К базовым принципам организации диалога с клиентом можно отнести ряд техник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К базовым принципам организации диалога с клиентом можно отнести ряд техник



Речь консультанта

-Ограничение речи конс-та в пр-се беседы. Речь должна быть приближена в речи Кл-та. Краткость и точность высказываний Конс-та.

Постановка вопросов

Получение информации о клиенте и побуждение его к самоанализу невозможны без умелого опроса. Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для получения конкретной информации и обычно предполагают ответ в одном-двух словах, подтверждение или отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем ли мы встретиться через неделю в это же время?", "Сколько раз случались с вами припадки гнева?" и т.п. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют обсуждать чувства. "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т.п. Открытые вопросы дают возможность делиться своими заботами с консультантом. Они передают клиенту ответственность за беседу и побуждают его исследовать свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир.

Ободрение и успокаивание

Эти техники очень важны для создания и укрепления консультативного контакта. Приободрить клиента можно краткой фразой, означающей согласие или (и) понимание. Такая фраза побуждает клиента продолжить повествование. Например: "Продолжайте", "Да, понимаю", "Ага", "М-мм". В переводе на язык речи эти частицы означали бы: "Продолжайте, я нахожусь с Вами, я внимательно слушаю Вас". Ободрение выражает поддержку — основу консультативного контакта. Другим важным компонентом поддержки клиента является успокаивание, которое вместе с ободрением позволяет клиенту поверить в себя и рисковать, изменяя некоторые аспекты самости, испытывая новые способы поведения. "Очень хорошо", "Не волнуйтесь из-за этого

Отражение содержания: перефразирование и обобщение

Отражение содержания помогает и клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках, убедиться, что его внимательно выслушивают и понимают. Перефразирование наиболее приемлемо в начале консультирования, потому что побуждает клиента более открыто обсуждать свои проблемы

выделяет три основные цели перефразирования:

· показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;

· выкристаллизовать мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде;

· проверить правильность понимания мыслей клиента.

При перефразировании надо помнить три простых правила:

1. Перефразируется основная мысль клиента.

2. Нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что-либо от себя.

3. Надо избегать "попугайства", т.е. дословного повторения высказывания клиента, желательно мысли клиента выражать своими словами.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано, побуждает к рассмотрению значимых тем и способствует соблюдению последовательности консультирования.

ситуации, в которых чаще всего используется обобщение:

· когда консультант хочет структурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами;

· когда клиент говорит очень долго и запутанно;

· когда одна тема беседы уже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапу беседы;

· при стремлении придать некое направление беседе;

· в конце встречи при стремлении подчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток времени до следующей встречи.

Отражение чувств Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей. Отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

o Отражение чувств предполагает их распознавание. Для этого необходимо обращать внимание не только на содержание рассказа клиента, но и на его эмоциональный тон, позу, выражение

Паузы молчания

умение молчать и использовать тишину в терапевтических целях — один из важнейших навыков консультирования.

молчание становится особенно терапевтически ценным, ибо оно:

· увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;

· предоставляет возможность клиенту "погрузиться" в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение;

· позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.

обычно различают "содержательное" и "бессодержательное" молчание. В последнем случае увеличивается тревога клиента, он не может усидеть на месте, начинает нервничать.

Предоставление информации

Цели консультирования достигаются также посредством предоставления клиенту информации: консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента и информирует его о разных аспектах обсуждаемых проблем. Информация, как правило, связана с процессом консультирования, поведением консультанта или условиями консультирования (место и время встреч, оплата и т. п.).

Интерпретация

В консультировании очень важно выявить большее, нежели содержится в поверхностном повествовании клиента. Внешнее содержание, конечно, тоже значимо, однако существеннее раскрытие латентного содержания, скрытого за словами клиента. Для этого используется интерпретаци я повествования. Интерпретационные утверждения консультанта придают определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Содержание рассказа и переживаний клиента трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом. Такое преобразование помогает клиенту увидеть себя и свои жизненные трудности в новой перспективе и новым способом.

Конфронтация

Каждый консультант время от времени вынужден в терапевтических целях вступать в конфронтацию с клиентами. Egan (1986) определяет конфронтацию как всякую реакцию консультанта, противоречащую поведению клиента. Чаще всего противостояние бывает направлено на двойственное поведение клиента: увертки, "игры", хитрости, извинения, "пускание пыли в глаза", т.е. на все то, что мешает клиенту увидеть и решать свои насущные проблемы. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, но которые угнетают, ограничивают становление личности. В центре конфронтации обычно оказывается стиль межличностного общения клиента, отражающийся в консультативном контакте. Консультант обращает внимание на приемы, с помощью которых клиент старается избежать обсуждения важных в консультировании тем, искажает злободневность своих жизненных ситуаций и т.п.

выделяют три основных случая конфронтации в консультировании:

1.Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах.

2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о ней клиента в контексте его потребностей.

3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем.

Чувства консультанта и самораскрытие

Прежде всего консультант может выражать свои непосредственные реакции по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом "здесь и теперь». Другой вариант откровенности консультанта — это рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента.

Структурирование консультирования

Эта процедура проходит через весь процесс консультирования. Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом совпадают.

Структурирование происходит в течение всего консультирования.


БИЛЕТ 19. ТИПЫ ВОПРОСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.

В начале беседы цель консультанта – разговорить клиента, собрать о нем и его проблеме как можно больше информации. Поэтому он употребляет вопросы « открытого типа » (=проективные). Первая часть вопроса выполняет функцию указания на некоторые события или действия, требующие уточнения, вторая часть – вопросительное слово. Например:»Вы сказали, что то-то, то-то, зачем?» «Расскажите мне о ваших взаимоотношениях», «Какая у Вас семья?», «Когда и как это началось?» и т.п. Такие вопросы предполагают развернутые ответы, ответы-рассказы. Когда у консультанта уже появляются некие гипотезы, он для их проверки использует вопросы « закрытого типа » или вопросы по существу (=уточняющие ). Формулировки становятся более тонкими, направленными на уточнение возникших у консультанта идей. Например: «Сколько раз в неделю он приходит пьяным домой?», или «Когда это произошло впервые?». Консультанту следует стремиться, чтобы ответы клиента соответствовали характеру задаваемых вопросов, т.е. были точными и конкретными. Формулировки типа: «часто» или «давно» здесь не подходят. Надо пресекать потоки лишней информации и фокусировать внимание на самой проблеме. Т.е. при помощи этого вида вопросов консультант собирает данные под имеющиеся уже у него гипотезы.

Парадоксальные вопросы. В консультативном диалоге часто используются парадоксальные вопросы. Часто в беседе возникает момент, когда у клиента есть очевидный, с его точки зрения, ответ, который не способствует переосмыслению или конструктивному решению ситуации. Задача консультанта – поставить этот тупиковый по своей сути ответ под сомнение, задав парадоксальный вопрос. Конечно же, этот вопрос является парадоксальным лишь на первый взгляд, найти ответ на него нетрудно, достаточно начать сомневаться в том, что с позиции обыденного здравого смысла кажется очевидным. Например:

Клиентка: Но я сама никогда не ругаюсь, не спорю со свекровью. Она говорит мне всякие гадости, а я молчу.

Консультант: Молчите… А почему?

Клиентка: А что я могу ей сказать? Что она дура и ничего не понимает?

Консультант: А почему бы Вам этого действительно ей не сказать, раз Вы так думаете?

Клиентка: Ну, это грубо, да она и не поймет ничего…

Консультант: А что бы Вы хотели, чтобы она поняла?

Клиентка: Что я тоже человек, что не такая уж я плохая…

Вторая реплика является примером парадоксального вопроса. Его цель – поставить под сомнение то, что клиентка считала абсолютно очевидным (общепринятые истины типа «грубить нехорошо»), и показать, какие истинные чувства и переживания скрывались за этим. Формулировка подобного вопроса обычно довольно проста: «А почему бы и не…?». Многим людям требуется лишь небольшой толчок, чтобы начать размышлять на ранее не подвергавшиеся сомнению темы.

 

 

Анализ переживаний. «что Вы почувствовали, когда…?» «как вы на самом деле относитесь…?» Работает не всегда. Иногда необходимо давать человеку альтернативные формулировки: «Возможно вы обиделись, разозлилились…»

Связаться с эмоциональной сферой клиента возможно через повтор используемых им слов («…и вы возмутились?»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.014 с.)