Вопрос 3. Профессиональные и этические принципы психолога-консультанта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Профессиональные и этические принципы психолога-консультанта



Основные этические требования к деятельности психолога-консультанта:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

1. Ориентация на нормы и ценности клиента

Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта, может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним, а следовательно, возможности консультативного воздействия окажутся трудно реализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

2. Запрет давать советы

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию «гуру», что вредит консультированию, и приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих к ним событиях.

3. Анонимность

Это важнейшее условие психологического консультирования. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В нашей стране таким исключением можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно, даже в этой ситуации его действия должны быть максимально осторожными и соотноситься с интересами клиента.

4. Разграничение личных и профессиональных отношений

Профессиональному консультанту нельзя переходить с клиентами на дружеские (или какие-либо другие личные) отношения, а также оказывать псих. помощь своим друзьям или родственникам по ряду причин.

В психотерапии существуют два важнейших понятия – перенос (склонность клиента переносить не психотерапевта свои отношения, основные проблемы и конфликты со значимыми людьми) и контрперенос (склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения и пациентом). Эти понятия ввел в психоанализ Фрейд, сейчас они используются в рамках различных направлений психотерапии. Они означают, что любые человеческие отношения находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. В той или иной степени эти процессы действуют и в рамках консультирования. В рамках консультаций психолог не работает с этими явлениями, требующими специальной углубленной подготовки, но должен понимать, что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последний мало знаем о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как личности.

Установление тесных личных отношений между клиентом и психологом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

5. Включенность клиента в процесс консультирования

Чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во премя приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того, чтобы обеспечить такую включенность, консультант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным и поддерживать заинтересованность клиента. Т.к. лишь в том случае, когда интересно и понятно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Если клиент теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, не хочет говорить о чем-то, лучше не настаивать, а разрядить обстановку (пошутить, сменить тему), сохранив включенность клиента.

(Алешина, стр. 15-19)

 

Хороший психотерапевт знает…

• что психотерапия – это расширение границ личности человека, увеличение его выборов и углубление ответственности за свою жизнь.
• что тот, кто действительно помогает клиенту – будет увеличивать его свободу выбора и делать его больше
• реальность клиента ценна сама по себе, какой бы она ни была.
• рост возможен только при наличии безопасности и поддержки.
• что может помочь ровно столько, сколько позволит ему клиент.
• позволяющая способность клиента может возрастать во времени и качестве контакта, если Контакт есть. • в начале - контакт и контракт.

•чувство вины может прекращать рост. •запрос «Хочу решить проблему», может значить совсем не это.
• не каждый клиент хочет выздороветь. • прежде чем клиент откажется от чего-то, он должен получить что-то взамен. • что симптом – это кошка, которая гуляет сама по себе
• что клиент, приглашающий его в гости, возможно, просто хочет поговорить о своих проблемах на своей территории; • там, где у клиента есть долг – часто у него нет выбора.
• процесс роста часто движется по схеме: тупик-рост-тупик-рост-тупик-рост, и, что «каждому фрукту свой срок вызревания». • «…лошадь нельзя напоить, лошадь можно подвести к ручью…»
• клиенту нельзя назвать его инсайт; • клиент, впервые придя на консультацию, не подозревает, к чему это может привести. • что иногда (а может и всегда) проблема клиента – его зеркало.
• суть терапевтического процесса не в том, чтобы узнать много нового о себе, а в приобретении новых глаз
• продвижение клиента может ограничиваться личностью психотерапевта
• на своей «шкуре», каково быть клиентом. • что без супервизии далеко не уедешь. А если уедешь- то, скорее, не туда. • здоровый человек чужой патологией не пользуется. Хороший психотерапевт хочет быть здоровым. • что все, к чему стремится клиент, он уже несет в себе как потенциальность.
• что меткой роста будет уменьшение зацикленности клиента на себе, увеличение открытости окружающему миру, пробуждение альтруизма и движения в сторону других
• что иногда он знает то, о чем не знает, что знает это
• что найти себе здорового консультанта или терапевта – творческая удача пациента
Хороший психотерапевт может:
• отличить свою проблему от проблемы клиента;• Хороший психотерапевт уже не боится себя.
• «сидеть на жопе ровно»; • утилизировать игры клиента в целительные процессы.
• утилизировать игры своего восприятия в целительные процессы.
• удерживать в фокусе внимания две реальности одновременно: свою и клиента, не искажая и не путая их. Хороший психотерапевт способен:
•отказаться от работы, порекомендовав другого терапевта. • ПРОСТО БЫТЬ. (пункт для тех, кто в курсе)
• на СО-бытие. • Хороший психотерапевт иногда может то, о чем не знает, что может.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.006 с.)