполняют божественную волю

2 стадия метафизическая

Сознание человека позволяет делать анализ самостоятельно, хотя зачастую человек ограничивается при объяснении наличием скрытых в вещах принципов и сил (эфир, жизненная сила, душа), абстракциями.

Эпоха бунтов, революций, междоусобиц. Нет прочного социального порядка

3 стадия позитивная

Современное общество подчинено науке. Человек устанавливает точные, даже количественные законы взаимосвязи наблюдаемых отдельных явлений.

Люди ценят реальное научное знание и поддерживают социальный порядок, при котором доминируют учёные и промышленники, чей авторитет завоеван их вкладом в прогресс. Промышленное общество.

 

Социология К. Маркса.

Теория социального конфликта: (основные положения)

1.Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы, тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами (социальными группами) системы.

2.Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы, тем более вероятное, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей в настоящее время формы распределения дефицитных ресурсов.

3.Чем больше подчиненные группы системы сознают свои интересы, чем больше они сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятно, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы.

4.Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт.

5.Чем более насильственным, является конфликт, тем больше структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов.

Эти ключевые тезисы Маркса в интерпретации Тернера поясняют причины и факторы конфликта, и их влияние на особенности развития конфликта.

Маркс развивал теорию социального конфликта общества. Но изложенные тезисы применимы и для теории конфликта социальной группы меньшего уровня - организации трудовой группы. Так согласно названным положениям конфликт - неизбежное и распространенное свойство развития организации.

Одной из основных причин организационного конфликта является дефицит ресурсов и в частности власти, а также неравномерное и несправедливое распределение этих ресурсов.

Более высокий уровень развития организации и, следовательно, более высокий уровень осознания подчиненными своих групповых мотивационных компонентов (интересов, целей, ценностей) вызывают более частые позитивные открытые конфликтные ситуации. Усиление рассогласованности интересов подчиненных и руководства вызывает более насильственные формы конфликтов.

Насильственные формы организационных конфликтов влекут за собой более кардинальные организационные изменения и перераспределения ресурсов (мирные формы лучше урегулируют межличностные отношениям, но не всегда кардинально устраняют истинные причины конфликтам, а при урегулированных отношениях создается иллюзия устранения конфликта).

Слабое проявление руководством своих интересов как администраторов разрозненность административных структура с большей вероятностью вызывает коллективные массовые конфликтные выступления под­чиненных.

Подтверждение правильности названных интерпретаций положений учения Маркса применительно к организации можно найти в современных исследованиях конфликта и описаниях практического опыта конфликтных ситуаций.

 

Социология Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.)

Первый социолог, который уделил внимание разработке собственно социологической методологии.

 

Дюркгейм рассматривал общество как реальность «особого рода» (реальность sui generis), состоящую из социальных фактов.

Социальные факты – некоторые способы мышления, действия, поведения, обладающие по отношению к индивиду особой принудительной силой, заставляющие его действовать определенным образом. Социальные факты существуют объективно, то есть вне зависимости от желания или нежелания (понимания или непонимания, разницы трактовок) субъектов (индивидов).

  • Как проявляются? в давлении общества на индивида при невыполнении им (индивидом) действия, обусловленного социальным фактом.
  • Откуда берутся? социальные факты – следствие взаимодействия людей в конкретных ситуациях, выработанные определенные решения в конкретных ситуациях, приобретающие собственную силу и самостоятельность существования по отношению к человеку.

 

Метод Э. Дюркгейма: необходимо исследовать соц. факты как вещи.

Человек подходит к описанию/изучению какого-либо предмета/явления, обычно уже имея некоторые представления об этом предмете или явлении в голове. Достаточно сложно отстраниться от представлений, существующих в человеческой голове, установок «как должно быть», мнений, эмоций, ведь всё это – следствия собственного опыта. Особенно, касаясь социальных явлений, большинство людей берутся судить, «как должно быть». Поэтому именно в социальном знании как ни в каком другом необходимо устранить оценочный момент и исследовать социальные явления как вещи (то есть, устранив все предпонятия – термин Дюркгейма, максимально объективно).

 

ответ
Главный вопрос, исследуемый Э. Дюркгеймом: как общество связано, сцеплено, структурировано? Почему оно не распадается?

 

 

Работа «Самоубийство» (1897 г.): в зависимости от уровня интегрированности, сплочённости общества индивид чувствует себя по-разному.

И количество самоубийств также зависит от степени социальной интеграции (включенности индивида в дела своей социальной группы).

В связи с этим он выделяет четыре типа самоубийств:

эгоистическиеальтруистическиеаномические фатальные

(Причина: (Причина: (аномия – отсутствие (Причина: человек

общество общество норм) данный тип «перекормлен» обществом)

недостаточно слишком суицида характерен Пример: 1. новобранец

интегрировано) интегрировано) в периоды масштабных в армии страдает от

социальных изменений, избытка контроля

когда происходит смена 2.тоталитарный режим

ценностных ориентаций

старые ценности объявляются

недействительными, а новые

ещё не «работают».

Пример: советское общество

1990-х гг.

 

Работа «О разделении общественного труда» (1883):

перерастает в
Две стадии функционирования общества:

I. Господство механической солидарности

II. Господство органической солидарности

 

Именно благодаря разделению труда формируется новый тип общественной солидарности (не экономическое, а социальное следствие разделения труда подмечено Дюркгеймом)

I. Господство механической солидарности

Изначально люди живут вместе, они связаны, но связь эта – между «такими же, как я» (на основе близости представлений о жизни, сходства точек зрения)

II. Господство органической солидарности

С развитием разделения труда появляется необходимость общения и связи с людьми «не такими, как я», мотивы солидарности – экономические.

Социология М. Вебера.

Макс Вебер (1864 – 1920 гг.)

В отличие от Дюркгейма Вебер не рассматривает общество как целое, обладающее особыми свойствами, а фиксирует внимание на конкретных людях, их деятельности (социологический номинализм).

Разрабатывал идею «понимающей» социологии – социологии, стремящейся не описать и проанализировать, а проникнуть в суть, понять. Что понять? Социальное действие индивидов – это и есть предмет социологии (определение см. ранее в пункте «Является ли социология наукой»)

Как понять?

У М.Вебера собственная методология исследования социальной реальности – «идеальные типы».

Идеальный тип – некая конструкция, модель объекта, с которой объект сравнивается, при этом выделяется исключительное и общее данного объекта. Это именно конструкция, она изобретена, придумана (сродни конструкциям «идеальный газ», «абсолютный вакуум»), это не есть суммирование впечатлений и данных об объекте реальности (идеальный тип капитализма создан не на основе анализа и обобщения черт капитализма в разных странах, а на основе абстрактного анализа процесса кап. развития и того, что с этим связано).

Идеальные типы социального действия:

(в основе типологии – принцип убывания рациональности)

целерациональноеценностно-рациональноетрадиционноеаффективное

(рационально (в основе не только (действие по (действие под

ставится цель рациональность, но и привычке) воздействием

и рационально ценностные мотивы) сильных эмоций;

выбираются средства) на грани поведения

и осознанного действия)

Как же предсказать человеческие действия?

Вебер был убеждён, что современное общество имеет тенденцию к увеличению рациональности → чем дальше, тем чаще люди будут действовать все с большей и большей рациональностью.

Данная убеждённость М.Вебера в нарастании рациональности в современном обществе основывалась, в частности, на его анализе:

  • Властных структур современного общества (бюрократия как рациональный инструмент осуществления господства)
  • Капитализма (анализ связи между господством религиозных норм и развитием капитализма – знаменитая работа «Протестантская этика и дух капитализма»: общая основа протестантской этики и духа капитализма – рациональность – отношении к миру с точки зрения целесообразности, эффективности, полезности)

В дальнейшем выводы Вебера критиковались:

  • Мишель Крозье доказал, что бюрократия зачастую иррациональна, причем, только так она и может существовать.
  • И современники Вебера (Вернер Зомбарт), и современные нам исследователи ставят под сомнение наличие непосредственной связи между этикой протестантизма и развитием капиталистических отношений.

М.Вебер разработал типологию господства

Харизматическое Л егальное

(люди подчиняются власти Традиционное (на основе веры в закон,

на основании харизмы, (господство на на четко регламентированных,

личных качеств лидера) основе традиций) законодательно закрепленных

процедурах)

Легитимность власти – признание существующего строя.

Социология В. Парето.

Вильфредо Парето (1848-1923)

Его концепция – позитивизм, «доведенный до предела». Сказывается то, что Парето – основоположник экономической науки, известный экономист.

Этот социолог считал, что всевозможные социальные зависимости следует представить в количественных показателях, в числах.

В. Парето был основоположником системного подхода к изучению общества. Он создал концепцию общества, находящегося в динамическом равновесии, а также концепцию логических и нелогических действий.

По В. Парето, ключом к пониманию динамики развития общества является анализ человеческих действий.

При этом, в действии можно выделить три составляющие:

  • то, что мы реально видим, наблюдаем
  • обоснование действия (как правило, оно даётся уже после совершения действия)
  • психическое состояние исполнителя действия (именно оно определяет характер действия) все действия

логические (сначала исполнитель нелогические (следствие иррациональных

продумывает действие, и лишь психических процессов, таковых действий

затем его выполняет, таких действий большинство)

минимум, они встречаются в науке,

экономике, отчасти, политике)

 

Для анализа нелогических действий Парето формулирует понятия

«осадки» и «производные» (деривации).

Производные – все те идеологии, которые мы придумываем, чтобы объяснить совершенное действие, они ложны и иллюзорны.

Осадки – его собственный метод измерения, это некоторые показатели психических действий человека.

Два главных осадка: Инстинкт комбинаций

Настойчивость в сохранении агрегатов

Выводы: все есть не истина,

все вокруг – иллюзорные вещи,

и все идеологии равно плохи.

А где же тогда истина? – в психике человека.

 

Социология П. Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — российско-американский социолог XX столетия, многочисленные фундаментальные труды которого (40 книг и несколько сотен статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии.

В истории социологии трудно найти другого, кто уделил бы столь пристальное внимание выяснению исходных, методологических проблем этой науки — ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в специальных работах по данной теме, но и в трудах, посвященных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной динамики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследовательском, так и в учебно-педагогическом плане.

По Сорокину, общество — это «совокупность людей, находящихся в процессе общения», а феномен социального — в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов».

Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (символы интеракции), т. е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаимодействия подразделяются на антагонистические и солидаристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные.

Социология, отмечал П. А. Сорокин, изучает специфически социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т. е. поведение взаимодействующих лиц. Социология — это «наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных» В этом смысле она выступает как теория «социального по ведения», основанного на психофизиологических механизмах рефлекторного типа (акция — реакция). Вся социальная жизнь — это бесконечная цепная реакция акций - реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. Исключительно велика заслуга П. А. Сорокина в разработке структуры социологии. В труде «Система социологии» он выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика (социальная анатомия и морфология); социальная механика, т. е. учение социальных процессов; социальная генетика, т. е. теория эволюции общественной жизни.

Социология, по Сорокину, — наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких тоже генерализирующих наук, как экономическая теория, политология или правоведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социология — со всеми сферами, с родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах, не изучаемыми как таковые ни одной другой из социальных наук. Социология, писал П. А. Сорокин, — это «наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений», «генерализирующая наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных связях».

Социология Т.Парсонса.

Талкотт Парсонс(1902-1979) - выдающийся американский социолог послевоенного периода, автор теории структурного функционализма, которая изложена в книгах `Структура социального действия`, `Теории общества`, `Социальная система` и др. Сам автор называл свою теорию аналитическими реализмом или конструктивизмом.

Парсонс критиковал чрезмерное увлечение эмпирическими исследованиями и считал, что без теории нельзя правильно понять факты. Согласно его взглядам всякая социальная система основывается на взаимодействии людей. Социологические понятия - это не копии социальных явления, а обобщения их. Важна проблема - это соотношение человеческой деятельности и социального порядка. Парсонс ставит вопрос: `Как возможен социальный порядок, если реальными структурными элементами социального мира есть отдельные индивиды, наделенные разумом, чувствами и волей? Как возможна свободная человеческая деятельность в условиях структурно организованного и упорядоченного общества, которое хочет подчинить желания людей определенному общему интересу?

Эта проблем решается с помощью утилитаризма, согласно которому человек стремится к своей выгоде и рационально действует, рассчитывая на награду. Формируется модель экономического человека. Важен также позитивизм, т. е. совокупность причинных связей, которые определяют деятельность человека в определенной ситуации. Далее важен идеализм, который рассматривает человеческую деятельность с точки зрения ее ценностно-нормативного регулирования, подчеркивая значение определенной ценности или нормы.

Эти три явления объединяются в понятии волюнтаристский порядок, который выступает как последствие взаимодействия людей, наделенных разумом, волей. эмоциями. Парсонс уделял внимание психоанализу, с помощью которого объяснял `элементарное социальное действие`, Под ним он понимал совокупность таких элементов, как: ситуация, условия действия, деятель, цели.

Структурный функционализм:

§ высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

§ социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

§ тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме — любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу:

§ Общество должно быть приспособлено к среде.

§ У общества должны быть поставлены цели.

§ Все элементы общества должны быть скоординированы.

§ Ценности в обществе должны сохраняться.

Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).

Социальный порядок

Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов; она всегда воздействует на отклонения так, чтобы скорректировать их и вернуться в равновесное состояние; система преодолевает любые дисфункции, а каждый элемент вкладывает нечто в поддержание е устойчивости.

У Парсонса элементом, упорядочивающим взаимодействующие части, стала структура (неподвижное единство находящихся в постоянном движении социальных действий). Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).

Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:

§ Тенденции социальной системы к самосохранению.

§ Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде (гомеостатическое равновесие).

Типовые переменные — понятие, объединяющее социальное действие и социальную систему; фундаментальные дилеммы, с которыми сталкивается актор социального действия.

1. Партикуляризм (или универсализм) — акторы должны решить, оценивать ли человека с помощью общих критериев (универсализм) или использовать уникальные критерии, применимые лишь в отношении конкретного человека (партикуляризм).

2. Поступки человека — необходимо решить, оценивать ли людей по их поступкам или опираясь на их личные качества.

3. Аффективная нейтральность или аффективность — акторы могут находиться в определённых отношениях либо по причинам инструментальным, не затрагивающим их чувств (аффективная нейтральность), либо по эмоциональным причинам (аффективность).

4. «Диффузность» или специализация — индивидам в любой ситуации приходится выбирать между вовлечённостью наряду с другими индивидами в широкий спектр социальной деятельности («диффузность») и сосредоточенностью на достижении лишь специфических, структурированных целей (специализация).

5. Ориентация на себя или ориентация на группу — эгоистические и альтруитические действия.

6. Аскриптивное или достигнутое.

Социальные системы

Социальные системы — институциональные системы рассматриваемые как устойчивые комплексы правил, норм, установок, регулирующих человеческое поведение и преобразующих его в систему ролей и статусов.

Социальная система имеет структуру с взаимосвязанными уровнями: индивид — группа (коллективы) — институты — общество в целом. Каждому из этих уровней соответствует свой тип иерархии: технический, «менеджериальный», институциональный и социетальный.

На социетальном уровне социальная система организуется в виде слияния 4-х подсистем: экономической (функция — адаптации), политической (функция — целедостижение), «фидуциарной» (функция — латентность) и «социетальной общности» (функция — интеграции).

Социетальная общность — ядро всей социальной системы — это система или совокупность коллективов, организованных и упорядоченных на основе единых нормативных образцов, включает нормы, ценности и нормативные образцы. В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми здесь признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, власть или ценностные качества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.90.236.179 (0.077 с.)